Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционный анализ урока



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Традиционный анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего, следует иметь в виду, что понятие «традицион­ный анализ» применяется нами по отношению не только к «клас­сическим», но и ко многим «новейшим» видам анализа урока. Древний афоризм - все познается в сравнении - помогает обнару­жить традиционный смысл и в новых понятиях. Речь идет о широ­ко используемых терминах «демократичность», «технология», «личность», «развитие», «личностные качества», «личностный опыт», «субъектность», «мотивирование», «самоорганизация», «са­мостоятельность», «сознание», «познавательный интерес», позна­вательная активность», «творчество» и т. д.

Обнаружив их в этом и следующем за ним разделах, не стоит обольщаться по поводу того, что они представляют реально гума­нистическое содержание, соответствующее новым требованиям к образованию. Сопоставляя их с гуманистическими ценностями обучения и учения, несложно выявить традиционную ориентацию на моноактивность учителя, на тщательно скрываемую любовь к заданному смыслу, на приоритет воздействия над взаимодействием на уроке и т. д.

Содержание этих понятий и, следовательно, средства их при­менения - традиционны, они принципиально отличаются от того смысла и средств его реализации, которые заданы законодательно и представлены в гуманистической парадигме личностно ориенти­рованного образования культурологического типа. Этот феномен мы рассматривали и ранее, но он присутствует и в схемах анализа.

Тем не менее мы уделяем традиционной классификации анали­за урока значительное место. Во-первых, потому, что каждый учи­тель должен знать эти классические схемы: в них есть над чем по­размышлять; во-вторых, потому, что современный учитель должен уметь применять накопленный опыт; в-третьих, учитель должен научиться использовать все положительное, что содержится в этих схемах. И последнее: любая схема, при всех её недостатках, дисци­плинирует хотя бы тем, что заставляет систематизировать свою деятельность, обратиться за помощью к опыту и науке.

Процедура классификации предполагает определение общего основания и выделение соответствующих ему групп. Классифика­ции вносят определенную ясность в познание исследуемых явле­ний и процессов, в том числе педагогических.

Классификации анализа урока призваны вооружить учителя пониманием сущности и назначения используемых форм, методов и приемов обучения, протекания различных педагогических про­цессов. Они помогают учителю обеспечить преемственность в ра­боте, наметить линию развития реализуемой им педагогической системы. Особенно актуальна эта проблема в наши дни, когда шко­лы внедряют разнообразные и часто разнородные проекты, не все­гда обеспечивающие планируемые результаты.

Современный урок принято рассматривать с позиций образова­тельных парадигм: традиционной (формирующей), традиционно–развивающей, личностно ориентированной (гуманистической).

Педагогическая парадигма - устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образо­вательных и исследовательских задач. Представляет собою модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач. Необходимость в новой образовательной па­радигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности. Об­разовательная парадигма базируется па каких-либо ценностях, оп­ределяющих направление педагогического процесса: на интересы общества, государства или на личность (индивидуально- личностное развитие), взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими, содержание - знаниевым или развивающим, технологии рассчитаны на передачу культурно- исторического опыта или на развитие его личностного (культурно- генетического) творческого потенциала, школа может быть ориен­тирована на тоталитарное государство или на демократическое об­щество.

Смысл парадигмального подхода состоит в умении ученых и учителей понимать и точно интерпретировать «задаваемые той или иной парадигмой образцы решения образовательных и исследова­тельских задач» (Е.В.Бондаревская). Эти умения обеспечивают эффективность практической деятельности в рамках конкретной парадигмы. Выход за ее пределы приводит к деформации смысла и лишает результаты эффективности.

Классификации анализа по общим основаниям.

Как правило, традиционная классификация предлагает обра­щаться к таким основаниям для анализа, которые представляют некий отдельный участок (аспект) урока: психолого-педагогический, методический, сопоставительный, целевой, с точки зрения педагогического общения, физиолого-гигиенический. Следуя этой логике, выстраивается и классификация традиционного анализа урока.

Классификация анализа по времени педагогической дея­тельности.

В современной дидактике выделяются основные виды анализа урока, определяющие время его проведения: предваряющий, теку­щий, ретроспективный.



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Традиционный анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционный анализ урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)