Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексный анализ урока



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Комплексный анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ урока. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из учителей в течение урока тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение урока. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на уроке новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности учителя, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на уроке; отношения учителя и учащихся, педагогическая этика на уроке. Специально дается педагогическая характеристика личности учителя: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.

Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П.Симонов и М.Н.Скаткин указывают на некоторые его направления:

1-е направление.

Анализ решаемых учителем задач: как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя, насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели урока, в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока, что стимулирует ответственное отношение учащихся к учебному труду, насколько объективно оценивались знания, умения и навыки, как осуществлялась связь теории с практикой, насколько удачно сочетались содержание и методы обучения, применялись традиционные и новые виды обучения, технические средства, что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2-е направление.

Анализ воспитательного влияния урока: что на уроке служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию, профориентации учащихся, как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, школы, класса, каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками, насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.

3-е направление.

Анализ педагогических возможностей и особенностей учителя: какие личностные качества учителя проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать труд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников, вносить коррективы).

4-е направление.

Анализ деятельности учащихся на уроке: учет учителем воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособность учащихся на уроке, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов, развитие речи, умение применять теорию на практике и др.

В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда учителя и уровне воспитанности школьников. Поэтому в учебной работе могут быть получе­ны некоторые данные, необходимые для деятельности классного руководителя. Создаются возможности для формирования единой оценки учеников учителями, работающими в классе (педагогиче­ский консилиум). Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение - важное условие органического включения анализа работы учителя в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы школы.

Системно-функциональный анализ урока

Системно-функциональный анализ урока обычно рассматрива­ет и оценивает реализацию организованной, обучающей, разви­вающей и воспитывающей функций деятельности учителя и реа­лизацию познавательной функции деятельности учащихся.

 

 

Схема

Ф. И. О. учителя____________________________________

Класс_____________________________________________

Предмет___________________________________________

 

 

Критерии, оценки

Записи элементов анализа

1

2

1. Выявление дидактических целей урока и каждой ее функции.

 

2. Выявление педагогической обоснованности целей: какие особенности развития класса и отдельных учащихся легли в основу определенной цели, в какой мере отвечают они потребностям развития учащихся класса, как согласованы они между собой и общей дидактической целью урока.

 

3. Выявление соответствия избранных методов целям и показателям реализации каждой из функций урока, а также рациональности выбора их: в какой мере исполь­зовался каждый метод для реализации не одной, а не­скольких функций урока, как способствовали они про­явлению и развитию личностных функций учащихся.

 

4. Определение и оценка результатов урока, их соответ­ствие дидактическим целям урока и каждой из его функций: какие возможности урока были использованы для реализации его функций? Какие возможности были использованы частично или не использованы совсем? Почему?

 

5. Выявление места урока в общей системе работы учи­теля по обучению, развитию и воспитанию детей, фор­мирование их способности к самостоятельной познава­тельной деятельности

 
     

Выводы и предложения:____________________________

Подпись посетившего урок:_________________________



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Комплексный анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексный анализ урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)