Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемный подход в обучении биологии



2019-12-29 348 Обсуждений (0)
Проблемный подход в обучении биологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологи считают, что мыслить человек начинает, когда появляется потребность что-либо понять. В такое состояние в начале урока учащихся можно привести, по­казав, что имеющихся у них знаний недостаточно для объяснения предложенных учителем ситуаций. Специ­ально организованное учителем состояние интеллек­туального затруднения, побуждающее учеников приоб­ретать дополнительные знания, и есть проблемная ситуация.      Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация создается ради той по­знавательной деятельности, которая следует за вопросом учителя.

Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в про­блему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.      

 

Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами. Чаще всего это постановка проблемных вопросов или заданий. И проблемное зада­ние, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для воз­никновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.                                                 [7]                                                                                                       

Для создания проблемных ситуаций не пригоден слишком простой (описательный) и слишком сложный материал. Наибольшие возможности в этом плане име­ются при формировании экологических и эволюционных понятий. Учителю рекомендуется систематически вести работу по накоплению проблем для каждого курса биоло­гии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные биологические публика­ции, периодическую печать.

Следует иметь в виду, что не всякая проблемная ситуация становится проблемой (хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию). Нередко в практике обучения встречаются вопросы учителя, создающие у учащихся интеллектуальные затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен, так как они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. В этом случае создается проблемная ситуация, не переходящая в проблему. Так, например, учитель спрашивает у учащих­ся: «Когда стали образовываться почвы на Земле, на каком этапе развития природы?» Если этот вопрос задан до того, как учащиеся познакомились с эволюцией растительного и животного мира, а также причинами образования почв, возникает проблемная ситуация, решение которой в зна­чительной степени ляжет на плечи учителя. Если же школьники уже имеют необходимые исходные знания для размышления, проблемная ситуация перерастает в про­блему, принимаемую школьниками к решению. Выявление проблемы и ееформулировка - первый этап творче­ского мышления. 

Возникшая познавательная проблема может быть раз­решена с разной степенью самостоятельности школьников и на разных уровнях познавательной активности. Про­блемное обучение может осуществляться с помощью про­блемного изложения, эвристической беседы, частично по­искового и исследовательского методов обучения.

Проблемное изложение заключается в том, что учи­тель, создав проблемную ситуацию, сам излагает матери­ал, рассуждая вслух, высказывает предположения, обсуж­дает их, опровергает возможные возражения, доказывает истину с помощью эксперимента. Учитель на опыте де­монстрирует перед учащимися сам путь научного позна­ния.                                                         [7]

Учащиеся следят за логикой изложения, у них возни­кают вопросы, нередко они предвосхищают следующий шаг в рассуждениях. Восприняв схему изложения, уча­щиеся перенесут ее в другие ситуации, с которыми они могут столкнуться.

В эвристической беседе учитель ставит перед учащи­мися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

При частично поисковом методе учащиеся решают поставленную перед ними проблемную задачу самостоя­тельно, но учитель оказывает им помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях и т.п.

Уроки биологии могут быть целиком посвящены ре­шению какой-либо проблемной задачи.                                                  

Но чаще всего на уроках биологии обычно сочетается традиционное обуче­ние (когда учитель сообщает учащимся информацию в готовом виде, а умения и навыки у них формируются по образцам) с элементами проблемности, с включением от­дельных проблемных задач. Это позволяет организовать обучение в логике, приближающейся к научному поиску. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими в готовом виде - из изложения учителя, текста учеб­ника и т.д.    [2]

Подводя итог разговору о проблемном обучении, сле­дует еще раз подчеркнуть его положительные качества:

1. Проблемное обучение является очень эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Знания, добытые путем собственного поиска, надолго становятся достоянием человека. Проблемные задания, предъявляемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

2. Проблемное обучение способствует развитию логи­ческого мышления учащихся и этим содействует их умст­венному развитию. Ум человека шлифуется в процессе творческой деятельности. Мышление не только начинает­ся с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных познавательных задач, проблемы в целом. По утвержде­нию психологов интеллектуальное развитие осуществля­ется только в условиях преодоления препятствий, интел­лектуальных трудностей.

Таким образом, проблемный подход в обучении, по своей сущности является ведущим средством активизации учения школьников. Проблемное обучение - обязатель­ный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.                                                                                              [3]   

 

 

                                                                                  

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Часть из них представляет собой общие методы обучения, разработанные дидактикой и адаптированные к обучению биологии. Это такие методы,  как объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые и  исследовательские. Другая часть - частные (конкретные)  методы. В зависимости от того, какой источник знаний является основным, частные методы объединяют в три группы: словесные (рассказ, описание, объяснение, лекция, беседа, работа с учебной книгой). Здесь деятельность учителя выражается в виде слова. А деятельность учащихся - в виде слушания, осмысления,  устных или письменных ответов. Наглядные (демонстрация; наглядных пособий, технических средств обучения, построение педагогического рисунка). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.

Практические (наблюдения с фиксаций результатов, постановка опытов, распознавание и определение биологических объектов). Их используют во время лабораторных работ, практических, на экскурсии, в уголке живой природы.                                                 [1]

Общие и частные методы обучения тесно переплета­ются и взаимно дополняют друг друга. Практически каж­дый частный метод обучения может быть реализован на репродуктивном или частично поисковом уровнях. В свою очередь общие методы должны иметь конкретное прояв­ление через определенные частные методы.                                                                            [6]

Существуют разнообразные подходы к классификации методов обучения.

В последнее время в методике обучения биологии по­ручают распространение бинарные классификации мето­дов обучения, в основу которых положено два признака: внешние формы проявления методов (источники знаний) и внутренние - уровни познавательной самостоятельности и активности учащихся. В сочетании этих двух рядов образуется девять групп мето­дов (табл. 1)                                                                                                          [3]

 

 

таблица 1. Бинарная классификация методов обучения

Группы ме­тодов по основным источникам знаний

Группы методов по уровню познавательной самостоятельности и активности учащихся

    Объяснительно-иллюстратив­ные Частично поисковые Исследова­тельские
Словесные Наглядные Практические Словесные объяснитель­но-иллюстра­тивные Наглядные объяснитель­но-иллюстра­тивные Практические объяснитель­но-иллюстра­тивные Словесные частично поисковые Наглядные частично поисковые Практические частично поисковые Словесные исследова­тельские Наглядные исследова­тельские Практические исследова­тельские

                                                                                                      [3]

                           

 

Методические приемы

Любой из методов обучения осуществляется в практи­ке обучения через методические приемы. Методический прием - это элемент того или иного метода, выра­жающий отдельное действие учителя или учащихся процессе обучения.

Их число не­обозримо, и сочетаются они на каждом уроке по-разному, по-своему у каждого учителя.                                       [6]

Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская разделили методические приемы на три группы: логические, организационные и технические и соотнесли их по группам методов. Из всего многообразия методов и методических приемов они смоделировали целостную систему методов обучения биологии.

 



2019-12-29 348 Обсуждений (0)
Проблемный подход в обучении биологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемный подход в обучении биологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)