Теория иерархии потребностей по А. Маслоу
Сущность данной теории сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп: 1. физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д. Люди, работающие по причине удовлетворения данных потребностей, мало интересуются содержанием работы, а основное внимание уделяют условиям и оплате труда; 2. потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Сотрудники, находящиеся на данном уровне, ценят стабильность, предпочитают работать по строго определенным правилам и инструкциям; 3. социальные потребности – необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка. Работник оценивает свою деятельность с точки зрения принадлежности к коллективу и возможности чувствовать себя причастным к общему делу; 4. потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям. Оценка работы происходит с точки зрения возможности выхода на лидирующую позицию в рамках коллектива; 5. потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей в полном объеме. Люди смотрят на свою работу как на возможность творчества.
В самовыражении В уважении В общении с людьми В безопасности и социальной защищенности Физиологические Рис. 1.2.1.1. Пирамида потребностей по Маслоу Первые две группы потребностей первичные, а следующие три –вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Руководителю следует тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
1.2.2. Теория мотивации Дэвида МакКлелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд.Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. Если кратко характеризовать людей с потребностью власти, то чаще всего это откровенные и энергичные работники, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Необходимо помнить, что люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими успехи поощрялись вполне конкретно. Руководитель, мотивируя работников с ярко выраженной потребностью успеха, должен ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия, чтобы развязать их инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами. Работники с потребностью причастности заинтересованы в окружении единомышленников, в оказании помощи другим. Они увлечены такой работой, которая дает им возможность социального общения. И здесь главная забота руководителя — сохранить атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты в первичных трудовых коллективах. Нормальный социально-психологический климат в первичном трудовом коллективе — залог успеха. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Согласно теории МакКлелланда, люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |