Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система методов и методических приемов



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Система методов и методических приемов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Род методов: словесный

Вид методов: беседа, объяснение, рассказ, лекция

Методические приемы:

– логические - постановка проблемы. Выявление признаков. Сравнения. Выводы. Обобщения

организационные - запись плана. Беседы. Ответ по плану.Ответ у доски. Ответ с места

– технические – вопросы на доске или на таблице, анкетыдлязаполнения                                                                                           

3. Род методов: наглядный

                                                                                                        [2]

Вид методов: опыты, натуральные объекты, изобразительные пособия

Методические приемы:

– логические - постановка проблемы. Выявление признаков. Сравнения. Выводы. Обобщения

организационные - демонстрация со стола, с обходом учащихся, с раздачей объектов учащимся. Наблюдения по плану

– технические - прикрепление рисунков и схем на доске. Демонстрация на разном фоне микропрепаратов, живых объектов, пособий

3.Род методов: практические

Вид методов: практические, эксперимент, наблюдения, распознавание и определение объектов

Методические приемы:

– логические – постановка проблемы. Выявлениепризнаков.Сравнения. Выводы. Обобщения

организационные - работа индивидуальная, групповая, фронтальная. Разделение работы на операции самостоятельно или по указанию учителя. Воспроизведение работы при ответе

– технические – использование инструктивных таблиц или карточек при определении объектов и постановке опытов. Постановка опытов в сосудах, на делянках. Зарисовки, гербаризация, изготовление коллекции.

                                                                                                    [2]                                          

Многообразие методических приемов на уроках и раз­ные варианты их сочетания показывают степень методи­ческого мастерства учителя, его интуиции.                                                   

 Творчески ра­ботающий учитель изобретает новые и трансформирует общеизвестные приемы, добиваясь высокого образова­тельного и воспитательного эффекта.

Обогатить же методическими приемами (а значит, и сделать его актив­ным) можно любой метод. И наоборот, самый «активный» метод может навеять скуку, если в рамках его использова­но небольшое число приемов. Таким образом, целесооб­разнее говорить не об активных (изначально) методах, а об активизации любого метода за счет обогащения его ме­тодическими приемами, придания методу поискового ха­рактера.

Высокая эффективность применения тех или иных методов достигается при условии, что они являются составной частью определенной системы, правильно отобраны и умело используются учителем.

Принято считать, что решение о выборе методов обу­чения учитель принимает, руководствуясь, прежде всего  характером содержания изучаемого материала, в котором отражаются цели обучения и воспитания. Так, при изуче­нии структуры биологических систем (морфологические, анатомические, систематические понятия) преимущество отдается практическим методам. Функционирование животных систем (физиологические понятия) лучше изучать на­глядными методами. При выяснении вопросов развития живых систем (эволюционные понятия), взаимоотношения их с окружающей средой и человеком (экологические понятия) преобладают словесные методы.           [2]

                                                                                                   

При выборе методов обучения следует учитывать пси­хологические особенности разных видов деятельности. Кратко они могут быть сформулированы следующим об­разом: услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял. Человек усваивает 5-10% того, что слышит, 30-40% того, что видит, и 70-80% того, что делает сам.

При определении методов обучения необходимо при­нимать во внимание возрастные особенности школьников. Поскольку для младших школьников характерно неустой­чивое внимание и быстрая утомляемость, учитель должен больше разнообразить методы и приемы учебной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности; на другой, использовать игровые элементы.                                                                                          [3]

На уроках в старших классах рекомендуется периоди­чески использовать лекцию, что соответствует познава­тельным возможностям школьников этого возраста.

Полезно использовать примерную схему размышлений учителя при выборе методов обучения. Эта схема пред­ставляет собой перечень вопросов и возможных ответов.

1-й вопрос: «Возможно ли организовать изучение учениками этой темы самостоятельно без объяснения учи­теля?»

Возможно, если: содержание достаточно просто; ученики подготовлены к самостоятельной работе по теме; имеется время для самостоятельного изучения материала.

Нельзя,если: материал сложен; ученики недостаточно
подготовлены к самостоятельной работе с учебником; на изучение темы отведено мало времени, чтобы организовать самостоятельную работу.

2-й вопрос: «Возможно ли организовать изучение этой темы поисковыми методами?»

Возможно, если: материал имеет средний уровень сложности; учащиеся подготовлены для самостоятельного «приращения» знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций; имеется время для проблемных рассуждений при изучении этой темы.

Нельзя,если: материал очень сложен; материал очень прост; ученики не имеют достаточной базы знаний для; разрешения проблемных ситуаций; не имеется достаточно времени для проблемных рассуждений в ходе этого урока.

  3-й вопрос: «Возможно ли сочетать на уроке словес­ные, наглядные и практические методы?»

Возможно,если: это позволяет сделать содержание темы; сам учитель располагает учебно-материальными средствами или может изготовить их; учитель имеет время для применения наглядности, опытов, практических работ и др.

Нельзя, если: это не позволяет содержание темы: нет наглядных пособий или материала для упражнений, и их невозможно изготовить, подобрать; учитель не располагает достаточным временем для применения наглядности; показа опытов и т.п.

4-й вопрос: «Какие методы стимулирования активности школьников будут применены на уроке (познаватель­ные игры, учебные дискуссии)?»

После того как методы выбраны, учитель определяет способы и формы их реализации, т.е. выбирает методиче­ские приемы; продумывает конкретное наполнение со­держанием каждого приема, каждой формы учебной рабо­ты; размышляет о том, в каком виде все это следует зане­сти в план урока.

Методы обучения не могут быть плохими или хоро­шими, они могут соответствовать или не соответствовать целям, для достижения которых они были применены.

 Не метод плохой, а учитель, который его применил не там, где нужно и не так, как нужно.

Важно подчеркнуть, что методы обучения не пред­ставляют собой какого-либо набора процедур или предпи­саний, которые учитель непременно должен применять как обязательные и не подвергать сомнению. Если при­нять «рецептурную» методику, то это закрепит косное и бездумное отношение к рассматриваемому вопросу и, что самое главное, игнорирует творчество учителя.

Окончательное решение о выборе методов обучения принимает учитель с учетом учебных возможностей школьников, своих личных особенностей, обеспеченности школы учебным оборудованием и т.п. По словам извест­ного педагога-математика Д. Пойа «Преподавание зависит от личных качеств учителя, и хороших методов обучения существует ровно столько, сколько есть на свете хороших учителей».                                                    [3]

 



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Система методов и методических приемов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система методов и методических приемов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)