Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания.



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. 0.00 из 5.00 0 оценок




До самого конца дошкольного детства основным видом запомина­ния остается непроизвольное запоминание. К произвольному запо­минанию дети обращаются редко и главным образом по требова­нию взрослых.

Сравнительная успешность, продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания зависит от того, что дети делают с запоминаемым материалом. Когда они просто рассматривают кар­тинки, то запоминают их хуже, чем при выполнении задания за­помнить. Но когда те же картинки они раскладывают по группам, обдумывая их и вникая в их смысл (например, кладут отдельно изображения вещей, которые нужны для сада, кухни, детской ком­наты, двора), запоминание оказывается намного успешнее, чем при намерении запомнить. Таким образом, при активной умствен­ной работе над материалом его непроизвольное запоминание до­школьниками оказывается продуктивнее произвольного.

У детей дошкольного возраста гораздо чаще, чем у взрослых, обнаруживается «фотографическая», эйдетическая память. Дети с такой памятью запоминают все, что они воспринимают или пред­ставляют себе, до мельчайших подробностей. В дальнейшем, в школьные годы, эта способность чаще всего исчезает, но у отдельных людей остается на всю жизнь.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование мате­риала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и пред­ставлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого зна­ния - недостаток и достоинство детского воображения. До­школьник легко объединяет разные представления и некрити­чески относится к полученным комбинациям, что особенно за­метно в младшем дошкольном возрасте (Л. С. Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новиз­ны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он край­не неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не за­думывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побу­дитель к действию. А у ребенка комбинации образов практи­чески бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фан­тазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, со­здания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для сред­них и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похо­жие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве иг­рового материала используют природный (листья, шишки, пал­ки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссо­здании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описан­ные в сказке события - У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения геро­ев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние осо­бенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух пла­нах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, ко­торого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и пред­ставление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в дея­тельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены события­ми, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую ин­теллектуальную деятельность, направленную на преобразова­ние окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выра­женные в слове. Начинается бурный рост словесных форм во­ображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок считает сказки, перевертыши, продолжающиеся историй. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкрет­ной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимос­ти oт нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроиз­вольным. Предметом фантазии становятся то, что сильно взвол­новало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подска­зывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализа­цию и подбирает необходимые средства.

Рост произвольности воображения проявляется у дошколь­ника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

О возрастании целенаправленности воображения на протя­жении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличе­нию продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние фак­торы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реаль­ными функциями. В 4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устой­чивы, и дети часто осуществляют их до конца.

С возможностью планирования прямо связано умение со­здавать целостные произведения (О. М. Дьяченко). У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планиро­вания игры или продуктивных видов деятельности. В 4-5 лет возникает ступенчатое планирование. План - это цепочка об­разов, отражающая основное содержание деятельности.

 Старшие дошкольники способны фантазировать произволь­но, заранее до начала деятельности планируя процесс воплоще­ния замысла. Они намечают план достижения цели, предвари­тельно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их про­извольно создавать образы. А затем дети самостоятельно пред­ставляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, про­дуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индиви­дуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании высту­пает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые дейст­вия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробе­лы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впе­чатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разум­ное объяснение...»

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, ког­да дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л. С. Вы­готский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процес­сы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стерео­типы. И решение интеллектуальных проблем становится твор­ческим процессом.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические рас­тения, арктических животных. Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спа­сает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позво­ляет более глубоко познать окружающее, природную, предмет­ную и социальную действительность.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью про­цесс. Именно в реальном мире находится источник образов во­ображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестан­дартное творческое решение познавательной проблемы (опи­раясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характе­ристикой воображения ребенка является его реализм, понима­ние того, что может быть и чего быть не может. Как совершен­но справедливо заметил В. А. Сухомлинский, «населяя окружаю­щий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отли­чают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с рас­ширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств пред­метов, характера производимых с ними действий вызывает от­рицательное отношение у дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных свя­зей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника ока­зываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделя­ет героев действиями и характерами в соответствии с их реаль­ными особенностями, поведением и образом жизни.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажа­ми, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, приду­мывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто пережи­вает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических со­бытиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, пода­рили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина по­добных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовле­творяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защит­ная функция воображения. Воображение помогает малышу ре­шить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психо­логический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Вооб­ражаемые ситуации помощи другим людям, животным говорят о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в ре­альной жизни и стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами по­зволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении по­требности в общении. Придумывать себе более сильных дру­зей, которые защищают ребенка, побуждают чувство неуверен­ности, страхи. Нередко описание вымышленных событий обу­словлено стремлением быть признанным в группе сверстников, если реальными способами ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механиз­ма психологической защиты.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В ран­нем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более стар­шем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых со­бытиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные си­туации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средст­ва и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошколь­ном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимае­мую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчест­ве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически жизненные человеческие ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт соци­альных взаимоотношений.



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)