Направления и факторы мотивационного управления
Отлаженная система мотивации оказывает положительное воздействие на результативность деятельности предприятия по следующим основным направлениям: — увеличение оборота и прибыли; — улучшение качества продукции и труда; — повышение творчества и активности работников; — внедрение новых методов и приемов труда, техники и технологии; — улучшение использования потенциала работников, в том числе их квалификации, опыта; — сокращение текучести персонала; — улучшение морально-психологического климата в трудовом коллективе; — создание хорошего имиджа предприятия. В месте с тем при решении проблемы мотивации персонала следует учитывать, что: - индивидуальные мотивы в высшей степени субъективны и сложны, на них оказывают влияние настроения работников; - ввиду более простой определённости и ясности материальных мотивов часто создаются только материальные стимулы, а весь спектр мотивов не используется, что нельзя признать правильным; - даже если мотивы известны, цели предприятия и индивидуальные цели могут быть несовместимы между собой; - оптимальный вариант, как и единственный вариант, определить нельзя. Следует использовать весь комплекс элементов мотивационного механизма. Внутренним побудителем работника к действию, к тем или иным поступкам в процессе трудовой деятельности является мотив. Однако, деятельность работника находиться под воздействием нескольких мотивов, или мотивационного ядра. Мотивационное ядро – это совокупность ведущих мотивов, которыми руководствуется работник в определённый период времени в своём трудовом поведении Структура мотивационного ядра различна. Она зависит от конкретных трудовых ситуаций. Наиболее часто встречаются следующие трудовые ситуации: — ситуация выбора специальности или места работы; — ситуация повседневной работы по данной профессии на конкретном предприятии; — конфликтная ситуация; — ситуация перемены места работы или смены профессии; — инновационная ситуация, связанная с существенными изменениями условий трудовой деятельности; — другие ситуации. Ведущее место в приведенной классификации трудовых ситуаций занимает повседневное трудовое поведение. Оно характеризуется следующим мотивационным ядром, куда входят • мотивы обеспечения; • мотивы призвания; • мотивы престижа. Мотивы обеспечения связаны с совокупностью материальных средств, необходимых для достижения благополучия работника и его семьи. Эти мотивы лежат в основе материальной заинтересованности, в ориентации на заработок. Они взаимосвязаны с действием механизма стимулирования. Мотивы призвания состоят в стремлении работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности. Роль этой группы мотивов в настоящее время возрастает. Мотивы престижа выражаются в стремлении работников реализовать свои социальные устремления, принять участие в общественно значимой деятельности. Представители различных социальных слоев отдают приоритет неодинаковым группам мотивов. Так, для рядовых работников ведущим мотивом выступает мотив обеспечения. Для руководителей различного уровня ведущими являются мотивы признания и престижа. Как правило, работники, ставшие руководителями, уже до этого имели сравнительно высокий уровень заработной платы. Переход на руководящую должность позволяет им полнее реализовать свои потребности самовыражения в признании личной значимости со стороны окружающих. Однако это не означает, что руководящим работникам не присущ мотив обеспечения. Он также входит в мотивационное ядро, но занимает там не главное место. В социально-экономической ситуации, характерной для Республики Беларусь и некоторых других стран Восточной Европы, ведущим мотивом в большинстве случаев выступает уровень материального стимулирования, уровень оплаты труда. Ориентация на личное материальное обеспечение будет лежать в основе структуры побуждений к труду до тех пор, пока в обществе не будут созданы возможности для полного удовлетворения всех основных потребностей. Чем выше заработок работника, тем полнее он и члены его семьи удовлетворяют целый ряд своих запросов в материальных и духовных благах. Стимулирование призвано выполнять следующие основные функции: экономическую, социальную, социально-психологическую, воспитательную. Выполнение экономической функции направлено на повышение эффективности производства и труда, решение тех конкретных задач, которые стоят перед предприятием, фирмой. Экономическая функция предполагает совершенствование распределительных отношений. Суть социальной функции стимулирования состоит в том, что социально-экономическое положение людей в значительной степени определяется комплексом тех экономических и социальных благ, которыми располагает человек, занимая то или иное место в общественном разделении труда. Стимулирование, используя широкий набор материальных, духовных и социальных благ, служит основой удовлетворения разнообразных потребностей работника, развития его личности, его способностей. Социально-психологическая функция стимулирования заключается в том воздействии, которое оказывает механизм стимулирования на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ориентаций, мотивации труда, на формирование того или иного типа отношения к труду. Воспитательная функция тесно взаимосвязана с социально-психологической функцией стимулирования и направлена на формирование нравственных качеств работника.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ЗАО НПП “БЕЛСОФТ”
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |