Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельности взрослых детей 5 – 6 лет



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Деятельности взрослых детей 5 – 6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводи к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Вопросами трудового воспитания занимались многие отечественные педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Р.С.Буре, Л.В. Русскова, Г.Н.Година, А.П.Усова, Я.Н.Коломинский, Д.В.Сергеева, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и многие другие.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий приобщения к труду взрослых детей 5 – 6 лет в процессе целевых экскурсий.

Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на приобщение к труду взрослых детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования – педагогические условия, способствующие приобщению к труду взрослых детей 5 – 6 лет в процессе целевых экскурсий.

Гипотеза - приобщение к труду взрослых детей 5 – 6 лет будет эффективным при следующих педагогических условиях:

1. Если отбор содержание целевых экскурсий будет доступен возрастным особенностям детей 5 – 6 лет.

2. Если содержание целевых экскурсий будет осуществляться на основе ознакомления с профессиями взрослых, близких опыту детей 5 – 6 лет.

3. Если ребенок будет занимать активную и самостоятельную позицию в процессе отражения элемента в трудовой деятельности взрослых.

Были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме приобщения к труду взрослых детей 5 – 6 лет в процессе целевых экскурсий.

2. Изучить особенности приобщения к труду взрослых детей 5 – 6 лет.

3. Разработать систему целевых экскурсий, способствующих приобщению к труду взрослых детей 5 – 6 лет.

4. Определить педагогические условия приобщения к труду взрослых детей 5 – 6 лет в процессе целевых экскурсий.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 21 общеразвивающего вида» г.Ухта в старшей группе. Количество детей в экспериментальной группе 20 человек.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования была использована комплексная методика, включающая теоретический анализ психолого – педагогической литературы, педагогическую диагностику, включающую  констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

 

Глава 1. Теоретические основы приобщения к трудовой

деятельности взрослых детей 5 – 6 лет

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [18;185].

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. В их трудах отмечено, что первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение [13; 56].

А.В. Запорожец отмечет, что трудовая деятельность - это деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с пред­полагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достиже­ния намеченного [25;91].

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в построении общества; процесс формирования положительного отношения к труду [7;189].

Трудовое воспитание - система, воспитательных воздействии, предусматривающая вовлечение детей и юношества в целях их общего развития в трудовую деятельность [13;34].

 Трудовое воспитание присуще всем историческим формациям и является самой древней формой воспитания Его конкретный характер и место в системе воспитания определяются конкретными историческими условиями. Воспитывать у детей любовь к труду, ответственность и добросовестное к нему отношение следует с дошкольного возраста [11;57].

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого[8; 6].

Трудолюбие - черта характера, заключающая в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Трудолюбие предполагает потребности и привычку трудиться, заинтересованность в достижении полезного результата труда. Только в результате титанического, напряженного, в сущности сверхчеловеческого труда постигается истина, создаются новые технические устройства и технологии. Формирование трудолюбия у каждого человека - одна из главных задач воспитания [5;67].

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

• хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

• труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
  •ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсрочные по времени.

2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, уголку природы.

3. Коллективный труд.

При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи:

• Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости.

• Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к
труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя
инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.

• Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения.

• Использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.

• Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

• Приучать детей экономно расходовать материалы.

• Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.

• Формировать у детей трудовые умения и навыки.

При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия:

• Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.

• Помнить, что выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде.

• Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

• Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.

• Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых.

• Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям раз
личных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

• Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.

• Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения и т.д.).

• Планировать воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.

· С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей [12;21 ].

Индивидуальный труд — это поручение отдельному ребенку. Труд рядом — ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет свое дело.

Коллективный труд может быть общим, — группе детей поручается общее дело, и совместным — дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним. Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат, но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников [2;196].

Определено содержание работы с дошкольниками по приобщению к труду взрослых:

1. Дети расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда: производственного: строительство, сельское хозяйство; не производственного: школа, больница, театр.

2.  Знают, что труд — это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улуч­шающие качество.

3. Дети понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).

4. Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.

5. Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолето­строения, ракетостроения и пр.

6. Имеют общее представление о труде взрослых (труд — основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).

7. Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.

8. Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками.

9. Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд [6;196].

Успех вхождения ребенка в мир людей и предметов, созданных их трудом, уровень освоения им трудовой деятельности, трудовая воспи­танность ребенка, которая предполагает ценностное отношение к труду  и проявляется в бережном отношений к материальным и духовным ценностям как результатам человеческого труда, в уважении к трудя­щемуся человеку и его собственности, в значительной степени зависят от содержания трудового воспитания, ибо содержание образования существенно влияет на развитие личности [4;49].

Ребенок-дошкольник только входит в мир. В силу возрастных особен­ностей, для дошкольников характерно не создание, а потребление цен­ностей, созданных трудом взрослых. В сравнении со сформированной трудовой деятельностью взрослого труд детей - дошкольников своеобра­зен. Значение труда дошкольника — в его воспитательном воздействии на личность ребенка.

Теория содержания образования базируется на концепции развития личности, согласно которой личность развивается в деятельности, в процессе освоения социального опыта, накопленного человечеством. Это положение лежит в основе теории культурно-исторического разви­тия (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.), которая рассматривает процесс овладения опытом предшествующих поколений как основной путь развития личности в онтогенезе. Данная теория положена в основу теоретического обоснования содержания программы [4;50].

Основными взаимосвязанными компонентами социального опыта выступают знания о действительности, самом человеке и способах его деятельности; опыт осуществления исторически сложившихся способов деятельности; опыт способов поведения и эмоционально - ценностного отношения к миру (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выгот­ский, О. Г. Дробницкий, П. В. Копнин, И. Я. Лернер, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.). Это позволяет рассматривать становление трудовой деятельности в онтогенезе как процесс овладения трудовым опытом предшествующих поколений, доказывает необходимость фор­мирования у детей знаний о труде, самой трудовой деятельности, ценностного отношения к труду.

Ведущим компонентом человеческого сознания выступают знания, которые обусловливают мировоззренческую направленность личности, возможность успешного освоения разнообразных видов деятельности. Согласно принципу единства сознания и деятельности (С. Л. Рубин­штейн), сознание (знания и отношение к действительности) формиру­ется в процессе видов деятельности, имеющих личную значимость; с другой стороны, формирующееся сознание обеспечивает осознание, регуляцию и осуществление самой деятельности. Обобщение опыта в сфере сознания (осознания действительности) приводит к становлению особенностей «организации содержания сознания» по признакам «уров­ня идеальности сознания», способам организации, рефлексии и т.д. (Н. И. Непомнящая) [3;47].

Начало освоения детьми трудовой деятельности падает на период до трех лет (Б. Г.Ананьев, В. И. Логинова, Е. Н. Герасимова), к среднему дошкольному возрасту складывается самостоятельная трудовая деятельность в виде отдельных целостных процессов самообслуживания и хозяйственно - бытового труда, при выполнении которых ребенок спосо­бен встать в позицию субъекта (В. И. Логинова, М. В. Крулехт). Соглас­но Н. И. Непомнящей, одним из условий оформления ценности как психического образования к концу дошкольного детства является обоб­щение опыта деятельности, выделение его общей структуры.

Анализ трудовой деятельности с позиций теории деятельности (Л. П. Буева, Т. Котарбиньский, М. С.Кветной, А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чангли и др.) раскрывает состав ее компонен­тов: мотивы и цель труда, предмет и орудия труда, трудовые действия, результат труда. Этими компонентами труда и должны овладеть дети, ибо человек, освоивший деятельность, ставший ее субъектом, созна­тельно определяет цель, мотивирует, планирует и контролирует ее выполнение. Включение человека в деятельность, результативность деятельности зависят от содержания, системы знаний о труде (о моти­вах целях деятельности, предметах, материалах и орудиях труда, последовательности и особенностях осуществления трудовых действий, требованиях к качеству результатов труда).

Экспериментально доказано, что трудовая деятельность взрослых (ее содержание, структура, отношения людей к труду и по поводу труда) выступает для детей в качестве нормативной (В. И. Логинова, Е.Н.Герасимова, М.В.Крулехт, Л.Я.Мусатова). Поэтому для до­школьников знания о труде — это знания о понятных для них видах труда взрослых. Содержание работы по приобщению к труду взрос­лых должно ввести детей в мир их трудовой деятельности, помочь приобрести те знания, которые позволят детям также стать субъектами в элементарных видах труда, заложить базу для воспитания отношения к труду как первостепенной ценности.

В исследованиях В.И.Глотовой, С.М.Котляровой, Г.П.Лесковой, Н. Г. Лоран, Е. И. Радиной и др., которые определили традиционное содержание работы детского сада по приобщению к труду взрослых, подчеркивалось, что основой знаний должен быть особый характер труда людей [10;37].

Особый интерес представляли иссле­дования по формированию у дошкольников системных знаний о труде взрослых, проведенные под руководством В. И. Логиновой. В исследо­ваниях В. И.Логиновой знания о трудовой деятельности взрослых рас­сматриваются как центральное звено знаний о социальной действи­тельности, важнейший компонент в структуре человеческого сознания, определяющий социальную направленность личности.

Связь понятия о труде  сконцентрировала в себе сущность труда, как особой деятельности по преобразованию окружающей дейст­вительности, раскрыла его ценностную значимость — удовлетворение потребностей людей. Это позволяет детям вычленить труд взрослых из многообразия явлений современного мира в его сущностных характе­ристиках, показать его ценность, раскрыть мотивы и цели деятельности взрослых, способы деятельности. Такие знания о труде обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремле­ние научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми (субъек­тами труда) [22;37].

Системные знания о труде дают детям возможность строить собствен­ные трудовые процессы в соответствии со структурой трудовой деятель­ности взрослых, становясь субъектом трудовой деятельности, что экс­периментально доказано (Е. Н. Герасимова, М. В. Крулехт, Л. Я. Муса­това).

Выявлено влияние системных знаний о труде взрослых на развитие разных видов детской деятельности; на формирование личностной сфе­ры ребенка: творческой самостоятельности, ответственности, друже­ских взаимоотношений со сверстниками, уважения к старшим, береж­ного отношения к растениям и т. д. (Р, К. Аралбаева, Н. А. Вершинина, Е. Н. Герасимова,, Р.Н. Дзарасов, М. В. Крулехт, Л.Я.Мусатова, М. Н. Силаева, О. Н. Сомкова, М. М. Стрекаловская и др.) .

Раньше всего дети овладевают тру­довыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направ­лены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде и пр. В этой деятельности проявляется важнейшее личностное новообразование младшего дошкольника — самостоятельность (Л. И. Божович, Т.В.Гуськова); осуществляется переход ребенка от общей самооценки к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие (М. Г. Елагина, М. И. Лисина). В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику, что при­водит к освоению качественно иной социальной позиции, связанной с осознанием себя как субъекта [22;39].

Таким образом, содержание трудового воспитания  обеспечивает целостное развитие дошкольника. Развитие на уровне индивида реализуется через направленность содержания на развитие психофизической организации ребенка, его поло­вых интересов и потребностей. Оно выражается в оптимальной интенсивности двигательных, физических и психических нагрузок, базиру­ется на учете возрастных возможностей детского организма. Высокий уровень владения деятельностью, освоение позиции субъекта труда обеспечивают развитие задатков, раннее проявление способностей, индивидуальной неповторимости, творчества, как высшего достижения личности в деятельности, поэтому содержание трудового воспитания предусмат­ривает постепенное становление ребенка как субъекта деятельности и индивидуальности.

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания. В основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью; развитие личности ребенка в труде.

 

Ю.К.Бабанский В.И.Логинова В.Г.Нечаева
Воспитание отношения к труду; воспитание отношения к людям труда; формирование потребности трудиться, подготовка к выбору профессии. Формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. Формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно – волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых

Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка. Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.) [21;62].

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда (как показали Я. Л. Коломинский, Л.В. Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда, его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа [20;19].

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игро­вой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для фор­мирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам, например уборке снега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы [16;40].        

По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозе­рист, экскаваторщик) и военные специальности (летчик, танкист, ракетчик). Девочки больше, чем мальчики знают о профессиях: воспитатель, учитель, врач, медсестра, парикмахер, музыкальный работник, продавец.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которые им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей. Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии. У малыша складывается уважи­тельное отношение к труду взрослых. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности (В.И.Логинова) [30;64].

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям. Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений. Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы [29;14].

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного со­вместно результата трудовой деятельности [38;52].

В основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вторая: дошкольник все больше и больше включается в совместную с взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Много впечатлений и сведений ребенок получает под руководством воспитателя на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, обогащению и закреплению представлений об окружающем.

Все это, безусловно, оказывает важное влияние на умственное развитие детей, и педагогу следует использовать образовательные возможности всех занятий.

Ознакомление с окружающим является и самостоятельным предметом обучения в детском саду, систематически осуществляется на специальных занятиях (экскурсии, беседы, чтение и рассказывание педагога, рассматривание картин, показ диафильмов, дидактические игры и др.). Познавательный процесс строится так, чтобы у детей постепенно и последовательно складывались достаточно полные и правильные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта  людей.

Ознакомление дошкольников с окружающим осуществляется в соответствии с программой детского сада и включает формирование знаний и представлений об окружающем предметном мире и о явлениях общественной жизни. Соответствующие этим основным аспектам задачи ознакомления с окружающей действительностью тесно между собой связаны, однако их удельный вес меняется при переходе от младших к более старшим группам детского сада. В старших группах больше, внимания уделяется ознакомлению детей с общественными явлениями. Уточнение, расширение и обобщение знаний о предметах, как правило, не требует специальных знаний и целенаправленно осуществляется в процессе ознакомления детей 5—7 лет с жизнью и трудом взрослых, общественным транспортом и т. д. [40;16].

Отечественные педагоги А. П. Усова, Е. И. Радина, О. И. Соловьева, А. М. Леушина и др. много сделали для определения и обоснования принципов отбора содержания ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста, по разработке программы воспитания и обучения. Формирование представлений дошкольника об окружающем А. П. Усова считала важным фактором умственного развития детей и ставила его на первое место в образовательном содержании дошкольного воспитания. Содержание программы, по ее мнению, должно быть таким, чтобы дошкольники в пределах своих возрастных возможностей получили подлинно научные, точные сведения об окружающем, направленные на развитие их мыслительных способностей.

Конкретизация в педагогических исследованиях (Р. И. Жуковская, 3.И.Тидикиене, В. И. Глотова, В. Н. Аванесова, В. И. Логинова, С. М. Котлярова и др.) этих общих положений, применительно к ознакомлению детей с окружающим, позволяет совершенствовать содержание данного раздела образовательно - воспитательной работы, систематизировать знания детей о труде взрослых, общественном транспорте, учреждениях культурно-бы­тового обслуживания (библиотека, магазин и др.) как общественных явлениях [48;10].

В систему знаний о труде взрослых были включены общие представления о данном явлении в целом: представления с разных сферах трудовой деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве и др.); представления о труде людей основных профессий (няня, повар, воспитатель, строитель, швея, полевод и др.); представления об основных этапах и процессах создания продукции (постройка дома, выращивание хлеба, изготовление одежды); представления о взаимосвязи труда людей разных отраслей и профессий и об отношении их к работе.

Указанные компоненты, включая знания о существенных связях и зависимостях, в свою очередь раскрываются в определенной системе. Так, содержание знаний о труде людей какой-либо профессии должно быть следующим: название профессии (кто варит обед, строит дом); место работы (где работает повар, строитель); материал для труда (что нужно для работы повару, строителю); орудия труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель): трудовые действия (что делает повар, строитель); результаты труда (что получается в результате работы повара, строителя); польза труда для общества (для кого варит повар обед, строит дом строитель) [7;10].

Система знаний усваивается детьми на протяжении ряда занятий в течение учебного года и всех лет пребывания в детском саду. Воспитатель, планируя работу, должен ясно представлять содержание первого, последующих и завершающего занятий. При этом надо исходить из программных требований для данной возрастной группы, а также имеющихся у детей знаний [27;101].

Усвоение программного содержания требует планомерной обра­зовательной работы во всех возрастных группах детского сада, так как освоение программы в каждой группе является необходимым условием и фундаментом для успешного обучения на последующих возрастных этапах. Во всех группах предусматривается ознакомление с одними и теми же темами, но с разной степенью широты и глубины. Очень важно за внешней повторностью рассматриваемых вопросов в каждой группе видеть новое, уметь сосредоточивать на нем основное внимание в процессе обучения, опираясь на уже имеющиеся знания и опыт детей. В связи с этим необходима постоянная корректировка программных знаний с опытом, с уровнем умственного развития детей каждой конкретной группы.

Большие возможности для непосредственного приобщения детей к труду взрослых заложены в самостоятельных играх и занятиях, наблюдениях, в трудовой деятельности, а также в общении с взрослыми и сверстниками. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для разнообразной, содержательной жизни каждого ребенка группы, максимально использовать возникающие ситуации для практического приобщения к миру вещей и предметов, с природой, с общественными явлениями, воспитывать у детей живой интерес к событиям жизни, воздействовать на их сознание через чувства, вызываемые впечатлениями об окружающей действительности, развивать и направлять любознательность детей, их стремление понять увиденное и услышанное, найти ответ на возникающие вопросы. Однако следует помнить, что приобщение к окружающему в самостоятельной деятельности требует особого педагогического такта, умения не торопиться с прямыми указаниями, а решать образовательные задачи на основе учета жизненных потребностей детей, их индивидуальных нужд и интересов, характера деятельности. Надо признать за детьми право в часы самостоятельной деятельности выбирать себе дело, и товарищей по душе, заниматься, играть, наблюдать за тем, что заинтересовало, и т. д. [27;97].

К пяти годам дети обычно знают, что такое профессия, и умеют называть многие профессии, понимают, что такое трудовые действии - это то, что делают люди на работе, могут назвать ряд трудовых действий няни, шофера и т.д. Дети достаточно хорошо ориентируются в том, какие орудия и материалы необходимы для работы людей знакомых профессий. В старшей



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Деятельности взрослых детей 5 – 6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельности взрослых детей 5 – 6 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)