Взаимодействие элементов инфраструктуры: проблемы и пути их решения
Рис.1 Общий состав и взаимодействие элементов инфраструктуры внутреннего и внешнего рынков показаны на рис1 Все перечисленные элементы системы рыночной инфраструктуры различают по трем уровням управления: - федеральные системы; - системы субъектов Федерации; - региональные и местные системы. Взаимосвязь уровней очевидна, однако на каждом из них решается свой круг инфраструктурных задач. Так, задачи формирования и обеспечения функционирования общероссийского рынка средств производства (энергоносителей, машин, оборудования и других технических средств, металлов, леса и пр.), включая создание для этого необходимой нормативной базы, обеспечивающей его кредитно-финансовый, платежный, расчетный, страховой и налоговый механизмы, транспортно-коммуникационное обслуживание, нельзя решать на местном и региональном уровнях, хотя реализация этих задач функционирования общероссийского рынка касается всех регионов, в нем участвующих. На основании постановления Правительства Российской Федерации «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации» от 3 августа 1996 г. № 936 была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации «О комплексной программе развития инфраструктурных товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы» от 15 июня 1998 г. В соответствии с программой были определены цели реализации основных направлений развития инфраструктуры товарных рынков, способствующих улучшению товародвижения и повышению предпринимательской инвестиционной активности в этой сфере. Необходимость реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков была обусловлена рядом факторов, отражающих развитие рыночных отношений в России и специфику формирования сферы товарного обращения, к которым относятся следующие. Низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательное правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушениям взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, большие транспортные издержки. Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений, результатом чего являются постоянные взаимные неплатежи со стороны основных участников рыночного оборота. Неравномерность расположения посреднических организаций на территории России. Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%. Уровень снабженческо-сбытовых надбавок организаций оптовой торговли составляет в среднем 23%, в том числе организаций частной собственности — 31%, государственной и смешанной форм собственности - 21-23% [ 1, с.5]. Организации оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. Но сегодня их загрузка осуществляется не более чем на 40—60%. Как было неоднократно отмечено, свободные площади продолжают сдаваться в аренду или продаются промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Отсутствие исчерпывающей, достаточно достоверной рыночной информации, всесторонне характеризующей состояние функционирования товарных рынков и элементов их инфраструктуры, значительно затрудняет эффективное формирование и развитие рыночных отношений. Несовершенство тароупаковочной индустрии способствует увеличению потерь товарной продукции на всех этапах ее продвижения. Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности России оцениваются в 12—14 млрд. руб. в год. Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает 30%. При этом каждая третья упаковка - импортная. Серьезным недостатком рынка транспортно-экспедиционных услуг является сопровождение его формирования интенсивным процессом дезинтеграции. В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект на всех стадиях расширенного воспроизводства товаров и услуг. Отсутствует система правоотношений, отвечающих требованиям рыночных отношений. Имеются отдельные разрозненные нормативные акты, которые не отражают всех аспектов функционирования товарных рынков и иногда противоречат друг другу. Необходима единая система нормативных актов, способствующих реализации четкой логической схемы регулирования процессов и отношений. Относительная неразвитость, диспропорции и деформированность инфраструктуры способствуют повышению уровня трансакционных издержек и снижению эффективности функционирования товарных рынков. Чтобы устранить факторы, препятствующие развитию инфра структуры рынка необходимость рационально расположить на территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного и финансового обеспечения рыночного взаимодействия с одновременным повышением качества обслуживания клиентов. Инфраструктура способствует обеспечению эффективного взаимодействия между производителями и потребителями, спросом и предложением и создает совокупные условия бесперебойного функционирования рынка и всей экономики. Основной целью Программы является формирование системы организаций, обеспечивающей взаимосвязь между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: сформировать сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающие эффективную торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товаров и услуг с минимальными затратами; - повысить конкурентоспособность товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам; - создать сеть объектов и условия, обеспечивающие товародвижение в части платежно-расчетных и кредитных нужд, а также формирующие высокий уровень культуры рыночных отношений и корпоративную социальную ответственность всех участников рыночного оборота перед обществом; - совершенствовать нормативно-правовые основы и системы информационного обеспечения развития инфраструктуры рынка с активным использованием передовых форм и методов управления рыночной инфраструктурой; - организовать научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры рынка с эффективной организацией подготовки и переподготовки кадров. Перечисленные задачи предусмотрено решить в два этапа. На первом этапереализуется ряд пилотных проектов, касающихся создания сети рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки, формирования сети образования высококвалифицированных кадров; Второй этаппредполагает осуществление основных мероприятий инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных программ и мероприятий первого этапа. Развитие оптово-посреднических организаций в рамках программы предусматривает - преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по подбору выгодных участников рыночного оборота, услуги производственного характера по подготовке продукции к промышленному потреблению и услуги коммерческого характера, в том числе по подготовке рыночной информации, осуществлению маркетинговых исследований, рекламных мероприятий и эффективности стимулирования сбыта готовой продукции, связям с общественностью; - создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм управления оптово-посреднической деятельностью, а также логистики складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; - комплексное развитие объектов оптовой торговли для сезонного хранения и поставок продукции, а также для развития оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья; - создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов; - создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций сельскохозяйственной продукции и дальнейшее развитие продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней; - развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности; информационное обслуживание товарных рынков с поэтапным созданием - общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией; - разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использованию геоинформационных систем для передачи и обработки информации. Для контроля за ходом реализации Программы предусмотрено создание межведомственной комиссии по развитию инфраструктуры рынка с включением представителей министерств и ведомств, деятельность которых связана с функционированием товарных рынков на федеральном и региональном уровнях. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов: - получения потребителями товаров и услуг в необходимом объеме и надлежащих качества, ассортимента, сортности, комплектности, в определенные сроки и в нужной упаковке; - повышения конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения качества, внешнего вида, упаковки, ассортимента; - снижения материальных затрат при изготовлении и продвижении продукции на рынок, а также предотвращения экологического ущерба за счет развития системы сбора и переработки вышедшей из обращения тары и упаковки; - формирования информационно-аналитических систем товарных рынков, снижения затрат и сроков проведения бизнес-операций за счет своевременного получения участниками рынка информации о спросе и предложении, местонахождении товаров, ценах, условиях их поставки; - снижения затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, внедрения логистики, комплексного обслуживания поставок товаров; - создания условий для цивилизованной торговли товарами и услугами в результате совершенствования нормативно-правовой базы, разработки методической документации, подготовки высококвалифицированных кадров и этики коммерческого взаимодействия.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |