Эффективность воспитательной работы и уровень воспитанности
Реализуя основные положения «Концепции содержания образования», «Программы модернизации российского образования до 2010 г.», а также с учетом нормативно-правовых актов и документов в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, Закона РФ «Об образовании», статья 5,16,17,20,50 (пункт 10,11) Закона РФ «О социальной защите инвалидов», педагогический коллектив решает ряд воспитательных задач: ü воспитание гражданско-патриотического сознания обучающихся и нравственной позиции через реализацию городской комплексной подпрограммы «Истоки» по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения; ü создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, для воспитания привычки здорового образа жизни; ü повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы по выработке социально-нормативного поведения обучающихся, формирование благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе; ü продолжение работы по организации охранительного режима, посильного участия детей во всех видах деятельности; ü оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, создание условий для трудовой деятельности. В целях решения данных задач, учитывая особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, было составлено общешкольное планирование. Воспитание осуществлялось с помощью: • уроков общеобразовательного цикла; • внеклассной деятельности; • внешкольной деятельности Педагогический коллектив проблеме здоровье, оздоровления детей уделяет первостепенное значение, так как с учетом специфики специального (коррекционного) учреждения у нас нет абсолютно здоровых детей. В результате мониторинга получены следующие данные:
Из приведенных данных видно, что количество детей-инвалидов увеличивается. С каждым годом поступают первоклассники с более низкими показателями здоровья. Так в 2008 -2009 уч. г. в 1 класс поступило 58 % детей от общего количества обучающихся в этом классе, уже имеющих инвалидность. Задача сохранения и укрепления здоровья решалась через реализацию школьной программы «Здоровье» по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, плана работы семинаров по проблеме: «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», плана мероприятий по совершенствованию системы медицинского обеспечения, сохранению и укреплению здоровья обучающихся школы, работу спортивных секций, планов проведения «Дней здоровья», систему тематических классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья воспитанников, реализацию программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. С целью повышения психолого-педагогической грамотности по вопросам здоровьесбережения и потребности в медико-психолого-педагогическом просвещении строятся и систематически проводятся занятия для родителей «Школа безопасности». Для педагогов школы прошли семинары по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий, на которых рассматривались такие вопросы как: ü педагогика оздоровления и факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья школьников. Обучение педагогов умению поддерживать здоровьесберегающие факторы на оптимальном уровне, ü роль индивидуального стиля педагогической деятельности учителя на психологическое здоровье обучающихся; ü о профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Ознакомление с играми и дыхательными упражнениями для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; ü о взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности и др. Работа по здоровьесберегающим образовательным технологиям начинается с момента поступления ребенка в школу, когда психолого-медико-педагогической службой подробно изучаются анамнестические данные, особенности раннего развития ребенка, показатели физического и психологического развития. Данные исследований подробно изучаются не только классным руководителем, но и всеми педагогами и специалистами, работающими с данным ребенком. Забота о здоровье обучающихся школы является приоритетной, поэтому в курс обучения младших школьников введен урок здоровья, который проводит педагог-психолог. Также дети посещают уроки ЛФК, которые направлены на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.п.); коррекцию нарушений в движениях; устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и др.) Ежемесячно в школе проводятся «Дни здоровья» и раз в четверть «Состязания здоровячков», традицией стало проведение Зимней спартакиады (соревнования по зимним видам спорта: лыжи, коньки), Дня бегуна, волейболу, мини-футболу, личное первенство по н/теннису, соревнования по стрельбе. Успешным можно считать факт систематического проведения в период каникул спортивных соревнований, подвижных игр для детей разного возраста. В рамках санитарно-гигиенического воспитания проводились беседы в классных коллективах по охране жизни и здоровья детей, а библиотечные уроки «Путешествие на планету «Здоровье» для учащихся начальной школы, «Аукцион полезных советов» для учащихся среднего и старшего звена всегда интересны и полезны. В школе стали традиционными ежегодные походы на экологически чистый источник с. Авангард. Коллективный выход на природу целенаправлен и эффективен. Тесное сотрудничество с центральной городской и детской библиотеками позволило расширить познавательный уровень и социальный диапазон детей с особыми образовательными потребностями Необычно проводился в этом учебном году праздник «День защитника Отечества» Ребятам старшеклассникам представилась возможность пройти тропой от рядового до генерала. В выигрыше оказались все, и участники, и зрители. Такие мероприятия, как классные часы, посвященные государственной символике, Дню космонавтики и другим праздникам, мероприятия к Дню матери (в ноябре) и Дню семьи (в мае): изучение на уроках граждановедения и закрепление во внеурочных мероприятиях Конвенции о правах ребенка и законов, принятых в нашей стране во исполнение положений конвенции - были направлены на воспитание гражданина и патриота России. Тесное сотрудничество с центральной городской и детской библиотеками позволило расширить познавательный уровень и социальный диапазон детей с особыми образовательными потребностями Одной из важнейших задач воспитательной работы является повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы по выработке социально-нормативного поведения обучающихся (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации досуга, оказание социальной помощи подросткам, семьям, социально-бытовая адаптация школьников). Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В школе сложилась определенная система по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Результатами проводимой в школе работы и исследований показывают, что в подавляющем большинстве случаев в условиях жизни несовершеннолетних, проявляющих асоциальное поведение, обнаруживается ряд отрицательных средовых факторов, в частности, таких как: - неполный состав семьи; - наличие у родителей психических аномалий; - бытовые конфликты, пьянство, аморальный образ жизни родителей; - невыполнение родителями коррекционно-воспитательных функций, функций по надзору за умственно неполноценными подростками; - негативное влияние ближайших родственников; - отрицательное воздействие микросреды (соседи, друзья и т.д.), наличие в ее составе лиц, совершавших преступления; - контакты с неформальными группами лиц с асоциальной направленностью поведения. При проведении социально-психологических исследований создана база данных по различным категориям обучающихся школы. Так, на конец 2010-2011 учебного года всего обучающихся 123 человек, из них: · детей инвалидов – 21; · детей, состоящих на учете ОДН – 4; · родителей, состоящих на учете ОДН – 9; · опекаемых детей – 21; · обследование жилищно-бытовых условий проживания (неблагополучных ) семей – 8 рейдов; · обследование жилищно-бытовых условий проживания опекаемых семей – 15; · работа Совета профилактики (8 заседаний), проводилось согласно плана на год, заслушано 18 учащихся и 7 родителей, заседания СП проходили совместно с инспектором ОДНУ ОМ. Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении детей с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив обращает серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды. Разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений, а также токсикомании, наркомании, алкоголизма и табакокурения, СПИДа. Систематически проводятся рейды в семьи детей группы риска, детей с девиантным поведением, в социально-опасные семьи и т.д. В школе работает совет профилактики, где рассматриваются наболевшие вопросы по перевоспитанию подростков, приглашаются родители и дети. Поддерживается тесный контакт с комиссией по делам несовершеннолетних при городской администрации. Классные руководители и администрация школы постоянно курируют своих подопечных, выясняя чем, занимаются дети в свободное время, обследуя жилищно-бытовые условия. В случае отсутствия в школе ученика педагог выясняет причину отсутствия у родителей. Активно подростки школы участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках городского месячника «За здоровый образ жизни». Организовывались встречи с инспектором ПДН Утешевым А.А. и начальником ПДН ГУВД Курочкиной И.В., которые выступали с беседами на правовые темы. Осуществляется постоянный контроль за посещаемостью, дисциплиной, • занятиями в кружках детей состоящих на внутришкольном контроле и учете в ОДН . Проводилась индивидуальная профилактическая работа социальным педагогом. Беседы по плану ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ носят систематический характер с учетом контингента обучающихся и их родителей. Педагог-психолог школы помогает определить тематику встреч с родителями с учетом их потребностей в психолого- медико- педагогическом просвещении. Налажена система консультаций для родителей и детей, которая помогает внедрять здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс школы с учетом психолого-медико- педагогических исследований, отслеживает мониторинг здоровья, доводя полученные данные до сведения администрации и всего педагогического коллектива. Результатом работы психолога явилось то, что классные руководители более дифференцированно подходят к своим воспитанникам, в подборе воспитательных методов, приемов воздействий на них, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, психолого-педагогическими воспитательными приемами в значительной мере сглаживаются патологические особенности в характере деятельности детей с нарушением интеллекта. Систематически проводятся исследования по выявлению уровня воспитанности обучающихся школы. Низкий уровень воспитанности в основном у детей начальной школы, т.к. в силу своего заболевания (по данным мониторинга здоровья за последние три года увеличилось количество детей-инвалидов первоклассников) и незрелости эмоционально-волевой сферы дети с трудом усваивают общепринятые нормы поведения. Также это связано еще и с тем, что у большинства родителей невысокий культурно-образовательный уровень (высок процент родителей, выпускников вспомогательных школ). Система работы дополнительного образования основана на принципах добровольности и разнообразия. Направления: - художественно-эстетическое; - спортивное; - экологическое; Организация досуга воспитанников: Количество детей, охваченных организованными формами досуга - 83,8%.
Организация дополнительного образования детей в школе:
Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями бесплатное. Хочется отметить высокую активность всех групп обучающихся, их желание участвовать в кружковой деятельности, а также руководителей кружков, которые сумели заинтересовать детей. занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед. В прошедшем учебном году охват детей воспитательными мероприятиями составил 91%. Это происходит благодаря тому, что педагоги школы значительное внимание уделяют воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательной работы. Недостатком в воспитательной работе является отсутствие детской организации. Детское самоуправление присутствует только внутри класса. В этом вопросе наблюдается некоторая разобщенность педагогического коллектива. Нет молодого, инициативного педагога, который бы с энтузиазмом взялся за решение этой задачи при поддержке администрации школы. Проблема эта, безусловно, заслуживает обсуждения и скорейшего решения. Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2010-2011 учебном году можно считать решенными. В новом учебном году школой в области воспитания определены: Цель: формирование личности ребенка с трудностями в обучении через деятельность, направленную на его социальную интеграцию. Задачи: · постижение обучающимися жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации; · освоение (на доступном для каждого ученика уровне) базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности - культуры знания, культуры чувств и творческого действия; · развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни; · повышение уровня воспитанности обучающихся, побуждение их к саморегуляции поведения, соответствующего общечеловеческим нормам; · продолжение работы по организации охранительного режима, посильного участия детей во всех видах деятельности; · оптимизация деятельности по оказанию помощи обучающимся в жизненном и профессиональном самоопределении.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |