Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI. Изучение нового материала по “Информационному тексту” (Работа в группах).



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
VI. Изучение нового материала по “Информационному тексту” (Работа в группах). 0.00 из 5.00 0 оценок




(см. Приложение 6)

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Что оказалось новым?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что вызвало сомнение?

VII. Закрепление. Ответы на вопросы к “Информационному тексту”

1. Что такое диалог? Полилог?

2. Как пишется каждая реплика диалога?

3. Какое грамматическое явление очень часто сопровождает диалог?

4. Как пишется речь героев в диалоге? А как слова автора?

5. Какие глаголы используются в диалоге?

6. Могут ли диалог и прямая речь быть в тексте одновременно?

7. Для какого стиля речи характерен диалог?

VIII. Зaпoлнeниe V - диаграммы “Прямая речь - Диалог”. Работа в группах.

(Часть диаграммы “Прямая речь” учащиеся заполнили дома во время выполнения домашнего задания. Часть диаграммы “Диалог” заполняют во время работы с “Информационным текстом”).

(см. Приложение 7)

Есть ли что-либо общее между прямой речью и диалогом?

Предполагаемый ответ учащихся (заполняется средняя часть диаграммы):

1 .Часто сопровождаются обращением, вводными словами.
2.Речь героев пишется с прописной буквы.

3 .Используются глаголы говорения, глаголы мысли.

4.Могут быть в тексте одновременно.

5.Используются в литературе для характеристики героев.

IX.Тренировочные упражнения.

(см. Приложение 8)

Рефлексия.

Что вы узнали о диалоге?

А)Что такое диалог.

Б)Какие знаки препинания встречаются в диалоге.

Чему вы научились?

А)Ставить знаки препинания в диалоге.

Б)Составлять диалоги на заданную тему.

На доске высказывания о языке М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.Г. Чернышевского.

(см. Приложение 9)

Как вы считаете, чьё высказывание соответствует теме нашего урока? Обоснуйте свой ответ.

X. Подводя итог нашей работы, мы можем составить пятистишье (синквеин).

Работа в группах. Ответы учащихся.

Синквеин, предложенный учителем или составленный вместе с учащимися.

Общение.
Интересное, содержательное.
Говорит, спрашивает, отвечает.
Разговор двух, нескольких лиц.
Диалог.

Домашнее задание.

Творческая работа. Придумать и записать диалоги из 4-5 реплик.

1,2 группа. Диалог знаков препинания Вопросительного и Восклицательного.

Обсуждается традиционное “Кто важнее и нужнее?”.

3,4 группа. Диалог Солнца и Дождя.

Кто полезнее человеку в природе.

5,6 группа. Диалог Ручки и Тетради.

Белоснежная Тетрадь возмущается грязью и помарками, оставляемыми Ручкой.

Закончить заполнение таблицы ЗХУ по теме “Диалог” графу “У” (Узнал).

Приложение 4

Конспект урока.

Комплимент

Оборудование занятия:

1.   Магнитофонная запись песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям» и запись спокойной, приятной музыки для сопровождения игры.

2.   Плакаты с пословицами и поговорками: «Доброе слово сказать - посошок в руки дать»; «Доброе слово и кошке приятно».

«Кодекс» поведения»:

- Мы воспринимаем обучающую игру как форму освоения правил успешного, эффективного общения.

- Выполняя творческое задание, мы стремимся к реализации индивидуальности.

- Мы имеем право на творчество и такое же право на ошибки.

- Мы можем критиковать, но не высмеивать друг друга.

- Мы с радостью воспринимаем успехи и терпимо относимся к коммуникативным неудачам своим и товарищей.

- Мы сохраним тайну наших ошибок и неудач, как мы сохраняем тайну друзей.

Ход занятия.

Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».

- Услышав слова песни Б. Окуджавы, вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем говорить о комплименте - самом непростом этикетном жанре.

Прежде чем начать наш разговор, хотелось бы услышать ваше мнение. Как вы относитесь к комплименту? Важно ли делать комплименты? И вообще, что такое комплимент? (Скорее всего, хотя бы один из учеников отметит не всегда искренний характер комплимента, сравнит его с лестью.)

- В своих ответах вы обозначили основные темы нашего занятия. Сегодня мы будем учиться отличать комплимент от похвалы и лести, посмотрим, для чего делается комплимент, рассмотрим основные тактики комплимента и ответа на комплимент и научимся использовать его в своей речи. А самое главное - поймем, какое это сильное и доброе оружие, насколько важно в нашей жизни владеть способностью непринужденно, мастерски, а главное - искренне делать комплименты.

Задание 1. Перед вами словарные статьи из различных словарей. Дайте на основе эти словарных статей собственное определение комплимента. (Ученики читают и обсуждают словарные статьи, учитель подводит итог.)

- Итак, обобщая сказанное, делаем следующий вывод.

Комплимент – это любезные, приятные слова, лестное замечание или отзыв. Это добро, которое несут словом. Комплимент – один из самых простых, доступных и абсолютно безденежных способов доставить радость другому. Основная функция искреннего комплимента - установление контакта и поддержание добрых отношений. Стратегическая задача говорящего - вызвать симпатию, расположить к себе собеседника.

По коммуникативной цели тактика комплимента сближается с другими речевыми актами, в основе которых лежит тоже положительная оценка, - похвалой, одобрение» лестью и т.п. Действительно, в этих случаях цели говорящих тесно связаны с миром оценок, причем положительных. Однако между комплиментом и другими оценочными речевыми актами есть существенные отличия, несмотря на некоторую размытость границ и вполне естественные в речевой коммуникации переходные случаи.

Давайте вместе попробуем провести границу, найти те отличительные черты, что определяют специфику комплимента и похвалы.

Задание 2. Прочитайте отрывки из художественных произведений, найдите диалоги, в которых, с вашей точки зрения, реализуются похвала, одобрение, и диалоги, в которых реализуется комплимент. Чем, по-вашему, они отличаются?

1. Дэзи волновалась, что я заметил по ее стесненному вздоху, с каким оправила она рукав, и нетвердой улыбке. Глаза ее блестели. Она была не совсем уверена, что все хорошо на ней. Я сказал:

- Ваше платье очень красиво. (Грин. Бегущая по волнам).

2. Доктор Филатр, увидев меня, внимательно улыбнулся и, крепко пожав руку, сказал:

 - Вы хорошо выглядите, Гарвей. ( Грин. Бегущая по волнам).

3. Когда он умолкал, отовсюду слышались приглушенный смех и негромкие слова:

- Занятный какой мальчонка!

- Маленький, а какой сознательный. (Сотников. Гадюка).

4. Папа прямо обрадовался.

- Ты молодец! - сказал он. - Ты сообразительный. Это у тебя хорошая наследственность. Ты весь в меня. (Драгунский. Куриный бульон).

(Звучат ответы учащихся.)

- Верно, ребята. Главное отличие заключается в том, что для похвалы, одобрения положительная оценка является основной целью, а для комплимента способом сообщить о добрых чувствах, о благорасположении. Похвала, одобрение предполагают оценку качеств, знаний, умений адресата, то есть хвалят за определенный поступок, действия, качества личности, проявленные при каких-либо обстоятельствах. Для комплимента же это не важно: можно сделать комплимент, Отметив цвет глаз, кожи и т.п., но нельзя похвалить, одобрить за голубоглазость.

Итак, похвала, одобрение - оценка достижений, комплимент - способ сообщить о наших добрых чувствах, о благорасположении. Это своего рода бескорыстный «вербальный подарок» собеседнику.

Чем же отличается комплимент от другого сходного речевого акта - лести? Как вы думаете? (Звучат ответы учащихся.)

Задание 3. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Чего добивался при помощи лести Чичиков? В чем, по-вашему, разница между подхалимством, лестью и комплиментом?

В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насечет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось.

(Звучат ответы учащихся.)

- Итак, лесть - это лицемерное, угодливое восхваление. Существует грубая и тонкая, незаметная лесть. Принципиальная разница между комплиментом и лестью заключается в том, что комплимент отражает доброжелательное отношение к человеку, а льстят с целью задобрить, обмануть (что-то получить от человека). «На языке лесть, а в голове месть» - говорит мудрая русская пословица.

Задание 4. Прочитайте отрывки из произведений, определите, в каких из них реализуются похвала, лесть, комплимент. Докажите свою точку зрения.

1. «А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -

………………………………………………………………

« Спасибо, кум: зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички...»

      (Крылов. Кукушка и Петух).

2. Ухов. Слушай, ты на каком курсе – на четвертом? И уже печатаешь труды? Силен!

Лида. Только не захваливайте, он зазнается. Он, кажется, имеет к этому склонность. (Володин. Старшая сестра).

3. - Кстати, о вашем семействе, - сказала она, - знаете ли, что ваша дочь, с тех пор как выезжает, составляет наслаждение всего общества. Ее находят прекрасною как день.

Князь наклонился в знак уважения и признательности. (Л. Н. Толстой. Война и мир).

- Итак, мы с вами установили, чем отличается комплимент от лести и похвалы. Но мы с вами еще не получили достаточного числа доказательств важности комплимента и не решили, следует ли нам включать данный жанр в арсенал своих коммуникативных умений. Думаю, что материал последующих заданий поможет нам в этом.

Задание 5. Прочитайте приведенные высказывания, сравните их. Обратите внимание: как, по мнению авторов, позитивные высказывания, комплименты влияют на эффективность общения.

Сотрудница лаборатории провела эксперимент с младенцами разного возраста (до года), одни действия которых она одобряла словами «Да, так», другие порицала словами «Нет, так не надо», все это говорилось ровным, доброжелательным тоном. Никаких иных способов оценки не допускалось. Тем не менее даже одно-, двухмесячные малыши по каким-то неуловимым для многих из нас признакам (слов-то они не понимали!) догадывались, когда их хвалят, когда – ругают. В ответ на «Да, так» они все до единого, независимо от разницы в возрасте, начинали усиленно повторять одобренное действие – и тут же нежно привязывались к экспериментатору: радостно узнавали его, активно с ним «сотрудничали», часто плакали при расставании. В ответ на «Нет, так не надо» действия почти всегда прекращались, и взрослый награждался в лучшем случае равнодушием. (По Н.И.Формановской).

Существует множество подтверждений того факта, что чем больше вы говорите комплиментов другим, тем больше добрых слов слышите в ответ. Вас начинают считать добрым, милым, привлекательным. И наоборот, исследования показали, что переставшие говорить друг другу комплименты партнеры очень скоро начинают считать друг друга менее привлекательными. Когда собеседник замечает, что вы проявляете свои чувства по отношению к нему, он гораздо быстрее откроется вам. Таким образом, приложив совсем немного усилий, вы сможете добиться позитивной реакции, которая поможет построить теплые и доверительные отношения. <...>

Последние исследования показывают, что негативная стратегия очень редко приносит плоды. Наоборот, гораздо чаще она просто вредит. Вместо того чтобы бесконечно стремиться к совершенству, люди, встречающие постоянную негативную обратную связь, становятся чрезвычайно осторожными, у них снижается самооценка. (По А. Пизу и А. Гарнеру. Язык разговора).

- Можете ли вы на основе прочитанного, а также исходя из своего личного опыта сформулировать задачи, функции комплимента? Итак, для чего мы говорим комплименты?

(Звучат ответы учащихся.)

Задание 6. Какие виды комплиментов выделяет автор? Согласны ли вы с мнением автора о силе комплимента? Были ли в вашей жизни или в жизни ваших друзей и близких случаи, когда комплимент, поддержка помогли приобрести уверенность в себе? С какой целью вы пользуетесь комплиментами?

1. Все люди любят, когда ими восхищаются, и женщины, и мужчины, и дети, и старики... Комплименты повышают настроение не только у того, кому говорятся, но и у того, кто делает комплимент. Делать добро доброму человеку всегда приятно.

2. Психологи предупреждают, что нельзя долго пребывать в состоянии озабоченности, в состоянии побежденного, это состояние сначала угнетает психику, а потом убивает волю к победе и веру в себя. Комплимент и ободряющие слова могут вывести человека из такого состояния, назовем это словесное внушение – комплиментотерапией.

3. С помощью комплимента можно внушить человеку качество, которого у него нет или оно слабо выражено, или исправить какой-нибудь недостаток, например неаккуратность, если хвалить его даже за незначительные успехи в этом направлении. Это – комплименты внушения… Хороший комплимент окрыляет, вселяет уверенность в своих достоинствах, лечит душу: «Меня ценят! Во мне видят хорошее».

Одно из положений теории катастроф утверждает, что скорость погружения в катастрофу имеет тенденцию увеличиваться. Почему? Ресурса становится все меньше и меньше. Но погружение можно прекратить комплиментом - поддержкой: «Вы сильный и умный человек, я уверен, вы найдете выход».

4. Человек склонен испытывать сильную симпатию к другому человеку, если тот выразил к нему даже слабое одобрение. С помощью комплимента можно расположить к себе человека, восстановить хорошие отношения и даже из врага сделать если уж и не друга, то нейтрально расположенного к вам человека. (По Ю. Тамбергу. Как научиться говорить комплименты).

Задание 7. Известно, что в народных пословицах и поговорках заложена вековая мудрость. Прочитайте пословицы, которые подобрали ваши одноклассники. Какие еще пословицы о силе доброго слова вы знаете? Вспомните пословицы из изучаемого иностранного языка.

Доброе слово и кошке приятно. Если человеку постоянно говорить, что он свинья, то он скоро захрюкает. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Доброе слово вкуснее жареного мяса. Ласково слово - что весенний день. Живое слово дороже мертвой буквы. От приветливых слов язык не отсохнет. Ласковое слово и кость ломит. Ласковое слово не трудно, а споро.

— Комплимент относится к ритуальным речевым действиям, поэтому первым условием успеха комплимента является знание соответствующих правил речевого поведения.

Задание 8. Ученые, занимающиеся исследованием данного речевого акта, выделили определенные условия успешности комплимента. Ознакомьтесь с перечнем этих условий. Со всеми ли из этих условий вы согласны? Можете ли вы добавить что-нибудь, свое?

1. Ритуал комплимента, как и весь речевой этикет, базируется на принципе вежливости, поэтому комплименты легко принимаются и от незнакомых людей, и даже от тех, к кому не испытывают симпатию. Это правило действует лишь тогда, когда говорящий вторгается в пространство адресата, нарушая общепринятые нормы (например, молодой человек пристает к девушке).

2. Признак, выделяемый как предмет положительной оценки, должен иметь непосредственное отношение к собеседнику, быть включен в «сферу адресата», должен быть приятен ему.

- Ты удачно купила это платье. Как раз под цвет глаз.

- А у меня глаза серые, между прочим. (А платье зеленого цвета.)

3. Говорящий не должен вызывать у адресата антипатию, не должен находиться с ним в состоянии конфликта:

 - Дуся! Детка! не надо сердиться, вам не идет. Катюша уверяет, что когда Дуся улыбается, она молодеет на 50%.

- А когда Катюша говорит, так дурнеет на все 100%. (Тэффи. Страховка).

Комплимент сделан чужими устами, однако автор его антипатичен адресату, следствием чего является коммуникативная неудача.

4. Говорящий должен быть уверен: а) что его комплимент понравятся слушающему; б) что его высказывание не может быть источником имплицитного (скрытого) смысла, неприятного собеседнику; в) что его не заподозрят в корысти, неискренности.

На экзамене:

- Наталья Ивановна, а мне говорили что вы лояльный преподаватель ...

- На вас моя лояльность не распространяется.

5. В комплименте должна применяться безусловная, а ни в коем случае не относительная шкала положительных оценок. так, Борис Гребенщиков сказал об одной рок-группе: « Прослушав альбом, я был приятно удивлен. Он показался мне неожиданно хорошим для России» (КП, 23.07.98).

То, что замышлялось как комплимент, в итоге прозвучало довольно обидно: мол, для России сошло бы и хуже. (По О.С. Иссерс. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи).

- И последнее, о чем должен помнить каждый делающий комплимент: комплимент ценен только тогда, когда сделан искренне, если то правило не соблюдается, комплимент превращается в лесть, а то и в манипуляцию.

Теперь рассмотрим основные тактики реализации комплимента. Наиболее распространенный вид комплимента - прямая позитивная оценка. Вы прямо говорите человеку, что вам нравится в его поведении или внешнем облике. Для усиления эффективности комплимента используется упоминание имени собеседника, открытая улыбка. Исследователи выделяют следующие разновидности прямых комплиментов.

1. Прямое обращение.

а) - Вы сегодня прелестны.

б) - Мария Ивановна! Я вас много лет знаю и не перестаю восхищаться вами!

2. Восклицательное предложение.

- Ах, какая же ты красивая!

3. Комплимент-сравнение.

а) - Вы свежи как роза!

б) - Спросите этого энциклопедиста, он все знает.

4. Комплимент от третьего лица.

а) - Он всегда это делал лучше меня.

б) - Он знает, что творцы живут дольше и интересней.

5. Вопросительное предложение. прямой вопрос.

а) – И откуда ты все это знаешь?

б) – Ну, почему вы такая красивая?

Кроме обычного, прямого комплимента, существуют более сложные:

1. Косвенные комплименты. особенностью косвенных комплиментов следует считать то, что адресат вынужден сам обнаружить комплимент в скрытых семантических компонентах высказывания: Удивительно, но зеленоглазость является отличительным признаком только у красивых женщин.

Положительная оценка адресата в данном случае прямо не выражена, она выводится как семантическое следствие из реплики, которая является большой посылкой: все зеленоглазые женщины красивы (интересны).

2. Комплимент «минус-плюс». Мы сначала даем собеседнику маленький «минус», а затем – огромный «плюс»: Пожалуй, я не могу сказать, что ты очень обязательный человек… Но ты замечательный друг! После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но делать его надо очень осторожно. Если «минус» окажется сильнее «плюса» - вас ждут неприятности.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Как я хотела бы, чтобы моя дочь была такой же счастливой, как ваша! Это самый тонкий и наиболее приятный для человека комплимент.

4. Комплимент, переданный вам через третье лицо, или комплимент, сказанный со слов кого-то: Денис сказал мне, что ты прекрасно играешь в шахматы. Пробить твою защиту невозможно. Где ты этому научился?

Добрые слова, высказанные публично, всегда вызывают больше доверия, чем комплимент, сказанный в личной беседе.

Задача 9. Прочитайте отрывки из произведений русских классиков. Какие виды комплимента здесь присутствуют?

1. Штольц взял руку Ольги ...

- Не знаю, чему приписывать, что вы сегодня пели, как никогда не пели, Ольга Сергеевна, по крайней мере, я давно не слыхал. Вот мой комплимент! - сказал он, целуя каждый палец у нее... (Гончаров. Обломов).

2. - А я очень рад, что встретил вас.

 - А что?

 - Хорош вопрос! Как будто не всегда приятно вас встретить? Сегодня вы так же свежи и милы, как это утро. (Тургенев. Рудин).

3. - Вы прямо маг и волшебник. Полтора месяца всего назад мы были на этом участке. И он был сплошная мерзость запустения. (Гарин-Михайловский. Инженеры).

4. Платонов. Смотрю и любуюсь на вашу супругу... Чудо барыня! Большой вы счастливчик! (Чехов, [Пьеса без названия]).

5. - Отдыхаешь, вальсируя с вами, - сказал он ей, пускаясь в первые небыстрые шаги вальса. - Прелесть, какая легкость, precision (точность), - говорил он ей то, что говорил почти всем хорошим знакомым. (Л. Н. Толстой. Анна Каренина).

6. (Мать Вронского об Анне) - Вы одна из тех милых женщин, с которыми и поговорить и помолчать приятно. Прощайте, мой дружок. Дайте поцеловать ваше хорошенькое личико. (Л. H. Толстой. Анна Каренина).

- Однако сказать, сделать комплимент – это еще половина дела. Комплимент представляет собой сложное речевое событие – последовательность речевых ходов (собственно комплимент и ответная реплика), составляющих единое функциональное целое. Таким образом, достойно ответить на комплимент не менее важно, чем сделать сам комплимент.

Не совсем удачным считается вариант, когда в ответ на сказанный вам комплимент вы отвечаете точно таким же:

- Олег, у тебя прекрасный удар, играть с тобой одно удовольствие.

- У тебя тоже сильный удар.

Идеальным считается ответ, общий смысл которого можно свести к формуле: «Это благодаря вам!» Все искусство состоит в умении изящно его варьировать:

- Вы так остроумны!

- Только человек с таким тонким чувством юмора мог это заметить!

-----------------------------

- Вы прекрасно танцуете.

- Это потому, что я танцую с вами.

------------------------------

- Я должен признать, вы прекрасно готовите.

- Благодарю. Вот Андрей никогда мне этого не говорил.

Не надо печалиться, если вы пока не можете так мгновенно и блестяще ответить на любой сделанный вам комплимент. В крайнем случае, если в данный момент вам не пришло в голову что-либо оригинальное, просто скромно поблагодарите за похвалу: «Спасибо, мне очень приятно это слышать от тебя»; «Спасибо, вы очень любезны».

Каким бы ни был ваш ответ на комплимент, помните правило бумеранга: ответ на комплимент не должен быть отсрочен во времени. Мы должны вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам.

Задание 10. Проанализируйте отрывки из художественных произведений. Обратите внимание на ответную реплику. Какие тактики реагирования на комплимент здесь реализуются?

1. Платонов. За вами скучал страшно… Видеть вас, Анна Петровна, после долгого, томительнейшего безлюдья и сквернолюдья – да ведь это непростительная роскошь!

Анна Петровна. Нате вам за это папироску. (Чехов. [Пьеса без названия]).

2. Василиса Петровна. Конечно, я очень ценю семейные радости, но мои годы, мой возраст ...

Зайчиков. Сударыня, здесь я вижу клевету. Вы цветете, как роза, как бутон. (Андреев. Не убий).

3. Вероника. Я скупа на комплименты, Леонид может подтвердить, но, пожалуйста, примите мое искреннее восхищение вашим талантом.

Аркадий. Благодарю вас. (Корнейчук. Страницы дневника).

4. Аркадий. Я вас видел в фильме. Чудесно играли. У вас настоящий комедийный талант.

Вероника. Вы настоящий рыцарь. (Koрнейчук. Страницы дневника).

- Теперь вы очень многое знаете о комплименте. Но этими знаниями надо уметь пользоваться - самим попробовать делать комплименты. Пусть поначалу у вас не будет получаться и ваши комплименты будут совсем простыми, но самое главное -начать.

Игра «Теплый душ».

Выбирается ведущий, который внимательно но следит за ходом игры. Поначалу роль ведущего может выполнять учитель. Классе делится на две команды. Все встают в два круга, один внутри другого, лицом к лицу. По сигналу ведущего каждый игрок внешнего круга должен, обращаясь к партнеру, продолжить фразу: Ты мне нравишься тем, что…  (Речь не идет о какой-то объективной оценке, соответствии некоему представлению о том, каким ты должен быть, - просто мне нравится эта твоя черта и все, пусть это 6удет хоть привычка ходить с растрепанны волосами или манера всегда все ронять и терять.)

Затем то же самое делают стоящие во внутреннем кругу. Можно усложнить задачу: назвать минимум три симпатичные черты, при этом разноплановые (то есть сказать о внешности, о характере, о способностях и т.д.). Когда обмен комплиментами состоялся, играющие благодарят друг друга и внутренний круг по команде ведущего делает шаг в сторону - таким образом все оказываются перед новым партнером. (Для игры лучше использовать спокойную лирическую музыку. На упражнение отводится 15-20 минут.)

Приложение 5

Конспект урока.
Лингвистический калейдоскоп

«Боритесь за культуру речи!»

Задачи:

□ прививать учащимся интерес к школьному курсу русского языка;

□ приобщать ребят к искусству слова, дать возможность ощутить его как стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русской речи;

□ раскрыть запас творческих способностей и возможностей школьников посред­ством приобщения к науке о языке, миру литературных героев и событий;

□ совершенствовать речевую культуру и речевое творчество учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, портреты русских писателей.

Формы работы: инсценирование, декламация стихотворений, выразительное чтение.

Ход мероприятия

1 ведущий

Я люблю свой родной язык!          На совете,

Он понятен для всех.                      За круглым столом.

Он певуч,                                    Разговаривайте на нем:

Он, как русский народ, многолик!          Недвусмысленный и прямой.

Он подобен правде самой.

2 ведущий

-Мы хотим рассказать вам о замечательном учителе - о русском языке.

1 ведущий

- Русский язык подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказ­ки. И сегодня мы будем говорить о нем. Всего, конечно, не скажешь, но интересно и важно, что думали и думают о русском языке писатели-классики и современники.

2 ведущий

- «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - так говорил о родном языке знаменитый русский писатель И. С. Тургенев.

1 ведущий

- Речь - драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит. Например, если кто-то скажет «У меня ухи болят» или «Бежи к ихнему дому», значит, он плохо владеет русским языком, у него невысокий уровень культуры.

2ведущий

- Одно из требований, которое предъявляется к устной речи, - это правильное литературное произношение.

1ведущий   Кто с правилами дружен, тот твердо убежден:

Фарфор нам очень нужен, а фарфор не «нужен».

Не говори алфавит, а только алфавит

Кто говорит алфавит, неверно говорит.

2 ведущий   Не говори каталог, а только каталог.

1ведущий   А творог?

2 ведущий   Можно творог, а можно и творог.

1ведущий   А если в магазин вдруг портфели завезли.

То не ходи в магазин - не купишь портфели.

2 ведущий   Когда мы на машине летим во весь опор,

                   то нас везет не шофер, а нас везет шофёр.

                   Шофёр ведь любит дело, профессию свою.

                   А с шофером мы быстро влетим в аварию.

1 ведущий   И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,

                   Что в парке не статуи, а статуи стоят.

2_ведуший  А если вы в театр явились, например.

То не ходите в партер, пожалуйте в партер.

1 ведущий

- Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушиваться

к речи артистов, дикторов радио и телевидения, много читать.

2 ведущий

- Большой вред языку наносят слова-сорняки. Они делают речь бессмысленной. Это ярко показал А. П. Чехов в пьесе «Предложение».

Помещик Чубуков встречает гостя такими словами: «Голубушка моя! Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное». Упавшему в обморок гостю он пытается дать воды и восклицает: «Выпейте! Нет, не пьет... Значит, умер и тому подобное».

1 ведущий

Он твой наставник великий, могучий.

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

2 ведущий

- Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произ­ношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме, правильно строить предложения, подбирать подходящие по смыслу слова, в логической последователь­ности излагать свои мысли.

Инсценировка

В овощной магазин пришли две подружки. Варя и Ира. Варя подошла к продав­щице и попросила:

- Свешайте мне, пожалуйста, пять килограмм помидор и триста грамм моркови. Продавщица покачала головой:

- Дорогая девочка, ты плохо знаешь русский язык. Подумай, как надо сказать правильно, а я пока займусь другим покупателем.

Девочки отошли в сторону, пошептались, поспорили. Потом Варя уверенным шагом вернулась к прилавку и сказала:

- Взвесьте мне, пожалуйста, пять килограммов помидоров и триста граммов моркови. Продавщица улыбнулась и стала отбирать морковь.

девочки отошли в сторону, пошептались, поспорили.

Потом Варя уверенным шагом вернулась к прилавку и сказала:

- Взвесьте мне, пожалуйста, пять килограммов помидоров и триста граммов моркови. Продавщица улыбнулась и стала отбирать морковь.

1 ведущий

-Изменяясь в потоке речи, слова оформляются в предложения, которыми мы поль­зуемся при общении друг с другом как в устной, так и письменной форме.

2 ведущий

-При несоблюдении правил грамматики у вас может появиться болезнь, которой болел Петя Крутилкин.

Инсценировка

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В пятом «Бы».

Доктор. В пятом «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело! Гм... А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут... Их учительница в пух и прах хвалит...

Доктор. Порядочек... Железно... Ну-ка, открой рот. (Петя открывает рот, высовы­вает язык.) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он. (Дает учеб­ник русского языка). Тебе нужно научиться правильно говорить.

1 ведущий

-Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как в их речи появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ре­бята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась.

Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засве­тило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. По­бежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.

Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.

Инсценировка

Сережа (шапка у него сбита набок, в руках расстегнутый портфель). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка.

Миша. Ну, как контрольная прошла?

Сережа. Отпад! На все десять! Ну что. Мишка, махнем сегодня в кино? Там, го­ворят, фильм идет крутой - блеск!

Миша. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа. А у меня два языка: один для занятий, а другой - для приятелей. Гуд бай. Мы отчаливаем.

Сережа и Миша убегают.

2 ведущий

- В своей речи мы должны употреблять каждое слово в том значении, которое оно
имеет, а не так, как описано в стихотворении Ю. Благова «Тонкость выражения»:
Двух гражданок городских     Слышится «обратно»:

Слушал я при встрече.             - Главк обратно ордер дал

Заурядные у них                       Нашему соседу.

Обороты речи.                          - А у нас большой скандал

Никаких таких примет.            Был обратно в среду.

Только многократно                - Я обратно плащ взяла.

Там, где надо, там, где нет.      Там обратно пятна...

1 ведущий

- В наследство нам достался богатый, меткий, красивый русский язык. Мы долж­ны вдумчиво относиться к каждому его слову, не засорять свою речь неправильными выражениями. Обратно - значит «назад», а кое-кто употребляет это слово в смысле «опять», «снова», например: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получает­ся бессмыслица. Можно подумать, что на протяжении всего лета он ехал из лагеря.

2 ведущий

-Великий русский писатель Максим Горький говорил о языке так: «Язык - это инструмент, надо учиться ему, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более яркую, простую форму».

1 ведущий

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!

- Как живешь? - спрашиваю.

- Нормально, - отвечает.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну я же говорю - нормально.

- Странно ты говоришь...

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь - нормально?

- Нормально.

«Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. - Странно... А ведь когда-то был вполне нормальным человеком!»

1 ведущий

-«Берегите наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками», - говорил Иван Сергеевич Тургенев.

2 ведущий

Язык свободный, мудрый и простой                Язык писателей нам служит образцом.

Нам поколения в наследство подарили.    Он мудростью народною отмечен.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой                Овладевайте русским языком!

Его в своих твореньях сохранили.          Боритесь за культуру речи!

 

Приложение 6

Диалог.

Информационный текст.

„ ! " - Я это знал.

„ + " — новое для меня.

„ - " - вызывает у меня сомнение.

„ ? " - вопрос.

1 .Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

2. Полилог - разговор множества лиц.

3 .Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.

4.Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.

5.Каждая реплика пишется с новой строки.

6.Перед каждой репликой ставится тире.

-П!

-П?

-П.

7.Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.

8.Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением, вводными словами.

9.Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места.

1. А:
-П.

2. - П, - а.

3.-П!-а.

4. - П? - а.

10.В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.

11.Иногда 1-ю реплику, вводящую в действие, сопровождают слова автора.

12.В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.

13.Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновременно.

<


2019-12-29 219 Обсуждений (0)
VI. Изучение нового материала по “Информационному тексту” (Работа в группах). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI. Изучение нового материала по “Информационному тексту” (Работа в группах).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)