Система методов и методических приемов
1. Род методов: словесный Вид методов: беседа, объяснение, рассказ, лекция Методические приемы: – логические - постановка проблемы. Выявление признаков. Сравнения. Выводы. Обобщения – организационные - запись плана. Беседы. Ответ по плану.Ответ у доски. Ответ с места – технические – вопросы на доске или на таблице, анкетыдлязаполнения 3. Род методов: наглядный [2] Вид методов: опыты, натуральные объекты, изобразительные пособия Методические приемы: – логические - постановка проблемы. Выявление признаков. Сравнения. Выводы. Обобщения – организационные - демонстрация со стола, с обходом учащихся, с раздачей объектов учащимся. Наблюдения по плану – технические - прикрепление рисунков и схем на доске. Демонстрация на разном фоне микропрепаратов, живых объектов, пособий 3.Род методов: практические Вид методов: практические, эксперимент, наблюдения, распознавание и определение объектов Методические приемы: – логические – постановка проблемы. Выявлениепризнаков.Сравнения. Выводы. Обобщения – организационные - работа индивидуальная, групповая, фронтальная. Разделение работы на операции самостоятельно или по указанию учителя. Воспроизведение работы при ответе – технические – использование инструктивных таблиц или карточек при определении объектов и постановке опытов. Постановка опытов в сосудах, на делянках. Зарисовки, гербаризация, изготовление коллекции. [2] Многообразие методических приемов на уроках и разные варианты их сочетания показывают степень методического мастерства учителя, его интуиции. Творчески работающий учитель изобретает новые и трансформирует общеизвестные приемы, добиваясь высокого образовательного и воспитательного эффекта. Обогатить же методическими приемами (а значит, и сделать его активным) можно любой метод. И наоборот, самый «активный» метод может навеять скуку, если в рамках его использовано небольшое число приемов. Таким образом, целесообразнее говорить не об активных (изначально) методах, а об активизации любого метода за счет обогащения его методическими приемами, придания методу поискового характера. Высокая эффективность применения тех или иных методов достигается при условии, что они являются составной частью определенной системы, правильно отобраны и умело используются учителем. Принято считать, что решение о выборе методов обучения учитель принимает, руководствуясь, прежде всего характером содержания изучаемого материала, в котором отражаются цели обучения и воспитания. Так, при изучении структуры биологических систем (морфологические, анатомические, систематические понятия) преимущество отдается практическим методам. Функционирование животных систем (физиологические понятия) лучше изучать наглядными методами. При выяснении вопросов развития живых систем (эволюционные понятия), взаимоотношения их с окружающей средой и человеком (экологические понятия) преобладают словесные методы. [2]
При выборе методов обучения следует учитывать психологические особенности разных видов деятельности. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом: услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял. Человек усваивает 5-10% того, что слышит, 30-40% того, что видит, и 70-80% того, что делает сам. При определении методов обучения необходимо принимать во внимание возрастные особенности школьников. Поскольку для младших школьников характерно неустойчивое внимание и быстрая утомляемость, учитель должен больше разнообразить методы и приемы учебной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности; на другой, использовать игровые элементы. [3] На уроках в старших классах рекомендуется периодически использовать лекцию, что соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста. Полезно использовать примерную схему размышлений учителя при выборе методов обучения. Эта схема представляет собой перечень вопросов и возможных ответов. 1-й вопрос: «Возможно ли организовать изучение учениками этой темы самостоятельно без объяснения учителя?» Возможно, если: содержание достаточно просто; ученики подготовлены к самостоятельной работе по теме; имеется время для самостоятельного изучения материала. Нельзя,если: материал сложен; ученики недостаточно 2-й вопрос: «Возможно ли организовать изучение этой темы поисковыми методами?» Возможно, если: материал имеет средний уровень сложности; учащиеся подготовлены для самостоятельного «приращения» знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций; имеется время для проблемных рассуждений при изучении этой темы. Нельзя,если: материал очень сложен; материал очень прост; ученики не имеют достаточной базы знаний для; разрешения проблемных ситуаций; не имеется достаточно времени для проблемных рассуждений в ходе этого урока. 3-й вопрос: «Возможно ли сочетать на уроке словесные, наглядные и практические методы?» Возможно,если: это позволяет сделать содержание темы; сам учитель располагает учебно-материальными средствами или может изготовить их; учитель имеет время для применения наглядности, опытов, практических работ и др. Нельзя, если: это не позволяет содержание темы: нет наглядных пособий или материала для упражнений, и их невозможно изготовить, подобрать; учитель не располагает достаточным временем для применения наглядности; показа опытов и т.п. 4-й вопрос: «Какие методы стимулирования активности школьников будут применены на уроке (познавательные игры, учебные дискуссии)?» После того как методы выбраны, учитель определяет способы и формы их реализации, т.е. выбирает методические приемы; продумывает конкретное наполнение содержанием каждого приема, каждой формы учебной работы; размышляет о том, в каком виде все это следует занести в план урока. Методы обучения не могут быть плохими или хорошими, они могут соответствовать или не соответствовать целям, для достижения которых они были применены. Не метод плохой, а учитель, который его применил не там, где нужно и не так, как нужно. Важно подчеркнуть, что методы обучения не представляют собой какого-либо набора процедур или предписаний, которые учитель непременно должен применять как обязательные и не подвергать сомнению. Если принять «рецептурную» методику, то это закрепит косное и бездумное отношение к рассматриваемому вопросу и, что самое главное, игнорирует творчество учителя. Окончательное решение о выборе методов обучения принимает учитель с учетом учебных возможностей школьников, своих личных особенностей, обеспеченности школы учебным оборудованием и т.п. По словам известного педагога-математика Д. Пойа «Преподавание зависит от личных качеств учителя, и хороших методов обучения существует ровно столько, сколько есть на свете хороших учителей». [3]
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |