Словесное творчество дошкольников изучали Дж. Родари К. И. Чуковский, О. Н. Гречина, М. В. Осорима , О. М. Дьяченко и другие ученые.
Их исследования позволяют проследить генезис творческой деятельности детей. По утверждению К. И. Чуковского, элементы креативности обнаруживаются уже в раннем детстве и, как правило, связаны с беганием, прыганием, кувырканием, пляской и игрой. Первая разновидность словесного творчества — не понятные окружающим короткие стихи. Затем дети начинают сочинять стихи, смысл которых легко улавливается и взрослыми и сверстниками. К пяти - шестилетнему возрасту дети переходят к стихам, которые по сравнению со стихами малышей более интеллектуальны и могут быть не связаны с внешней деятельностью. Для них характерно наличие нереальных комбинаций, нечеткость образов и отсутствие критического отношения к сказанному. Помимо стихотворений дети в это время сочиняют ещё дразнилки и считалки. По мнению А. В. Запорожца, дразнилки предполагают своеобразную детскую сатирическую лирику, и в любой из них есть похвальба ребенка и выражается его стремление самоутвердиться, подчеркивая недостатки другого человека. Часть дразнилок адресуются животным. Характерными особенностями считалок является наличие в них «заумного» элемента и счета, с которого они начинаются. В другом виде считалок нет единого содержания, но есть В среднем и старшем дошкольном возрасте, кроме стихотворных сочинений, дети создают еще и прозаические, а именно: сказки, продолжающиеся истории и юмористические импровизации. Исследования детских сказок помогают выделить несколько фигурирующих в них способов создания образов воображения. К ним относятся: · компиляция — дети рассказывают известные сказки и выдают их за собственные сочинения; · агглютинация: объединение объекта и части другого · на рисунках и в рассказах уживаются персонажи различных сказок; · включение автором себя в известные произведения в качестве действующего лица; · преобразование стереотипов поведения известных персонажей; · наделение людей действиями фантастического характера; · включение в знакомые сюжеты новых персонажей; · «перевирание сказки» — присвоение персонажам несвойственных им признаков; · сказка «наизнанку» — сказочная тема умышленно выворачивается наизнанку; · заимствование отдельных эпизодов из известных сказок и дополнение их некоторыми деталями; · метод включения — конструирование сказочного сюжета по заданной модели; · «сказка-калька» — новый сюжет калькирует прежний, и изменяются лишь некоторые моменты; · антропоморфизм; · гиперболизация. Из сказочных приемов в детских импровизациях чаще По мнению А. Е. Шибицкой сказки, сочиненные детьми шести -семилетнего возраста, могут быть разделены по признаку продолжительности на бесконечные (не доведенные до конца); на законченные (сюжет приведен к более или менее логически оправданному концу) и на короткие. Одной из разновидностей детского творчества являются страшилки или детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность. Впервые о страшилках заговорила О. Н. Гречина на крупном форуме фольклористов в 1970 году. Она попыталась, расценить, что побуждает детей их сочинять. По ее мнению, с глубокой древности в человеке живет потребность в творческом, как форме тренинга психики. Это вызвано тем, что трагическое присуще самой сути жизни (стихийные бедствия, гибель близких людей), что выживаемость в стрессовых ситуациях обеспечивается предшествующей тренировкой психики, эмоциональными перегрузками. С давних времен эту функцию несли былички, легенды, баллады, слухи и толки, вызывающие естественную реакцию сопереживания. Все эти жанры обеспечивали, удовлетворяли потребности в трагическом, а также относительно безболезненное «преодоление страха», необходимое для формирования и самоутверждения личности. О. Н. Гречина и М. В. Осорина утверждают, что «страшные рассказы» в детской среде бытуют не менее чем полтора века. Подтверждение этой посылки они находят в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», в пушкинских словах «…страшные рассказы зимой в темноте ночей, в романе «Евгений Онегин», в сочинениях Л. Кассиля и т. д., Эти же ученые предприняли попытку выделить группы страшилок, которые придумывают младшие школьники в зависимости от использования в них описательных признаков. Кроме них, классификацию сказок-страшилок дает Р.И. Мамонтова, положив в ее основу структурно-типологический принцип. Она выделяет страшилки с трагическим исходом, страшилки эффекта «страшилки наоборот», страшилки с благополучным исходом. Помимо видов страшилок эти ученые выделяют еще группы их персонажей: пострадавшие, помощники, вредители; страшные предметы, а также некоторые особенности данного вида творчества (наличие сказочного зачина, спрессованность событий, сигнальная функция цвета, острый трагический конфликт).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |