Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в дет саду Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой.



2019-12-29 409 Обсуждений (0)
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в дет саду Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой. 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной программе был проанализирован раздел «Формирование предпосылок трудовой деятельности». В данном разделе уделено вниманиеформированию трудовых навыков и положительного отношения. Рассматриваются факторы, которые стараются подбирать соответствующие задания и виды труда.

Проблеме ознакомления с трудом взрослых детей 5 - 6 лет в данной программе и методических рекомендациях к ней не уделяется внимания.

Итак, в данном параграфе рассмотрена экскурсия, как одна из форм приобщения дошкольников к труду взрослых, методы руководства. Проанализировав программы «Детство», «Радуга», «Воспитания обучения в детском саду», можно отметить, что авторскими коллективами в программах «Детство» и «Традиционной» предусматриваются одинаковые представления по ознакомлению с трудом взрослых у детей 5-6 года жизни. В программе «Воспитания и обучения в детском саду» (традиционной) данные представления рассматриваются более подробно. Специфическими чертами методики трудового воспитания дошкольников при использовании данных форм преимущественным является непосредственный контакт ребенка с объектами и практическая деятельность, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Дошкольники нуждаются в знаниях о труде взрослых. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению труда взрослых, обогащается личный опыт. Организованные экскурсии, позволят пополнить у ребенка багаж знаний, на конкретных примерах.

Таким образом, подводя итоги теоретического анализа проблемы приобщения к труду взрослых детей 5 – 6 лет, можно отметить следующее, что среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопрос трудового воспитания детей 5 – 6 лет всегда стоит на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.

Методика приобщения дошкольников к трудовой деятельности взрослых строится в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность). Процесс приобщения дошкольников к труду взрослых строится на принципах интеграции, поскольку трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка.

 

Глава 2 Особенности приобщения к трудовой деятельности взрослых

Детей 5 – 6 лет

2.1 Цель, задачи, содержание и методика констатирующего этапа исследования

Цель – выявить особенности приобщения к труду взрослых детей 5-6 лет.

Исходя из цели констатирующего эксперимента, были определены следующие задачи:

1. Выявить интерес к труду взрослых у детей 5-6 лет.

2. Выявить уровень представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет.

3. Выявить уровень умений у детей 5-6 лет отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности .

Для реализации поставленных задач были использованы методы:

1. Метод выбора.

2. Наблюдение.

3. Организация трудовой деятельности (труд в природе).

Исследование проводилось в г. Ухта в МДОУ «Детский сад № 21 общеразвивающего вида». В исследовании принимало участие 20 детей старшей группы 5-6 лет.

 Для решения первой задачи констатирующего этапа исследования, направленного на выявление интереса к труду взрослых у детей 5 – 6 лет    был использован метод выбора по Л.В.Куцаковой: детям были предложены следующие 3 ситуации:

1 ситуация: выбор «Рассказ для ребят из другого детского сада о любимой игре».

  Детям предлагалось ответить на вопрос: «Представь, что к вам  в группу пришли гости, ребята из другого детского сада. О какой игре ты бы хотел (а) рассказать?»

1. Игра «Парикмахерская», которую только что поместили в группу,

2. О строительной игре «Гараж».

3. О подвижной игре «Мышеловка.

       2 ситуация: выбор «Книги для чтения».

  «Представь, что во время выходного дня тебе мама предложила почитать книжку. Что бы ты выбрал (а)?» 

1. Книгу, в которой рассказывается о профессиях взрослых «Айболит»      К.И.Чуковского?

2. Сказка П.Бажова «Серебряное копытце»?

3. Фантастический рассказ  про несуществующих животных Д.Чиарди «О том, у кого три глаза»?

    3 ситуация: выбор роли в сюжетно – ролевой игре «Больница».

  «Представь, что воспитатель предложила поиграть в игру «Больница». В этой игре должны быть доктор, медсестра, пациенты – больные, родители пациента. Какую роль ты выберешь для себя?»

1. Врача или медсестры.

2. Роль родителей больного - пациента.

3. Роль больного – пациента.

    При выявлении уровней интереса к труду  взрослых использовался выбор объектов связанный с профессиями.

1. Выбор из трех предложенных ситуаций оценивался как высокий в 3 балла.

2. Выбор из двух предложенных ситуаций оценивался как средний в 2 балла.

3. Выбор  «что осталось?»  оценивался как минимальный 1 балл.

    Для удобства расчетов по уровням использовался средний оценочный балл:

Высокий уровень (от 3 до 2,4 балла) - дети проявляют выраженный и устойчивый интерес к трудовой деятельности взрослых.

Средний уровень (от 2,3 до 1,8 балла) – дети проявляют некоторую заинтересованность к труду взрослых.

Низкий уровень (от 1,7 до 1 балла) – интерес детей к труду взрослых отсутствует или носит поверхностный характер.

  Для исследования интереса к труду взрослых детям были предложены 3 ситуации, из которых они должны были сделать верный выбор.

Для решения второй задачи констатирующего этапа исследования была предложена беседа. Детям предлагалось ответить на вопросы. Предложенные игры были дифференцированы по половому признаку. Мальчикам была предложена игра «Автомастерская», а девочкам «Ателье мод».

Для изучения представлений о труде взрослых были определены следующие показатели:

1. Знание названия профессии.

2. Представление о профессии.

3. Рабочее место.

4. Что нужно для работы (материал для труда).

5. Орудия труда (чем и с помощью чего работает).

6. Представления о трудовых действиях, которые выполняют люди, занимающиеся профессией швеи и автослесаря.

7. Представления о результатах труда.

 

8. Представление о пользе труда.

9. Особенности проявления отношений к труду взрослых.

Указанные компоненты, включая представления о существенных свя­зях и зависимостях необходимо раскрывать в определенной системе, в связи с этим были составлены следующие вопросы для беседы.

Инструкция: «Представь, что если мы с тобой будем играть в игру «Ателье мод («Автомастерская»)». Я буду тебе задавать вопросы, а ты постарайся найти на них верные ответы».

Вопросы (отбор вопросов был осуществлен на основании задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой):

1. Знакомы ли тебе профессии людей, которые работают в «Ателье мод» (Автомастерской)?

2. Чем занимается швея (автослесарь)?

3. Опиши его рабочее место, где швея (автослесарь) могут работать?

4.  Что нужно для работы швее (автослесаря)?

5. Чем, с помощью чего работает швея (автослесарь)?

6. Какие трудовые действия  совершает швея (автослесарь)? 

7. Каковы результаты труда швеи (автослесаря)?

8. Какую пользу труда для общества несет швея (автослесарь)? 

  Критерии оценки:

3 балла – ответ правильный, верный.

2 балла – ответ частично верный.

1 балл - ответ не верный, или отсутствует.

Уровни представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет:

Высокий уровень  (3 – 2,4 балла) – характеризуется тем, что дети имеют четкие представления о труде швеи (автослесаря). Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

Средний уровень (2,3 – 1,8 балла)– характеризуется тем, что дети имеют не достаточно полные и четкие представления о труде швеи и автослесаря. Не всегда четко могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не всегда точные, поскольку может ошибаться в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

Низкий уровень (1,7 - 1 балла) – характеризуется тем, что дети имеют фрагментарное представление о труде (швеи и автослесаря). Не могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибается в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляют особого стремления получать знания о труде взрослых.

Для решения третьей задачи констатирующего этапа исследования было организовано наблюдение за трудовой деятельностью детей (труд в природе). Детям предлагалось задание: сгребать снег к стволам деревьев и кустарников (см. Приложение 1).

    Для оценки трудовой деятельности использовались критерии умений(критерии выделены на основании задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой):

1 Осознанно трудиться.

2 Планировать трудовое действие.

3 Самостоятельность выполнения трудового поручения.

4 Отбор инвентаря для выполнения поручений.

5 Бережное отношение к инвентарю.

6 Участие в совместной деятельности.

7 Польза (бережное отношение к окружающей природе).

8 Радоваться результатами своего и коллективного труда.

Оценивание критериев трудовых умений осуществлялось по 3-х бальной системе:

3 балла – Умение у ребенка сформировано полностью.

2 балла – Ребенок частично проявляет умение.

1 балл – Ребенок не проявляет умение.

На основании показателей проявлять умения в процессе трудовой деятельности были составлены характеристики уровней развития умений проявлять трудовые действия.

    Высокий уровень (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.

  Средний уровень (2,3 -1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.

    Низкий уровень (1,7 -1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.

 




2019-12-29 409 Обсуждений (0)
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в дет саду Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в дет саду Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)