Новые информационные технологии в школьном обучении
Все педагогические технологии по своей сущности являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Для современного этапа развития образования характерен переход от традиционных средств массовой информации (книги, кинофильмы, телевидение) к новым информационным технологиям (компьютеризированные системы хранения и переработки информации). Все чаще новые информационные технологии называют постоянно развивающимися педагогическими технологиями. Для применения вычислительной техники в обучении биологии есть несколько направлений. Она может использоваться: - как банк справочного материала, способный в любую минуту выдать учителю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу (естественно, с учетом того, что заложено в память машины); - как динамическое средство условной наглядности, позволяющее показать изучаемый процесс или явление в динамике; - как средство управления учением учащегося через подачу определенных логически обоснованных порций информации, заданий, вопросов, алгоритмических предписаний к выполнению действий и т.п. в таком темпе, который удобен каждому конкретному ученику. Некоторые темы, более легкие, пригодные для самостоятельного усвоения, требующие работы с дополнительными источниками информации, а также отдельные работы, связанные с выполнением поисковых, исследовательских задач, могут изучаться без помощи преподавателей; - как тренажер для учащихся при овладении ими знаниями и умениями. Компьютерные обучающие программы оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснении типовых ошибок, предъявлении соответствующего теоретического материала; - как средство контроля за полнотой, глубиной и системностью знаний учеников, при этом объективно оценивая их. Тестирование в качестве контроля за учебной деятельностью может охватывать большое количество учащихся одновременно; как средство организации игровой ситуации, позволяющее придать обучению повышенный познавательный и практический интерес, ввести элементы проблемного обучения; - как средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика. Это далеко не полный перечень возможностей применения компьютеров в обучении биологии, многие из них еще просто неизвестны. При кажущемся богатстве дидактических функций, выполняемых компьютером, они не могут полностью заменить учителя. Ведущая роль в формировании личности ребенка всегда была и будет за живым общением с окружающими его людьми - родителями, воспитателями, учителями, сверстниками и др. Во все времена учителю принадлежала и будет принадлежать главенствующая роль в обучении как основному носителю знаний и образца морально-этического поведения. А на уроках биологии это особенно ярко проявляется. Так как только учитель со всей присущей ему эмоциональностью и любовью к своему предмету может открыть перед учениками прекрасный мир окружающей природы, развить в учениках чувство эстетического восприятия ее, бережного отношения к природным богатствам. Поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но пока вспомогательные средства. В сложившейся практике наиболее распространены следующие виды обучающих программ: - демонстрационные программы; - мультимедийные программы; - электронные учебники; - предметные поурочные курсы; - программы-тренажеры; [4] - моделирующие программы; Реализовать компьютерные технологии обучения возможно лишь при наличии: соответствующей материальной базы и программного обеспечения к ней; компьютерной грамотности и культуре учителя. Компьютерная культура учителя предполагает умение комплексно использовать ЭВМ в учебно-познавательном процессе, умение определять место и время применения компьютерной техники в обучении, грамотно дозировать ее использование на уроках и во внеклассной работе. [4]
ЛИТЕРАТУРА 1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / Мн.: Книжный дом, 2004. 2. Верзилин Н.М, Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 1983. – с. 219. 3. Бабанский Ю.К., Патрушева О. И. Оптимизация процесса обучения биологии // Биология в школе. - 1980. - №1. 3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. – М., 1985. 4. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999. 5. Беспалько В.П. Слогаемые педагогической технологии. – М., 1989. 6. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 7. Бруновт Е.П., Самостоятельные работы учащихся по биологии. –М., 1984 8. Биология в школе. №4-6.- 2001 9. Гуменюк М.М. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. –Волгоград: Учитель, 2008. – 331 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Урок по теме: «Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе» По учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина 9класс
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |