Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.



2019-12-29 365 Обсуждений (0)
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобра­зования, создания новых механизмов, зданий, произведений ис­кусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятель­ности.

Воображение включает несколько видов, различающихся по их роли в жизни и деятельности людей.

Различаются пассивное и активное воображение. Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой» без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состоянии полусна или горячечного бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содер­жание этих образов в значительной мере определяется не пси­хологическими, а физиологическими причинами — тем, в каком состоянии находятся разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или опасения чело­века, неосознаваемые им во время бодрствования влияния со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражаются в об­разах сновидений и внешние воздействия, но часто это отраже­ние принимает причудливые формы.

В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение. Задачи этого вида воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, со­бытий по их изображению или словесному описанию. Когда вы слушаете рассказ преподавателя, читаете учебники и художе­ственную литературу, смотрите картины в музее, вы каждый раз (с большим или меньшим успехом) представляете себе то, что описывается и показывается. Одно дело — понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (это — задачи мышления); совсем другое — представить в виде живых образов, как лежит в кроватке младенец и тянет ручки к игрушке, как выглядят герои романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понимание — необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему жи­вость и конкретность.

Может показаться странным, что воображение требуется и при рассматривании картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображенный на ней «кусок жизни», мы только скользнём по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить — от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны и в какой форме они выражены.

Легче представить себе здание, изображенное на картине, чем приведенное в книге в виде наброска, схемы, чертежа или опи­санное только словесно. А в словесном описании решающее зна­чение имеет его художественная форма, использование вырази­тельных средств языка. Недаром к языку художественной лите­ратуры применяют характеристику «образный». Это и значит, что он способствует возникновению образов воображения.

Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения пред­ставлений в воображении, их соответствие требованиям задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человека, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это — ре­зервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе бушующее море человек, который видел воду только льющейся из крана. Опре­деляется оно и уровнем понимания тех описаний и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит уже не от запаса представлений, а от индивидуальных особен­ностей человека и, прежде всего, от того, насколько его вообра­жение окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направ­ленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярком виде творческое воображение проявля­ется в труде изобретателей, ученых, художников, писателей, ар­тистов. Но творческое воображение необходимо и каждому че­ловеку в любом виде труда. Так, например, воспитатель при его помощи представляет себе, как он проведет с детьми новое занятие, как организует новую игру.

В творческом воображении мы создаем представления, руко­водствуясь только целями, которые ставим перед собой, и раз­личаются эти представления по их оригинальности и реалистич­ности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколь­ко представление, созданное воображением, близко к действи­тельности. Сохраняются для творческого воображения и разли­чия по яркости представлений. Результаты творческого вообра­жения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают. Так, для изобретателя, архитектора, ученого наиболее значима реалистичность представлений, воз­можность их воплотить в жизнь или подтвердить в ходе дальней­ших исследований. Для писателя же или художника решающее значение имеют оригинальность и яркость представлений, реалис­тичность же в некоторых случаях, например при создании сказок, фантастических произведений, может и вовсе не соблюдаться.

Существует понятие «свободное» воображение. Оно включает в себя мечты, грезы, фантазирование. Де­ление воображения на активное и пассивное условно. Между ни­ми даже у взрослого человека (а тем более у ребенка) нет чет­кой границы, и одно может переходить в другое. Кроме того, су­ществуют виды воображения, которые вообще нельзя отнести ни к активному, ни к пассивному, так как они могут иметь разную степень целенаправленности. Они не включены в творческую деятельность и вместе с тем не связаны с необходимостью точно сле­довать каким бы то ни было указаниям, образцам.

Нередко мы используем воображение для создания картин привлекательного для нас будущего, совершаем научные откры­тия, путешествия в дальние страны, наделяем себя чертами лю­бимых героев книг. Это — мечты. Они могут опережать действи­тельный ход событий и тогда воодушевляют человека, становят­ся мотивами его поступков. Но могут они и уводить в сторону от жизни, подменять постановку реальных целей представлениями о несбыточных успехах. Такие мечты переходят в грезы — сход­ные со сновидениями состояния, когда человек как бы переселя­ется в мир, созданный собственным воображением: девушка представляет себя прославленной кинозвездой, юноша — отваж­ным космонавтом, переживающим все новые и новые приключе­ния.

Фантазированием обычно называют создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды воображения. Но встречается и фантазирование в чистом виде. Некоторые люди склонны как бы приукрашивать им по­вседневную жизнь, не уходя при этом в мир грез.

Общей особенностью задач активного воображения (за исключением репродуктивного), отличающей их от задач мышления, является их «открытый» характер. Это зна­чит, что задача, возникающая перед воображением, имеет не одно, а множество возможных решений. Так, писатель может по-разному представить себе описываемого героя, архитектор — вид будущего здания. Даже ученый строит несколько разных представлений о возможной природе еще неизученного явления, тем более «открытыми» бывают задачи в свободных видах вооб­ражения— мечтах, грезах, фантазировании.

Средства и способы, используемые в действиях активного вооб­ражения, те же, что и в наглядно-образном мышлении. Средства­ми являются образы, но не просто образы предметов и явлений, получаемые в результате восприятия, а образы, соответствующие общественно выработанным видам наглядных моделей, выделя­ющие определенные признаки и отношения предметов. Способы состоят во внутренних пробах, приводящих к различным соче­таниям и преобразованиям таких образов. Однако воображение и наглядно-образное мышление имеют разные задачи и дают раз­ные результаты.

В наглядно-образном мышлении задача, состоящая в получе­нии нового знания, решена, когда получен обобщенный образ — модель, отвечающая ее условиям. Дальше следует его использо­вание в практической деятельности или при решении других мыс­лительных задач.

В воображении «открытый» характер задач дает гораздо большую свободу отбора и сочетания образов, а их результат (обобщенный образ-модель) индивидуализируется, приобретает черты, приближающие его к образу восприятия, хотя он, как правило, не достигает той же яркости и полноты.

«Двухступенчатый» характер создания образов воображения хорошо виден на примере художественного и технического твор­чества. Вначале создается общий замысел картины, здания, ме­ханизма, а затем он конкретизируется, облекается «в плоть и кровь».

Воображение больше, чем другие по­знавательные психические процессы, связано с чувствами чело­века. Можно хладнокровно, бесстрастно воспринимать, думать, но нельзя хладнокровно воображать. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные со­бытия. Это — очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значение могут иметь для нас те или иные обстоятельства.



2019-12-29 365 Обсуждений (0)
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)