Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности и тенденции развития сферы услуг ресторанов в Республике Башкортостан.



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Закономерности и тенденции развития сферы услуг ресторанов в Республике Башкортостан. 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшей закономерностью мирового развития за последние сорок с лишним лет стал опережающий рост сферы услуг. В постиндустриальных странах за период после 60-х гг. ХХв. темпы роста услуг значительно опережали темпы роста производства самого ВВП. В результате доля услуг в ВВП США достигла 69,3%,Великобритании 70,3%, Японии-68,8%.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой производство услуг росло менее быстрыми темпами, но даже небольшое опережение темпов их роста над темпами роста производства товаров явилось эффективным инструментом содействия реструктуризации экономики и развития частного бизнеса. Так, доля услуг в ВВП стран Латинской Америки в настоящее время выросла до 74,0%, Китая - до 60,9%, Восточной Европы - до 70,3%. Тем не менее, рост производства услуг здесь осуществлялся в основном за счет увеличения числа трудоемких рутинных услуг.

ускорения темпов производства услуг пока не получил должного развития. Для выявления теоретических основ этого закономерного, прогрессивного экономического процесса остановимся на трех методологически особенно важных моментах: раскрытии сущности услуги через ее экономическую форму, систематизации воспроизводственных особенностей сферы услуг и выявлении тенденций и закономерностей ее экспансивного развития.

Подобно тому, как экономические отношения между продавцом и покупателем проявляются в товаре в момент совершения купли-продажи, особенности экономических отношений услуги проявляются в общественном обмене. Экономическая форма услуги отличается от экономической формы товара характером прямой связи агентов обмена, их экономические отношения реализуются не через отношения вещей как в товарном обмене, а непосредственно через отношения людей. Объектом отношений обмена при оказании услуги является не продукт труда (вещь), а полезная деятельность одного лица для другого. Такая связь агентов обмена исключает возможность разрыва и предполагает совпадение процессов производства, обмена и потребления услуги. В отношениях товара производство всегда предшествует обмену, причем после производства имеет место разрыв в воспроизводственном процессе, т.е. обмен может и не состояться, состояться намного позже. В отношениях услуги, наоборот, обмен является условием осуществления как потребления, так и производства услуги, что делает невозможным кризисы перепроизводства.

Экономическая форма услуги характеризуется высоким динамизмом -способностью приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Динамизм обусловливается характером экономических отношений. Поскольку услугу нельзя производить заранее, то нельзя также транспонировать и складировать. В процессе ее оказания происходит личный контакт производителя и потребителя. Он обеспечивает прямой канал связи его агентов, поэтому сигнал потребителя доходит до предпринимателя гораздо быстрее, чем на товарных рынках, не успевая исказиться.

Экономический рост базируется на следующих воспроизводственных особенностях сферы услуг.

1. Воспроизводственный цикл здесь, как правило, существенно короче, чем на предприятиях промышленности, что дает возможность ускоренного оборота капитала.

2. Относительно меньшая капиталоемкость и ее специфическая структура (больше человеческого и меньше природного капитала) дают возможность использовать сравнительно меньший, чем при производстве товаров, объем невозобновляемых ресурсов для поддержания простого воспроизводства.

3. Используемые при производстве услуг ресурсы более ликвидны, что способствует ускорению процессов перераспределения средств, формирования мобильных резервов и приспособления к изменяющемуся спросу.

Укороченный цикл воспроизводства, специфическая структура капиталоемкости с преобладанием человеческого капитала и относительно низкая ресурсоемкость обусловливают закономерности экспансивного развития сферы услуг в силу ресурсной экономичности, малой капиталоемкости и ускоренного оборота капитала. Кроме того, в сфере услуг значителен удельный вес частного предпринимательства, играющего особую роль в процессах адаптационной эволюции. Адаптирующая, развивающая роль предпринимательства в сфере услуг связана с его способностью к риску, готовностью к конкурентной борьбе и быстрой перестройке структуры производства услуг.

Исследования доказывают, что чем выше уровень развития экономики страны (измеряется показателем среднедушевого ВВП), тем выше доля сферы услуг в ВВП и общей занятости. Исключение из данной закономерности составляют несколько «карликовых» стран Европы, а также ряд островных государств, основной статьей доходов которых является туристический и игорной бизнес. С одной стороны, с ростом уровня экономического развития увеличиваются доходы населения, что приводит к постепенному насыщению спроса на продукты питания и промышленные товары, а также скачкообразному росту спроса на разнообразные услуги. С другой стороны, с развитием экономики растет уровень общественного разделения труда. Объектом общественного обмена все чаще становится не конечный овеществленный продукт труда, а полезная работа, реализуемая на стадии деятельности в форме услуги.

В целом для развития сферы услуг в постиндустриальных странах характерны

следующие тенденции.

1.  Расширение круга предоставляемых услуг осуществляется не только в непроизводственной сфере, экономическая форма услуги выходит за ее пределы и распространяется на сферы материального производства и внерыночного обмена. Растет не только общий объем услуг, опережающими темпами увеличиваются и цены на услуги, что в совокупности приводит к увеличению доли сферы услуг в ВВП.

2. В структуре услуг наблюдается переход от трудоемких к наукоемким услугам. Растет удельный вес специфически присущих рыночной экономике деловых, финансовых, информационных услуг, увеличивается спектр социальных и управленческих услуг. Под влиянием НТП и особенно информационно-коммуникационных технологий и Интернета происходят качественные изменения в системе экономических отношений услуги, усиливающих гибкость и мобильность формы услуги (передача компьютерных, информационных, телекоммуникационных, образовательных и других видов услуг на любое расстояние; новые возможности рекламной деятельности; дистанционное обучение и др.).

3. Растет зависимость воспроизводственного процесса от развития сферы услуг. Конкурентоспособность экономики во все большей мере начинает определяться развитием телекоммуникационных, информационных, компьютерных, финансовых и других услуг. Происходит глобализация услуг, увеличиваются возможности экспорта и импорта услуг.

4. Структурные и качественные изменения в сфере услуг сопровождаются диверсификацией производства услуг, носящей многоотраслевой характер. Закономерным становится расширение интеграционных форм производства услуг как по вертикали (концерны, холдинги, партнерские ассоциации), так и по горизонтали (стратегические альянсы разных типов: комплексные, научно-исследовательские,
учебно-консультационные, производственно-сервисные). Происходит формирование предпринимательских сетей, объединяющих разные типы предприятий нескольких отраслей и охватывающих несколько регионов, стран. Усиливается многофункциональность сервиса.

Нужно ли говорить о том, что учет рассмотренных выше преимуществ экономической формы услуги, воспроизводственных особенностей сферы услуг, закономерностей и тенденций ее развития при структурной перестройке экономики России необходим. Следует отметить также и то, что наша страна начала переход на рыночные принципы не с чистого листа, а опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший территорию огромной страны. Этому комплексу соответствовала слаженная энергетическая, транспортная и информационная инфраструктура. Кроме того, экономический эксперимент по самофинансированию и самоокупаемости, осуществляемый плановыми органами в 60-х- 80-х годах двадцатого столетия, хорошо проявил себя именно на предприятиях сферы услуг. Уже тогда в особой, трансформированной форме здесь проявлялись элементы рыночного хозяйствования. Вместе с тем специфические черты российской экономики, складывающиеся под воздействием территориальных, национально-культурных, социально-исторических особенностей развития страны, не позволили реализовать чисто рыночную модель. Ориентация только на частные интересы неизбежно привела бы к угрозе целостности страны и появлению признаков рыночной дезинтеграции в субъектах Федерации, поэтому реализация модели смешанной экономики с этих позиций была более предпочтительной.

В нашей республике осуществляется целенаправленная экономическая политика по развитию сферы услуг и устранению структурных диспропорций. По показателю производства ВРП на душу населения (75-110% относительно среднего уровня по России) и особенностям макроструктуры ВРП (товары - 60-70%, услуги - 40-30%) Республика Башкортостан входит в четвертую подгруппу третьей группы регионов с минимальной долей услуг в структуре ВРП (табл. 2). В эту же подгруппу входят Татарстан, Удмуртия, Липецкая, Ярославская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Оренбургская и Челябинская области РФ. Анализ показывает, что наиболее высокий уровень производства ВРП на душу населения на современном этапе экономического развития обеспечивается при такой структуре ВРП, в которой доля услуг составляет не менее 50-60%.

Таблица 2

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню развития макроструктуры ВРП

 

 

Уровень производства ВРП на душу населения

(относительно среднего в РФ), %

Макроструктура ВРП

товары - до 40%; услуги - свыше 60% товары -40-50%; услуги -60-50% товары — 50-60%; услуги —. 50-40% товары - 60-70%; услуги - 40-30%
I группа (свыше 150) г.Москва   Чукотский автономный       * округ Тюменская и Сахалинская облас­ти, Республика Саха (Якутия)
II группа (110-150) г.Санкт-Петербург   Республика Коми, Мурман­ская, Томская и Пермская области Самарская, Камчат­ская, Магаданская области, Красноярский край
III группа (75-110)   Московская и Нижегород­ская области Республика Каре­лия, Хабаровский край, Архангель­ская, Свердловская и Иркутская области Республики Башкортостан, Татарстан, Удмур­тия, Липецкая, Ярославская, Воло­годская, Ленинград-ская, Новгородская, Оренбургская, Че-лябинская области

 

Окончание таблицы 2

Уровень производства ВРП на душу населения

(относительно среднего в РФ), %

 

 

Макроструктура ВРП

товары - до 40%; услуги - свыше 60% товары -40-50%; услуги -60-50% товары — 50-60%; услуги —. 50-40% товары - 60-70%; услуги - 40-30%
V группа (менее 50)                 Республика Тыва, Еврейская автономная область Республики Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Брянская, Тамбовская, Псковская области Республики Адыгея, Карачаево-Черкесская, Даге­стан, Марий Эл, Воронежская, Ивановская, Пензенская, Курганская области, Алтайский край Республики Мордовия, Чувашия

 

Динамика объемов платных услуг населению РБ за 1965-2004 гг. представлена на рис.3.

 

 

Рис.3. Динамика объемов услуг населению в сопоставимых ценах к уровню 1991г. РБ, % (рассчитано по данным Госкомстата РБ).

 

 Хотя анализируемый динамический ряд несколько коротковат для выявления цикличности, однако он все же позволяет зафиксировать волнообразный процесс. Хорошо видно, что пик волны приходится на 1991 г. Сглаживание фактических значений позволяет выявить незначительную повышательную тенденцию в конце анализируемого периода. Фактический объем платных услуг населению в РБ вырос в 2004г. на 10,1% и составил 45427,2 млрд. руб. в текущих ценах.

На основе анализа динамики экономических показателей разработан трехсценарный прогноз развития сферы услуг (табл. 3)

Таблица 3

Показатели прогноза развития сферы услуг в Республике Башкортостан на период до 2015г.

 

Показатели 2003 г. (базисный) 2005г. (ожидаемое) 2010г. (прогноз) 2015г. (прогноз)
2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Закономерности и тенденции развития сферы услуг ресторанов в Республике Башкортостан. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности и тенденции развития сферы услуг ресторанов в Республике Башкортостан.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)