РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Анализ урока может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа: - общий психолого-педагогический; - методический; - сопоставительный; - целевой; - анализ урока с точки зрения педагогического общения; - анализ урока с физиолого-гигиенических позиций. Для каждого вида анализа имеются разработанные педагогами и психологами схемы. Кроме того, разработаны различные схемы самоанализа учителя. Однако наряду с этими специальными схемами для самоанализа могут использоваться и перечисленные выше схемы анализа. В схемах в сжатом виде отражены основные требования к уроку, а, как известно, требования к нему и к анализу его должны быть адекватны друг другу. Процедура анализа включает следующие этапы: - этап самоанализа; - вопросно-ответный этап (когда посещающий с помощью вопросов устраняет терминологическое и содержательное различие в понимании посещённого урока); - этап анализа. Схема общепедагогического анализа урока. 1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока. 2. Организация урока: а) тип урока; б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке; д) плотность урока; рациональное использование времени. 3. Содержание урока: а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного; ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся. 4. Методика проведения урока: а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала па всех этапах урока; б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов; г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке; ж)система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность. 5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми. 6. Работа и поведение учащихся на уроке: а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение учащихся к учителю; г) дисциплинированность и организованность учащихся; д) речь учащихся; задаваемые вопросы. 7. Общие выводы по уроку. 8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКА
I. Введение в урок | |||||||||||||
1. | Создание психологического настроя | 0 | 1 | 2 | |||||||||
2. | Постановка целей | 0 | 1 | 2 | |||||||||
3. | Формирование мотивов учения | 0 | 1 | 2 | |||||||||
II. Оснащенность урока | |||||||||||||
1. | Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО | 0 | 1 | 2 | |||||||||
2. | Целесообразность использования средств наглядности | 0 | 1 | 2 | |||||||||
III. Содержание урока, формы реализации | |||||||||||||
1. | Соответствие методической структуры урока целям | 0 | 1 | 2 | |||||||||
2. | Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала | 0 | 1 | 2 | |||||||||
3. | Дифференциация заданий | 0 | 1 | 2 | |||||||||
4. | Научность содержания | ||||||||||||
5. | Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи | 0 | 1 | 2 | |||||||||
6. | Нравственная и мировоззренческая направленность урока | 0 | 1 | 2 | |||||||||
7. | Эстетическое воздействие урока | 0 | 1 | 2 | |||||||||
8. | Использование эффективных методов обучения, их вариативность | 0 | 1 | 2 | |||||||||
9. | Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль | 0 | 1 | 2 | |||||||||
10. | Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм | 0 | 1 | 2 | |||||||||
11. | Работа по расширению осведомленности учащихся (использование дополнительной литературы) | 0 | 1 | 2 | |||||||||
12. | Наличие практической деятельности учащихся | 0 | 1 | 2 | |||||||||
13. | Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата | 0 | 1 | 2 | |||||||||
14. | Привитие навыков самообразовательной деятельности | 0 | 1 | 2 | |||||||||
IV. Психологические аспекты урока | |||||||||||||
1. | Смена видов деятельности на уроке | 0 | 1 | 2 | |||||||||
2. | Учет объема оперативной памяти на слух и при письме | 0 | 1 | 2 | |||||||||
3. | Учет времени активного внимания | 0 | 1 | 2 | |||||||||
4. | Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной) | 0 | 1 | 2 | |||||||||
V. Оценка деятельности учащихся | |||||||||||||
1. | Степень активности учащихся | 0 | 1 | 2 | |||||||||
2. | Организованность и дисциплина | 0 | 1 | 2 | |||||||||
3. | Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно доказывать тезис (правило) | 0 | 1 | 2 | |||||||||
4. | Умение работать у доски с картой, схемой, прибором | 0 | 1 | 2 | |||||||||
5. | Навыки самостоятельной деятельности | 0 | 1 | 2 | |||||||||
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |