Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 1     Теоретические аспекты проектирования



2019-12-29 475 Обсуждений (0)
Часть 1     Теоретические аспекты проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Миронец О.Г., Почепина О.Н., Стерхов М.А.

Учебно-методическое пособие по проектированию в социальной сфере, - Ижевск: изд. «Удмурсткий Университет»., 2008. – 42 с.

 

 

Под общей редакцией кандидата психологических наук Вострокнутова Сергея Ивановича

 

При содействии:

    Стерхова М.А., Сапожниковой И.Л., Утехина А.Ю.

 

Дизайн: Никитин К.В.

 

Настоящее издание адресовано сотрудникам, преподавателям и студентам, специалистам в сфере социального проектирования, а также лицам, принимающим участие в разработке социальных проектов.

 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Удмуртский университет

 

 

Учебно-методическое пособие

Проектирование

В социальной сфере

 

 

Ижевск 2008

Содержание

Часть 1 Теоретические аспекты проектирования 3
Часть 2 Обучение основам проектирования (программа спецкурса)   5
Часть 3 Проекты УВВР УдГУ     15
3.1. Проект целевой подготовки студентов к реализации самостоятельных программ в сфере детского и молодежного отдыха и оздоровления                                         15
 3.2. Программа целевой подготовки студенческого актива к участию в грантовых конкурсах государственных и общественных организаций        21
Часть 4 Действующий конкурс проектов «САМИ!» 27
Часть 5 Работы-победители конкурса проектов «САМИ!»     30

Приложения

38
  Форма проекта - заявки 38
  Рекомендуемая литература 42

                   

                                                                             

                                          

                  

   

                                                                                 

 

Часть 1     Теоретические аспекты проектирования

Проектирование, как «идеальное промысливание и практическое воплощение того, что должно быть» (Н.Г. Алексеев) – представляет собой деятельность, которая совершается, прежде всего, в пространстве ценностей, целей, задач, проблем.

Принципиально важно понимать, что овладеть проектной культурой нельзя теоретически («на словах»). Проектирование – это  активная мыследеятельность относительно своей практической деятельности, направленная на ее преобразование. Овладение проектной культурой требует активной работы проектанта в специально организованных условиях.

Однако между проектированием и освоением проектирования существует принципиальное различие: целью проектирования является проект, в то время как при освоении проектирования целью является формирование проектных способностей. Освоение проектных способов работы, требует не только осуществления проектирования, но и последующей рефлексии процесса.

Процессы проектирования разворачиваются по традиционной проектировочной схеме: анализ ситуации, выделение проблем, целеполагание, разработка средств реализации проекта, фиксация ожидаемых результатов и критериев их достижения.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, потому как она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. В отличие  них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации[1].

Таким образом, проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с «местными» условиями (например, проекты профилактики ЗОЖ), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования.

 

 



2019-12-29 475 Обсуждений (0)
Часть 1     Теоретические аспекты проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 1     Теоретические аспекты проектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)