Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идея личностно-ориентированного подхода  и пути её



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Идея личностно-ориентированного подхода  и пути её 0.00 из 5.00 0 оценок




    реализации

     

       Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно – ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

    Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике и, как известно, стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

    Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных/ коммуникационных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем.

    При личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения учитываются потребности, возможности и склонности школьника,  и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

    Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и приемы / технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т.д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

    Как влияет личностно-ориентированный подход на постановку целей обучения иностранным языкам?

    В области обучения иностранным языкам ещё в 60-е годы акцент был сделан на развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи: как на рецептивном, так и на продуктивном уровне.

    Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/ программой пределах. Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции.

    Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/ стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Все это повышает требования к уровню обученности учащихся по иностранному языку.

    Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.

    Основной акцент в системе образования сегодня делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формированиякритического мышления, умения работать с информацией.

«Знаниецентричная» модель образования уже давно перестала удовлетворять реальные потребности развития общества и личности. Стало очевидным для всех, что  любой профессионал не может помнить всего объема изученной информации. Главное – знать, где можно её найти.                                                                    

    Поворот к «компетентностной» модели  связан с новыми общественно – экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования:

современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности, а  также необходимость организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления.

    В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

    Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. [13]

    Среди разнообразия технологий, адекватной поставленным целям, является проектная методика. Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, метод проектов, гуманистический по своей сути, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей наряду с успешным усвоением учебного материала.

     Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным. [3]

    Такие известные педагоги, как Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский стремились организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. Метод проектов как одно из эффективнейших средств современной педагогики позволяет решить данные задачи.

 

1.2. Понятия «проект» и « метод проектов»

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажа, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

     Принятое понятие «проект» предполагает разработку замысла, идеи, детального плана  или иного практического  продукта, изделия и т.д. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). В последнее время проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта даже без целостной и детальной проработки. [12] Поэтому некоторые школьные мероприятия (неделя иностранного языка в школе, создание общешкольного альманаха, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом «проект». Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, в других случаях под «проектом» понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование «проекта» как понятия и метода проектов.

 Метод – дидактическая категория,  совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания.

Если говорить о методе проектов, то следует понимать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы

(технологию).

     Разработка должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект»,  его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

    Метод проектов предполагает по сути своей  использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный  практический результат, значимый для ученика , с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

    Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

 



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Идея личностно-ориентированного подхода  и пути её 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идея личностно-ориентированного подхода  и пути её

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)