Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности. Воображение включает несколько видов, различающихся по их роли в жизни и деятельности людей. Различаются пассивное и активное воображение. Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой» без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состоянии полусна или горячечного бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих образов в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами — тем, в каком состоянии находятся разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, неосознаваемые им во время бодрствования влияния со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражаются в образах сновидений и внешние воздействия, но часто это отражение принимает причудливые формы. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение. Задачи этого вида воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда вы слушаете рассказ преподавателя, читаете учебники и художественную литературу, смотрите картины в музее, вы каждый раз (с большим или меньшим успехом) представляете себе то, что описывается и показывается. Одно дело — понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (это — задачи мышления); совсем другое — представить в виде живых образов, как лежит в кроватке младенец и тянет ручки к игрушке, как выглядят герои романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понимание — необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность. Может показаться странным, что воображение требуется и при рассматривании картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображенный на ней «кусок жизни», мы только скользнём по ней глазами, ничего не почувствовав. Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить — от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны и в какой форме они выражены. Легче представить себе здание, изображенное на картине, чем приведенное в книге в виде наброска, схемы, чертежа или описанное только словесно. А в словесном описании решающее значение имеет его художественная форма, использование выразительных средств языка. Недаром к языку художественной литературы применяют характеристику «образный». Это и значит, что он способствует возникновению образов воображения. Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человека, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это — резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе бушующее море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем понимания тех описаний и изображений, по которым создаются представления. Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит уже не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярком виде творческое воображение проявляется в труде изобретателей, ученых, художников, писателей, артистов. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку в любом виде труда. Так, например, воспитатель при его помощи представляет себе, как он проведет с детьми новое занятие, как организует новую игру. В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают. Так, для изобретателя, архитектора, ученого наиболее значима реалистичность представлений, возможность их воплотить в жизнь или подтвердить в ходе дальнейших исследований. Для писателя же или художника решающее значение имеют оригинальность и яркость представлений, реалистичность же в некоторых случаях, например при создании сказок, фантастических произведений, может и вовсе не соблюдаться. Существует понятие «свободное» воображение. Оно включает в себя мечты, грезы, фантазирование. Деление воображения на активное и пассивное условно. Между ними даже у взрослого человека (а тем более у ребенка) нет четкой границы, и одно может переходить в другое. Кроме того, существуют виды воображения, которые вообще нельзя отнести ни к активному, ни к пассивному, так как они могут иметь разную степень целенаправленности. Они не включены в творческую деятельность и вместе с тем не связаны с необходимостью точно следовать каким бы то ни было указаниям, образцам. Нередко мы используем воображение для создания картин привлекательного для нас будущего, совершаем научные открытия, путешествия в дальние страны, наделяем себя чертами любимых героев книг. Это — мечты. Они могут опережать действительный ход событий и тогда воодушевляют человека, становятся мотивами его поступков. Но могут они и уводить в сторону от жизни, подменять постановку реальных целей представлениями о несбыточных успехах. Такие мечты переходят в грезы — сходные со сновидениями состояния, когда человек как бы переселяется в мир, созданный собственным воображением: девушка представляет себя прославленной кинозвездой, юноша — отважным космонавтом, переживающим все новые и новые приключения. Фантазированием обычно называют создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды воображения. Но встречается и фантазирование в чистом виде. Некоторые люди склонны как бы приукрашивать им повседневную жизнь, не уходя при этом в мир грез. Общей особенностью задач активного воображения (за исключением репродуктивного), отличающей их от задач мышления, является их «открытый» характер. Это значит, что задача, возникающая перед воображением, имеет не одно, а множество возможных решений. Так, писатель может по-разному представить себе описываемого героя, архитектор — вид будущего здания. Даже ученый строит несколько разных представлений о возможной природе еще неизученного явления, тем более «открытыми» бывают задачи в свободных видах воображения— мечтах, грезах, фантазировании. Средства и способы, используемые в действиях активного воображения, те же, что и в наглядно-образном мышлении. Средствами являются образы, но не просто образы предметов и явлений, получаемые в результате восприятия, а образы, соответствующие общественно выработанным видам наглядных моделей, выделяющие определенные признаки и отношения предметов. Способы состоят во внутренних пробах, приводящих к различным сочетаниям и преобразованиям таких образов. Однако воображение и наглядно-образное мышление имеют разные задачи и дают разные результаты. В наглядно-образном мышлении задача, состоящая в получении нового знания, решена, когда получен обобщенный образ — модель, отвечающая ее условиям. Дальше следует его использование в практической деятельности или при решении других мыслительных задач. В воображении «открытый» характер задач дает гораздо большую свободу отбора и сочетания образов, а их результат (обобщенный образ-модель) индивидуализируется, приобретает черты, приближающие его к образу восприятия, хотя он, как правило, не достигает той же яркости и полноты. «Двухступенчатый» характер создания образов воображения хорошо виден на примере художественного и технического творчества. Вначале создается общий замысел картины, здания, механизма, а затем он конкретизируется, облекается «в плоть и кровь». Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами человека. Можно хладнокровно, бесстрастно воспринимать, думать, но нельзя хладнокровно воображать. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные события. Это — очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значение могут иметь для нас те или иные обстоятельства.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |