Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словесное творчество дошкольников изучали Дж. Родари К. И. Чуковский, О. Н. Гречина, М. В. Осорима , О. М. Дьяченко и другие ученые.



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Словесное творчество дошкольников изучали Дж. Родари К. И. Чуковский, О. Н. Гречина, М. В. Осорима , О. М. Дьяченко и другие ученые. 0.00 из 5.00 0 оценок




Их исследования позволяют проследить генезис творчес­кой деятельности детей.

По утверждению К. И. Чуковского, элементы креативности обнаруживаются уже в раннем детстве и, как правило, свя­заны с беганием, прыганием, кувырканием, пляской и игрой.

Первая разновидность словесного творчества — не понят­ные окружающим короткие стихи. Затем дети начинают сочинять стихи, смысл которых легко улавливается и взрослыми и сверстниками.

К пяти - шестилетнему возрасту дети переходят к стихам, которые по сравнению со стихами малышей более интеллек­туальны и могут быть не связаны с внешней деятельностью. Для них характерно наличие нереальных комбинаций, нечет­кость образов и отсутствие критического отношения к сказан­ному. Помимо стихотворений дети в это время сочиняют ещё дразнилки и считалки.

По мнению А. В. Запорожца, дразнилки предполагают своеобразную детскую сатирическую лирику, и в любой из них есть похвальба ребенка и выражается его стремление са­моутвердиться, подчеркивая недостатки другого человека. Часть дразнилок адресуются животным.

Характерными особенностями считалок является наличие в них «заумного» элемента и счета, с которого они начина­ются.

    В другом виде считалок нет единого содержания, но есть
отдельные, мало связанные между собой образы.

В среднем и старшем дошкольном возрасте, кроме стихо­творных сочинений, дети создают еще и прозаические, а именно: сказки, продолжающиеся истории и юмористические импровизации.

Исследования детских сказок помогают выделить несколько фигурирующих в них способов создания образов воображения. К ним относятся:

· компиляция — дети рассказывают известные сказки и выдают их за собственные сочинения;

· агглютинация: объединение объекта и части другого
объекта, имеющего отношение к движению; «салат» из сказок;

· на рисунках и в рассказах уживаются персонажи раз­личных сказок;

· включение автором себя в известные произведения в качестве действующего лица;

· преобразование стереотипов поведения известных пер­сонажей;

· наделение людей действиями фантастического характера;

· включение в знакомые сюжеты новых персонажей;

· «перевирание сказки» — присвоение персонажам не­свойственных им признаков;

· сказка «наизнанку» — сказочная тема умышленно выворачивается наизнанку;

· заимствование отдельных эпизодов из известных ска­зок и дополнение их некоторыми деталями;

· метод включения — конструирование сказочного сю­жета по заданной модели;

· «сказка-калька» — новый сюжет калькирует прежний, и изменяются лишь некоторые моменты;

· антропоморфизм;

· гиперболизация.

Из сказочных приемов в детских импровизациях чаще
всего встречаются зачин, концовка, полярность образов и
значительно реже волшебные превращения, повторы и трой­ственность.

По мнению А. Е. Шибицкой сказки, сочиненные деть­ми шести -семилетнего возраста, могут быть разделены по признаку продолжительности на бесконечные (не доведенные до конца); на законченные (сюжет приведен к более или менее логически оправданному концу) и на короткие.

Одной из разновидностей детского творчества являются страшилки или детские устные рассказы условно-реалистичес­кой или фантастической направленности, имеющие, как пра­вило, установку на достоверность.

Впервые о страшилках заговорила О. Н. Гречина на крупном форуме фольклористов в 1970 году. Она попыта­лась, расценить, что побуждает детей их сочинять. По ее мнению, с глубокой древности в человеке живет потребность в творческом, как форме тренинга психики. Это вызвано тем, что трагическое присуще самой сути жизни (стихийные бедствия, гибель близких людей), что выживаемость в стрессовых ситуациях обеспечивается предшествующей тренировкой психики, эмоциональными перегрузками.

С давних времен эту функцию несли былички, легенды, баллады, слухи и толки, вызывающие естественную реакцию сопереживания. Все эти жанры обеспечивали, удовлетворяли потребности в трагическом, а также относительно безболезненное «преодоление страха», необходимое для формирова­ния и самоутверждения личности.

О. Н. Гречина и М. В. Осорина утверждают, что «страшные рассказы» в детской среде бытуют не менее чем полтора века. Подтверждение этой посылки они находят в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», в пушкинских словах «…страшные рассказы зимой в темноте ночей, в романе «Ев­гений Онегин», в сочинениях Л. Кассиля и т. д.,

Эти же ученые предприняли попытку выделить группы страшилок, которые придумывают младшие школьники в за­висимости от использования в них описательных признаков.

 Кроме них, классификацию сказок-страшилок дает Р.И. Мамонтова, положив в ее основу структурно-типологиче­ский принцип. Она выделяет страшилки с трагическим исходом, страшилки эффекта «страшилки наоборот», страшилки с благополучным исходом.

 Помимо видов страшилок эти ученые выделяют еще группы их персонажей: пострадавшие, помощники, вредители; страшные предметы, а также некоторые особенности данного вида творчества (наличие сказочного за­чина, спрессованность событий, сигнальная функция цвета, острый трагический конфликт).



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Словесное творчество дошкольников изучали Дж. Родари К. И. Чуковский, О. Н. Гречина, М. В. Осорима , О. М. Дьяченко и другие ученые. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словесное творчество дошкольников изучали Дж. Родари К. И. Чуковский, О. Н. Гречина, М. В. Осорима , О. М. Дьяченко и другие ученые.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)