Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕКТОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
ВЕКТОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ 0.00 из 5.00 0 оценок




(ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

 

Сформировавшееся к средине 90-х годов законодательство в области культуры, направленное исходно на обеспечение свободы творчества, доступа населения к культурным ценностям, сохранение культурного наследия, а также создание благоприятных экономических условий для культурной деятельности, в последующие годы, как известно, испытывало недружественное давление власти. Внесение разного рода поправок и уточнений, в том числе с целью приведения в соответствие с Налоговым, Бюджетным и Трудовым кодексами, привело к приостановлению или отмене действия протекционистских норм, регулирующих экономические отношения культуры и государства, к выхолащиванию социального характера большинства отраслевых правовых актов. Принятие же 2004 году печально известного 122-го закона, по сути, полностью прервало процесс законотворческой деятельности в сфере культуры,

Предусмотренная этим законом реформа правового регулирования культурной деятельности практически сняла все обязанности государства по ее поддержке. Достаточно сказать, что из «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (Закон РФ от 9 октября 1992 года, N 3612-1) были исключены такие базовые статьи, как «Собственность в области культуры» (ст. 43), «Финансирование культуры и культурной деятельности» (ст. 45), «Инвестиционная политика в области культуры» (ст. 48), «Трудовые отношения и принципы оплаты труда в культуре» (ст. 54) и т.п. Поправки такого же рода были внесены и в другие законодательные акты, где содержались указания на обязанности государства в области библиотечного дела, кинематографии, музейной деятельности, сохранения народных художественных промыслов.

Надо отметить также, что многие законодательные инициативы, рожденные в сфере культуры, не встречают понимания и поддержки у власти. Важно также, чтобы проекты новых законов общего назначения проходили не только тщательную юридическую, экономическую и другую необходимую экспертизу, но и широко обсуждались специалистами. Ведь только так можно предусмотреть негативные последствия неразумного законотворчества. Практика последних лет подтверждает целесообразность подобных мер.

Лишь активное вмешательство профессиональных сообществ в сфере искусства позволило принять закон «Об автономных учреждениях» в редакции, исключающей вмешательство чиновников в содержательную часть деятельности творческих коллективов, насильственное изменение организационно-правовой формы бюджетных учреждений и сокращение объемов их государственной поддержки.

Пример другого рода - четвертая часть Гражданского кодекса, которая вступает в силу 1 января 2008 года. Специалисты библиотек были отстранены от подготовки тех норм этого закона, которые направлены на соблюдение авторских прав и интеллектуальной собственности. В принятой редакции указанные нормы, ставят под запрет копирование (в том числе и электронное) источников из фондов библиотек. В связи с этим потребуется срочно уточнить контуры того экономико-правового поля, в котором будет осуществляться деятельности библиотек страны с нового 2008 года.

Художественное образование – составная и неотъемлемая часть культуры, подлежащая правовому регулированию. В связи с этим не может не тревожить, что в Федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», понятия «художественное образование», «культура» и «искусство» вообще не встречаются. При этом термины «культурные ценности», «культурный уровень» упоминаются лишь в общем контексте, при определении основных задач высшего учебного заведения (ст. 8, п. 2).

Уже упоминавшийся Закон об авторском праве в его нынешней форме практически лишает создателей и издателей учебных пособий использовать в учебном процессе произведения современного искусства. Это особенно разрушительно для преподавания литературы, так как исключает из поля зрения школы лучшие произведения, написанные для детей. Необходимо предусмотреть средства немедленного возвращения прежде существовавших льгот для педагогических изданий, или по меньшей мере льгот на использование произведений определенного круга авторов, определяемого путем независимой экспертизы.

Невозможно перечислить все примеры правовой дискриминации образования в области искусств, вызванной не чьей-то злой волей, а в силу того, что профессиональное художественное образование объективно не вписывается в общие установления, зафиксированные в законодательстве об образовании, в положениях, утвержденных Правительством, а также в приказах Минобрнауки и подчиненных ему федеральных агентств.

Подобный анализ можно было бы продолжить и на уровне иных нормативно-правовых документов. Но из рассмотренных в докладе вопросов вытекает необходимость модернизации существующего законодательства в сфере культуры. В связи с этим целесообразно выделить следующие первоочередные меры.

1) Важным шагом в развитии законодательства о культуре, выделенным указом Президента Российской Федерации N 511 от 15 марта 2000 года в самостоятельную ветвь, могло бы стать создание единого кодекса законов «О культуре», который включит в себя все законы, регулирующие отношения в сфере культуры.

2) Необходима актуализация ранее принятых Федеральных законов:

«О библиотечном деле» (№ 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г.);

«О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54-ФЗ от 26 мая 1996 г.);

«О национально-культурной автономии» (№ 74-ФЗ от 17 июня 1996 г.);

«О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (№ 126-ФЗ от 22 августа 1996 г.);

«О народных художественных промыслах» (№ 7-ФЗ от 6 января 1999 г.);

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (N73-ФЗ от 25 июня 2002 г.).

3) Необходимо при разработке кодекса законов «О культуре» учесть сохранившие актуальность нормы из не принятых законопроектов:

«О театре и театральной деятельности»;

«О творческих работниках и их творческих союзах»;

«О меценатах».

4) Необходимы следующие изменения общего законодательства:

4.1) поправки в бюджетный кодекс, устанавливающие:

введение нормативов (минимальную долю расходов бюджета) распределения бюджетных ассигнований (на культуру) на очередной финансовый год и плановый период (глава 21, статья 184);

направление доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящий доход деятельности, на уставные цели этих организаций сверх ассигнований, предусмотренных в бюджете (статья 41, пункт 5);

4.2) поправки в налоговый кодекс, устанавливающие:

введение для юридических лиц налоговых льгот для спонсоров и меценатов, оказывающих за счет собственных средств поддержку организациям культуры;

освобождение от налогов части доходов от лотерей, направляемых на финансирование искусства и культурного наследия;

4.3) поправки в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (от 30 декабря 2006 г.) предусматривающие:

возможность формирования и использования целевого капитала учреждениями культуры.

5) Необходимо внести изменения в нормативные акты в сфере образования, позволяющие:

5.1) выделить в отдельный тип специальные образовательные учреждения для детей, имеющих ярко выраженные способности в музыкальном, хореографическом, цирковом, изобразительных искусствах, имеющие сейчас статус одного из видов учреждений дополнительного образования;

5.2) уравнять в правах педагогов музыкальных школ, школ искусств с их коллегами в общеобразовательных учреждениях;

5.3) вести подготовку профессиональных кадров в вузах сферы искусства по непрерывным программам (минуя уровень бакалавра);

5.4) восстановить систему послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям искусства;

5.5) учесть специфику вузов искусства в критериях государственной аккредитации, используемых при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений.

6) Необходимо разработать следующие нормативные акты в сфере культурного наследия:

«Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

«Положение об историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

Доклад подготовлен по заказу Общественной палаты Российской Федерации при участии председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры А.А.Калягина авторским коллективом в составе (по алфавиту):

Ю.А.Веденин - директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия, доктор географических наук;

Р.С.Гринберг - директор института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор Школы-студии при МХАТ им.А.П.Чехова;

Д.Б.Дондурей - главный редактор журнала «Искусство кино», доктор искусствоведения, член Совета по культуре при Президенте Российской Федерации;

А.В.Каменец – профессор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор культурологии;

А.А.Мелик-Пашаев – главный редактор журнала «Искусство в школе», доктор психологических наук;

Г.А.Праздников - заведующий кафедрой философии и истории Санкт-Петербургской академии театрального искусства, кандидат философских наук, профессор;

А.Я.Рубинштейн - заместитель директора института экономики РАН, доктор философских наук, профессор Школы-студии при МХАТ им.А.П.Чехова;

Г.А.Смирнов – заместитель Председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации;

Б.Ю.Сорочкин – заведующий отделом культурной политики Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения, профессор;

Л.Г.Сундстрем - ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, кандидат искусствоведения, профессор;

Д.В.Трубочкин - директор Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения;

П.М.Шульгин - заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия, кандидат экономических наук;

Ю.У.Фохт-Бабушкин - главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, доктор философских наук, академик Российской Академии образования.

 



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
ВЕКТОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕКТОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)