Игра: «Как вы знаете этикет?»
1. Кто первым протягивает руку при знакомстве? а) младший – старшему; б) старший – младшему. 2. С кем необходимо здороваться на лестничной площадке своего дома? а) со всеми; б) только с теми, кого знаете; в) со всеми, кого когда-либо раньше встречали. 3. С кем необходимо здороваться, находясь в учреждении? а) со всеми; б) только с теми, кого знаете; в) со всеми, кого когда-либо раньше встречали. 4. Незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами. Как поступить? а) сделать вид, что не заметили приветствия; б) ответить приветствием; в) объяснить незнакомому человеку его ошибку.
5. Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас двоих должен поздороваться первым? а) тот, кто обгоняет; б) тот, кого обгоняют. 6. Следует ли употреблять при знакомстве сопутствующие фразы: «очень приятно», «рад познакомиться» и т.д.? а) их произносит тот, кому представляют нового знакомого; б) их может произнести юноша, но не девушка; в) эти фразы – пережиток, без них вполне можно обойтись. 7. Кто здоровается первым – входящий или присутствующие? а) конечно, входящий; б) первым здоровается тот, кто вежливей; в) первым здоровается один из присутствующих, тот, кто первым заметил входящего. 8. Как представляется ребенок? а) называет свое полное имя; б) называет свое имя и фамилию; в) называет свое имя, фамилию, отчество. 9. В разговоре со скучным собеседником вас одолевает зевота. Что делать? а) скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на вас скуку? б) постараться скрыть и подавить зевоту; в) зевота – не порок, главное при зевоте не открывать рот. 10. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу, колену? а) это не прилично, особенно если собеседник – малознакомый человек; б) можно, подобные жесты выражают особую расположенность к собеседнику; в) подобные жесты можно позволить себе лишь в ответ на аналогичные со стороны вашего собеседника.
11. Возможна ли громкая беседа на улице? а) да, если вы встретились с друзьями, которых вы давно не видели; б) да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей, и шум трамваев заставляет разговаривать громко; в) нет. 12. Как необходимо поступить, если необходимо что-то сказать с дальнего расстояния – через коридор, улицу? а) крикнуть громче; б) показать жестами; в) подойти поближе и сказать. 13. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту? а) может, если проявит собственную инициативу и настойчивость; б) может, если в беседу его вовлекут старшие; в) не может ни в коем случае. 14. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? а) можно, и чем скорее, тем лучше; б) лучше воздержаться от подобной «помощи»; в) это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации. 15. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание? а) в любом случае это не допустимо; б) это допустимо только в среде сверстников; в) это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу. 16. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей? а) это недопустимо; б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение. 17. Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах. а) можно, если в кармане вы ищите носовой платок, в сумке – кошелек, а в столе – блокнот, т.е. что-то в данный момент вам необходимо; б) нельзя, это не вежливо; в) во время беседы возможны лишь поиски носового платка. 18. Какое из выражений предпочтительнее в молодежной среде для сообщения об отсутствии родителей? а) «Шнурки слиняли»; б) «Предки свалили»; в) «Родители ушли». 19. Можно ли во время беседы потирать нос, почесывать шею, затылок и т.д. а) можно, если это поможет сосредоточиться; б) нельзя, даже если это поможет сосредоточиться; в) можно, но только с помощью носового платка. 20. Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом? а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить; б) допустимо, особенно, если предмет разговора – глубоко личный; в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более 2-3 слов.
Приложение 2 Конспект урока. Урок-диалог "Речь" - зеркало души. Чисто ли оно?". Обращение к этой теме вызвано беспокойством за состоянием устной и письменной речи школьников: в лексике многих из них жаргонизмы, вульгаризмы, маты успешно вытесняют этикетные слова. Данный урок может быть проведён, например, при изучении обращения или диалога. 1. Тема урока. "Речь - зеркало души. Чисто ли оно?" (о речевом этикете). 2. Цели: 1) развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, совершенствовать их коммуникативные умения и навыки; 2) формировать лингвистическое мышление ребят, их языковое "чутьё"; 3) содействовать воспитанию у школьников вежливости, потребности в выполнении речевого этикета. Оборудование урока: на доске записана тема урока, эпиграфы; выставка книг о языке и культуре речи; знаки "Внимание! Опасность!" и "Остановка запрещена!"; орден Улыбки. Эпиграфы По речи узнают человека. Пословица. На доброе слово не надо скупиться. Пословица. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь, И.А.Бунин 3. Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя. О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выглядит, как ведет себя, но и по тому, как он мыслит и говорит. Известный лингвист Буслаев писал: "Мы слушаем говорящего сто раз, прежде нежели однажды прочтём им написанное. Уже по одному этому уменье говорить важнее всего прочего". -Что же такое культура речи? (Это умение правильно говорить и писать.) - А речевой этикет? (Это совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли и даже в космосе мы ни находились. Это то, что в речи каждого из нас используется ежедневно и многократно: обращение к кому-то, приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, просьба, пожелание удачи, комплимент, сочувствие, соболезнование, приглашение.) 3. Сценка из комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" "Экзамен Митрофана" - Что вы можете сказать о Митрофане? О его общей культуре? Почему? Как речь характеризует героя? 4. Редактирование текста "Стыдно быть Митрофанушкой" . К буфету подошёл молодой человек и спросил у тех, кто стоял в очереди: - Кто крайний? Получив ответ, обратился к знакомому: - Уже покушал? А я ещё не питался. Чего не звонишь? Как там Колька? Столяром работает? А, про Валика, нашего феномена, что слышно? У тебя новый пуловер? Ну, будь! Днями заскочу. Распрощавшись со знакомым, он спросил у меня: - Сколько время? Я ответил, но улыбки сдержать не мог (По С. Львову) - Почему улыбнулся писатель? - Исправьте ошибки в речи молодого человека.
5. Прослушивание и анализ двух диалогов «В библиотеке». 1. - Дайте мне книгу И.С.Тургенева "Записки охотника". - Возьми, пожалуйста, Петя. Обращайся с ней аккуратно и вовремя верни. - Хорошо. Постараюсь. 2. - Здравствуйте, Ольга Антоновна! - Здравствуй, Лена! - Ольга Антоновна, нет ли у Вас "Записок охотка" И.С.Тургенева? - Пожалуйста, Леночка. Только обращайся с книгой аккуратно. - Хорошо. Большое спасибо. - Пожалуйста. - До свидания, Ольга Антоновна. - До свидания, Лена. - Как можно охарактеризовать речевой этикет Пети и Лены? - Какое значение имеют этикетные слова в общении людей?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |