Проблемный подход в обучении биологии
Психологи считают, что мыслить человек начинает, когда появляется потребность что-либо понять. В такое состояние в начале урока учащихся можно привести, показав, что имеющихся у них знаний недостаточно для объяснения предложенных учителем ситуаций. Специально организованное учителем состояние интеллектуального затруднения, побуждающее учеников приобретать дополнительные знания, и есть проблемная ситуация. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация создается ради той познавательной деятельности, которая следует за вопросом учителя. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.
Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами. Чаще всего это постановка проблемных вопросов или заданий. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. [7] Для создания проблемных ситуаций не пригоден слишком простой (описательный) и слишком сложный материал. Наибольшие возможности в этом плане имеются при формировании экологических и эволюционных понятий. Учителю рекомендуется систематически вести работу по накоплению проблем для каждого курса биологии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные биологические публикации, периодическую печать. Следует иметь в виду, что не всякая проблемная ситуация становится проблемой (хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию). Нередко в практике обучения встречаются вопросы учителя, создающие у учащихся интеллектуальные затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен, так как они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. В этом случае создается проблемная ситуация, не переходящая в проблему. Так, например, учитель спрашивает у учащихся: «Когда стали образовываться почвы на Земле, на каком этапе развития природы?» Если этот вопрос задан до того, как учащиеся познакомились с эволюцией растительного и животного мира, а также причинами образования почв, возникает проблемная ситуация, решение которой в значительной степени ляжет на плечи учителя. Если же школьники уже имеют необходимые исходные знания для размышления, проблемная ситуация перерастает в проблему, принимаемую школьниками к решению. Выявление проблемы и ееформулировка - первый этап творческого мышления. Возникшая познавательная проблема может быть разрешена с разной степенью самостоятельности школьников и на разных уровнях познавательной активности. Проблемное обучение может осуществляться с помощью проблемного изложения, эвристической беседы, частично поискового и исследовательского методов обучения. Проблемное изложение заключается в том, что учитель, создав проблемную ситуацию, сам излагает материал, рассуждая вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истину с помощью эксперимента. Учитель на опыте демонстрирует перед учащимися сам путь научного познания. [7] Учащиеся следят за логикой изложения, у них возникают вопросы, нередко они предвосхищают следующий шаг в рассуждениях. Восприняв схему изложения, учащиеся перенесут ее в другие ситуации, с которыми они могут столкнуться. В эвристической беседе учитель ставит перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи. При частично поисковом методе учащиеся решают поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно, но учитель оказывает им помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях и т.п. Уроки биологии могут быть целиком посвящены решению какой-либо проблемной задачи. Но чаще всего на уроках биологии обычно сочетается традиционное обучение (когда учитель сообщает учащимся информацию в готовом виде, а умения и навыки у них формируются по образцам) с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. Это позволяет организовать обучение в логике, приближающейся к научному поиску. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д. [2] Подводя итог разговору о проблемном обучении, следует еще раз подчеркнуть его положительные качества: 1. Проблемное обучение является очень эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Знания, добытые путем собственного поиска, надолго становятся достоянием человека. Проблемные задания, предъявляемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников. 2. Проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся и этим содействует их умственному развитию. Ум человека шлифуется в процессе творческой деятельности. Мышление не только начинается с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных познавательных задач, проблемы в целом. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Таким образом, проблемный подход в обучении, по своей сущности является ведущим средством активизации учения школьников. Проблемное обучение - обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. [3]
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Часть из них представляет собой общие методы обучения, разработанные дидактикой и адаптированные к обучению биологии. Это такие методы, как объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые и исследовательские. Другая часть - частные (конкретные) методы. В зависимости от того, какой источник знаний является основным, частные методы объединяют в три группы: словесные (рассказ, описание, объяснение, лекция, беседа, работа с учебной книгой). Здесь деятельность учителя выражается в виде слова. А деятельность учащихся - в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов. Наглядные (демонстрация; наглядных пособий, технических средств обучения, построение педагогического рисунка). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания. Практические (наблюдения с фиксаций результатов, постановка опытов, распознавание и определение биологических объектов). Их используют во время лабораторных работ, практических, на экскурсии, в уголке живой природы. [1] Общие и частные методы обучения тесно переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Практически каждый частный метод обучения может быть реализован на репродуктивном или частично поисковом уровнях. В свою очередь общие методы должны иметь конкретное проявление через определенные частные методы. [6] Существуют разнообразные подходы к классификации методов обучения. В последнее время в методике обучения биологии поручают распространение бинарные классификации методов обучения, в основу которых положено два признака: внешние формы проявления методов (источники знаний) и внутренние - уровни познавательной самостоятельности и активности учащихся. В сочетании этих двух рядов образуется девять групп методов (табл. 1) [3]
таблица 1. Бинарная классификация методов обучения
[3]
Методические приемы Любой из методов обучения осуществляется в практике обучения через методические приемы. Методический прием - это элемент того или иного метода, выражающий отдельное действие учителя или учащихся процессе обучения. Их число необозримо, и сочетаются они на каждом уроке по-разному, по-своему у каждого учителя. [6] Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская разделили методические приемы на три группы: логические, организационные и технические и соотнесли их по группам методов. Из всего многообразия методов и методических приемов они смоделировали целостную систему методов обучения биологии.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |