Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе
Министерство образования Омской области Государственное общеобразовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский педагогический колледж №4»
Высшая квалификационная работа на тему «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через словотворчество» Выполнила студентка 41 ДО группы Специальности 050704
Руководитель: преподаватель психологии Агафонова Н. В.
Омск 2006 Введение Вырастить и воспитать гармонично развитого человека желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Психическое и физическое развитие ребенка взаимосвязано. Один из примеров, подтверждающих это – непосредственная связь мобильности и интеллекта, особенно в раннем детстве. Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец и др.) показала зависимость будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» – рождение своего собственного жизненного пути. Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным. Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен приоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Эту проблему остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: «Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утверждать их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте». Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий, представлений, полученных в предшествующем опыте. (Урунтаева Г. А.) Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…». Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано». Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом. Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность. Гипотеза: специально подобранная и проведенная серия занятий по словотворчеству будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: · учет особенностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе; · учет особенностей развития творческого воображения у детейэкспериментальной группы; · опора на интересы и потребности детей экспериментальной группы. Проблема: каким образом словотворчество влияет на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Предмет исследования: словотворчество как средство развития творческого воображении детей дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность использования заданий на словотворчество в развитии творческого воображения. Задачи исследования: · изучить проблемы воображения в психологических исследованиях; · выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста; · описать роль словотворчества.
Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |