Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Омской области

Государственное общеобразовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж №4»

 

 

Высшая квалификационная работа на тему

«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через словотворчество»

Выполнила студентка 41 ДО группы

Специальности 050704

 

                                            Руководитель: преподаватель психологии                                        Агафонова Н. В.

 

Омск 2006

Введение

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.

Психическое и физическое развитие ребенка взаимосвязано. Один из примеров, подтверждающих это – непосредственная связь мобильности и интеллекта, особенно в раннем детстве.

Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец и др.) показала зависимость будущего каждого человека от качества, прожитого детства.

Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» – рождение своего собственного жизненного пути.

Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным. Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен приоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Эту проблему остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: «Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утверждать их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий, представлений, полученных в предшествующем опыте. (Урунтаева Г. А.)

 Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…».

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Гипотеза: специально подобранная и проведенная серия занятий по словотворчеству будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:  

· учет особенностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе;

· учет особенностей развития творческого воображения у детейэкспериментальной группы;

· опора на интересы и потребности детей экспериментальной группы.

 Проблема: каким образом словотворчество влияет на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: словотворчество как средство развития творческого воображении детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность использования заданий на словотворчество в развитии творческого воображения.

Задачи исследования:

· изучить проблемы воображения в психологических исследованиях;

· выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;

· описать роль словотворчества.

 

 

 

 

Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты развития воображения в психологической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)