Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА. КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА. КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Демократическое государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства – человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный. В формировании подобных разносторонних личностей есть и сугубо практический смысл: именно такого рода созидатели являются локомотивом прогресса, и процветание страны зависит от них. Без них не дадут эффекта ни самые блистательные технологии, ни самая мудрая экономическая организация. Поэтому увеличение числа духовно развитых, творческих и социально активных людей – главнейшая задача государства, стремящегося к процветанию.

Искусство играет огромную, по сути невосполнимую, роль в развитии личности, и по силе творческого воздействия с ним едва ли что можно сравнить. Это заставляет с особой остротой поставить проблему приобщения населения нашей страны к искусству.

Сегодня людей творческих, духовно богатых, успешно выполняющих свои социальные роли − как в быту, так и в производственно-общественной сфере − в России сравнительно немного. В крупных городах (столицах регионов), таких людей 13%, в городах регионального подчинения (сравнительно небольших) и в селах 9-10%. Исследования показали, что существует прямая связь между личностным ростом людей и их отношением к искусству, заложенным в детстве. Среди тех взрослых, кто в детстве более или менее регулярно бывал и на спектаклях, и на музыкальных концертах, и в художественных музеях или на художественных выставках, высокого уровня личностного развития достигают в крупных городах 39% человек, в небольших городах − 26%, в селах − 20%. Это больше нынешнего количества разносторонне развитых людей в крупных городах в 3 раза, в небольших городах − в 2,6 раза, в селах − в 2 раза.

Итак, надо перестать близоруко относиться к искусству как к добропорядочному развлечению и понять его как одно из важнейших условий прогрессивного движения страны. В развитие культуры населения государство должно вкладывать средства точно так же, как оно платит за массовое образование и здравоохранение.

Было бы странно, если бы демократия и рынок выражались бы в такой свободе выбора: хочешь быть образованным − плати, не хочешь платить − пребывай в дремучей темноте и безграмотности; хочешь быть здоровым − плати, не хочешь − помирай, твое дело. Почему же забота о культурном развитии людей не должна волновать государство?! – А ведь многие наши политики, ратуя за либеральную экономику в их понимании, полагают, что люди сами, если хотят, обязаны оплачивать свой культурный рост.

В сфере культуры немало достижений, создаются достойные произведения искусства, проводятся фестивали, но в целом система приобщения населения к искусству находится в катастрофическом состоянии. Радикальное изменение ситуации возможно лишь в случае, если государство сделает решительные шаги по меньшей мере в трех направлениях.

1) Нужен государственный стандарт обеспеченности территорий учреждениями культуры. Необходимо определить минимальный набор видов и численности учреждений культуры, который должен быть в крупных городах, малых городах, больших селах, маленьких селах.

Сегодня сеть учреждений культуры в стране неоправданно скромна и очень неравномерна. Достаточно сказать, что почти половина регионов не имеют детских театров (ТЮЗов), зато пятая часть всех детских театров России сосредоточена в московском и санкт-петербургском регионах. Только в 6 городах страны работают театры всех видов: оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, ТЮЗы, театры кукол.

За последние годы значительно сократилась сеть клубных учреждений. В настоящее время две трети сельских населенных пунктов не имеют никаких учреждений культуры. В сохранившихся клубных учреждениях все больше вымываются бесплатные услуги, что сильно ограничивает возможности культурной деятельности многих малообеспеченных слоев населения. За годы безвременья последнего десятилетия ХХ века взрослым дядям и тетям многое удалось под покровом «перестройки» отобрать у детей: это коснулось большинства детских кинотеатров, немалого числа Домов пионеров и школьников, в которых велась кружковая работа, и других детских учреждений, располагавшихся в приглянувшихся кому-то зданиях.

Огромные диспропорции в развитии сети учреждений культуры привели к недопустимому неравенству условий приобщения к искусству жителей населенных пунктов разного типа [см. таблицу 5].

Таблица 5

ПРОЦЕНТ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, НЕ БЫВАЮЩИХ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ, В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ И НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОРОДА РЕГИОНОВ.

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки
Дети 10-17 лет 27 49 52
Взрослые от 18 лет 55 57 76

ГОРОДА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки
Дети 10-17 лет 66 68 56
Взрослые от 18 лет 87 83 86

СЕЛА.

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки
Дети 10-17 лет 91 68 87
Взрослые от 18 лет 93 88 93

 

Даже в крупных городах более половины взрослого населения не бывает в театрах и на музыкальных концертах, а в музеях и на выставках − три четверти. В городах же небольших и в селах положение отчаянное: подавляющая часть жителей остается вне театров, концертов, музеев и выставок, то есть обречено оставаться в дремучей темноте по отношению к искусству. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% в городах небольших и 6% в селах.

Юная часть населения, хотя в силу молодости и обгоняет взрослых, но тоже в большинстве своем остается на голодном пайке искусства: в крупных городах половина не бывает на концертах, в музеях, на выставках, а в небольших городах и в селах около двух третей или вовсе 90% лишены общения с искусством.

Сеть учреждений культуры надо существенно и продуманно увеличивать, но все равно никогда не удастся создать такую сеть, которая бы полностью обеспечивала потребности всех населенных пунктов страны. А потому требуются решительные шаги еще в одном направлении.   

2) Необходима специальная программа  государственной поддержки гастролей и передвижной выставочной деятельности.

Программа эта потребует отдельного финансирования. Только с помощью такой государственной программы можно обеспечить все населенные пункты живым искусством, а не его суррогатом, взращенным массовой культурой.

В последние годы из-за финансовых проблем гастроли стали редкостью. Так, театры в 1985 году 46% своих спектаклей играли на гастролях, в 1995 году − уже только 20%, а в 2006 − и вовсе 7%. Причем, те немногие гастроли, что еще бывают, отправляются по маршрутам, исходя больше из интересов гастролеров, а не населения. План же должен быть ориентирован прежде всего на районы и населенные пункты с особенно бедной системой учреждений культуры, в силу чего люди там лишены возможности сколько-нибудь полноценно приобщаться к искусству.

Надо трезво отдавать себе отчет в том, что сложившаяся в государстве ситуация разделила страну на две России: одна Россия – это столицы Москва и Санкт-Петербург, а все остальное – это другая Россия. «Две России» разительно отличаются и по достатку населения, и по условиям жизни, и по образу мыслей. Возникшее социальное неравенство «двух Россий» чревато опасными социальными взрывами.

Отличаются «две России» и по возможностям приобщения людей к художественной культуре. Особенно больно это бьет по молодому поколению. В Санкт-Петербурге школьники 10-17 лет за год бывают на спектаклях в среднем 3,42 раза, на музыкальных концертах − 2,86 раза, в художественных музеях и на художественных выставках − 2,66. В центральных городах регионов соответственно − 3,32; 1,62; 1,71. В городах регионального подчинения − 0,64; 0,61; 0,85. В селах − 0,16; 0,73; 0,21. Чем дальше от столицы, тем стремительнее беднеет художественная жизнь ребят. Сельский школьник бывает в музеях и на выставках 1 раз в 5 лет, на спектаклях и того реже − 1 раз в 6 лет.

Эти катастрофические средние показатели означают, что подавляющая часть сельских школьников вообще не бывает на спектаклях и художественных выставках, а средняя величина возникает за счет очень небольшой части ребят, время от времени получающих возможность приобщиться к живому искусству. 

Раннее приобщение ребенка к искусству имеет огромное значение не только для личностного развития людей, но и для формирования устойчивых художественных интересов взрослого человека                 [см. таблицу 6].

Таблица 6

СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ В ГОД ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (от 18 лет) ТЕАТРОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ПЕРВОГО ПОСЕЩЕНИЯ.

Возраст первого посещения Театры Музыкальные концерты Художественные музеи и выставки
Не позднее 5 лет 4,45 3,88 3,42
6-17 лет 2,25 1,26 0,91
Старше 17 лет 1,24 0,87 0,52

Значительно чаще посещают театры, концерты, музеи и выставки те взрослые, которые уже в раннем возрасте бывали здесь. Приобщенные к искусству дети, став взрослыми, значительно увеличат аудиторию учреждений культуры. Таким образом, все тут начинается с детства. Поэтому особую роль в развитии художественной культуры людей играет общеобразовательная школа.

3) Надо основательно расширить и укрепить позиции искусства в общеобразовательной школе, восстановить в былых правах урок литературы, систематически урезавшийся в последние десятилетия, и ввести урок «Искусство» в программу с первого по выпускной класс.

В самом деле, огромная роль детства требует самого повышенно­го внимания государства к художественно-педагогической работе с детьми. Тут, помимо учреждений культуры, очевидны еще три канала, по которым должна идти эта работа: средства массовой коммуникации, школа, семья.

Средства массовой коммуникации, несмотря на их широчайшее распространение, пока не стали фактором всеобщего худо­жественного воспитания. Самое влиятельное из них – телевидение, и к его передачам обращаются почти все школьники. При этом подавляющее большинство из них смотрит по телевидению прежде всего кинофильмы. Пользуются высокой популярностью также музыкальные передачи за счет концертов эстрадной музыки, рок-музыки и т. п. Интерес к передачам о других видах искусства совсем невелик, и таких передач на телевидении мало. Об ужасающей пошлости многих передач бесконечно говорят, но ничего не меняется. То, что произошло за последние годы с художественным телевидением для подрастающего поколения, иначе, чем крахом, назвать нельзя. Раньше школьники чаще взрослых смотрели телевизионные передачи, посвященные искусству, сейчас − меньше, хотя и старшие поколения основательно утратили к ним интерес.

Многое здесь зависит от родителей, которые могут сильней­шим образом повлиять на художественное развитие ребят либо, напротив, затормозить его. Однако сегодня приходится говорить об ограниченных возможностях семьи, и связано это прежде всего с тем, что огромная часть родителей находится на невысоком уровне личностного развития. При достаточно либеральном измерении оказалось, что лишь около 40% семей в крупных городах способны более или менее успешно заниматься личностным развитием детей, в небольших городах – 30%, в селах – 25%. Дети из остальных семей, то есть подавляющее большинство, будут предоставлены самим себе, если о них не побеспокоится школа. Не случайно резкий рост числа ребят, организованно посещающих театры, концерты, музеи, падает именно на школьные годы.

Общеобразовательная школа, при всех ее недостатках, в принципе остается главной силой художественного образования, так как она единственная способна охватить всех ребят и придать художественному образованию не только всеобщий, но и систематический характер.

Однако сегодня в общеобразовательной школе неуклонно идет опасный процесс свертывания художественно-педагогической работы; искусства становится в ней все меньше и меньше, и его воспитательная роль катастрофически снижается. Сегодня школа уделяет преимущественное внимание изучению основ естественных наук – химии, физики, биологии, географии – за счет социальных дисциплин, иностранных языков, искусства, технологий и практических навыков. В учебных планах российских школ искусство представлено в два с лишним раза скромнее, чем в школах развитых стран.

Главную роль в развитии художественной культуры в школе всегда играло преподавание литературы, и сегодня она остается главным предметом искусства в школе. Музыка и изобразительное искусство имеют слишком мало учебных часов и занятия ими заканчиваются в неполной средней школе; предмету «Мировая художественная культура» тоже отведено скромное место в учебных планах. Однако и школьный курс литературы сокращается, несмотря на протесты и учителей, и деятелей искусства, и ученых. Только в двух старших классах за последние тридцать лет количество часов на литературу уменьшилось чуть ли не вдвое.

В сфере художественных интересов детей и юношества абсолютно господствует кино. Количество фильмов, которые школьники смотрят по телевидению, на видео, в кинотеатрах, выглядит чем-то невероятным, далеко оставляющим позади объемы потребления продукции всех остальных видов искусства. И в городах, и в селах ребята смотрят в среднем на человека свыше 400 фильмов в год, то есть более одного фильма ежедневно.

С родной литературой школьники знакомятся все меньше, зато в невероятных объемах поглощают худшие образцы американской кинопродукции, которая заполонила наши экраны. 78% ребят предпочитают смотреть американские фильмы, причем 29% с удовольствием смотрят только американские фильмы и вовсе не хотят видеть сделанные в России. Большинство демонстрируемых у нас американских фильмов, лишенных глубокой мысли, но изобилующих сценами насилия, секса, кровавой жестокости, торжества грубой силы, определенным образом влияют на зрителя и формируют идеалы, чуждые традиционному российскому менталитету и духу отечественного искусства в его величайших творениях. Веру заменяет волчья хватка и презрение к слабым, надежда оборачивается мечтой о власти и богатстве, любовь сводится к изощренной эротике. Отсутствие прочного духовного фундамента, которым для человека должна быть его родная культура в лучших ее проявлениях, ведет к выхолащиванию и легковесности личности.

Отношение школьников к кино требует особого педагогического внимания – и потому, что оно объект громадного интереса ребят, и потому, что в сложившейся ныне ситуации оно оказывает скорее неблагоприятное влияние на становление личности молодого человека. Но именно отношением ребят к кино школа и внешкольные учреждения по сути совсем не занимаются, бросив учащихся на произвол судьбы в той пучине пошлости и дурного примитива, который сегодня обрушивает кино на молодое поколение.

Итак, надо основательно укрепить позиции искусства в школе. Это касается не только литературы, но и излишне скромно представленными в нынешней учебной программе музыке и изобразительному искусству, а также полностью отсутствующим в ней театру и кино.

Необходимость искусства с неизбежностью предполагает разработку обоснованной стратегии художественного воспитания и образования. Несмотря на ведущую роль школы в реализации этой задачи, она не может решать ее в одиночку. Выработка такой стратегии должна стать плодом коллективных усилий людей искусства, педагогов, философов, социологов, психологов.

Действовать нужно сообща и поэтому нужен специальный государственно-общественный орган, координирующий деятельность всех, кто занят формированием художественной культуры детей и юношества. Это мог бы быть межведомственный комитет, объединяющий представителей искусства и педагогики, ведомств образования и культуры.

 

4)



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА. КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА. КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)