Часть 1 Теоретические аспекты проектирования
Миронец О.Г., Почепина О.Н., Стерхов М.А. Учебно-методическое пособие по проектированию в социальной сфере, - Ижевск: изд. «Удмурсткий Университет»., 2008. – 42 с.
Под общей редакцией кандидата психологических наук Вострокнутова Сергея Ивановича
При содействии: Стерхова М.А., Сапожниковой И.Л., Утехина А.Ю.
Дизайн: Никитин К.В.
Настоящее издание адресовано сотрудникам, преподавателям и студентам, специалистам в сфере социального проектирования, а также лицам, принимающим участие в разработке социальных проектов.
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Удмуртский университет
Учебно-методическое пособие Проектирование В социальной сфере
Ижевск 2008 Содержание
Часть 1 Теоретические аспекты проектирования Проектирование, как «идеальное промысливание и практическое воплощение того, что должно быть» (Н.Г. Алексеев) – представляет собой деятельность, которая совершается, прежде всего, в пространстве ценностей, целей, задач, проблем. Принципиально важно понимать, что овладеть проектной культурой нельзя теоретически («на словах»). Проектирование – это активная мыследеятельность относительно своей практической деятельности, направленная на ее преобразование. Овладение проектной культурой требует активной работы проектанта в специально организованных условиях. Однако между проектированием и освоением проектирования существует принципиальное различие: целью проектирования является проект, в то время как при освоении проектирования целью является формирование проектных способностей. Освоение проектных способов работы, требует не только осуществления проектирования, но и последующей рефлексии процесса. Процессы проектирования разворачиваются по традиционной проектировочной схеме: анализ ситуации, выделение проблем, целеполагание, разработка средств реализации проекта, фиксация ожидаемых результатов и критериев их достижения. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, потому как она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. В отличие них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации[1]. Таким образом, проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Задачи проектной деятельности: — анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера; — поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; — выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; — разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Проект может существовать в двух формах: а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения; б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с «местными» условиями (например, проекты профилактики ЗОЖ), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |