Тема 4. Методика расчета производственной программы, объема работ, численности рабочих и служащих
1. Разработка плана реализации услуг 2. Планирование производственной программы 3. Расчет численности рабочих и служащих
1. План реализации услуг служит исходной базой для расчета других разделов годового плана. Так, план производства и финансовый план могут быть рассчитаны только после установления планируемых объемов и номенклатуры продукции (услуг). Основной задачей плана реализации является установление оптимального соотношения между потребностями рынка в области конкретных видов услуг и производственными возможностями предприятия. Другие задачи плана реализации: - определение соотношений между предоставленными или оказываемыми услугами и новыми (вводимыми) видами услуг, работ, на основе потребностей покупателя и развития научно-технического прогресса; - планирование объемов реализации услуг, работ, продукции по различным формам обслуживания; - установление параметров качества обслуживания и оказываемых (предоставляемых) услуг; - расчет объемов предоставления дополнительных услуг или реализации сопутствующих товаров; - прогнозирование продаж с учетом уровня спроса, конкуренции, используемых способов продвижения продукции и методов стимулирования продаж. Исходной базой при расчете плана реализации являются: - потребности рынка в услугах (продукции, работах) предприятия; - прогноз продаж с учетом уровня спроса; - способы продвижения услуг (продукции) и методы стимулирования спроса; - сегменты рынка, определенные в плане маркетинга. При планировании объемов реализации используются натуральные и стоимостные измерители. Натуральные измерители определяют количество продукции (работ, услуг), которые должны быть выполнены в планируемом периоде. Их использование обеспечивает возможность обоснованного расчета необходимого количества оборудования, производственной мощности предприятия, трудовых и материальных ресурсов, позволяет точно определить затраты на производство одной единицы услуг (работ, продукции). При разработке плана в стоимостном измерителе обычно используют средние цены с учетом уровня инфляции. Более точно предельный уровень цен определяется после расчета затрат на производство и плановой прибыли. Эти же данные (себестоимость и прибыль) используются для оценки и возможной корректировки планируемого объема реализации продукции (работ, услуг) с учетом точки безубыточности (повторить) их продаж. Годовой план реализации разрабатывается по месяцам с учетом коэффициента сезонности. Все составные элементы планируемого объема реализации выражаются в ценах реализации: остатки на начало года в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому, планируемый объем производства и остатки нереализованных работ, услуг, товаров - в ценах планируемого периода. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ выручка от реализации продукции (работ, услуг) может определяться двумя способами. Первый вариант - по мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами - по мере поступления средств в кассу. Второй вариант - по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов. Каждое предприятие при разработке учетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов учета выручки от реализации продукции исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Первый вариант формирования выручки от реализации является в настоящее время наиболее распространенным в российской экономике. Однако он снижает достоверность в подсчете производственного результата: происходит начисление расходов (материалов, заработной платы и др.) в одном отчетном периоде, а выручка за отгруженную продукцию очень часто поступает в другом, что объясняется общим резким спадом объемов реализации продукции, иными словами -предприятие часто работает на склад. Второй вариант учета реализации обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с отсутствием реального поступления денег, и оно быстро становится неплатежеспособным, финансовым банкротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансовой дисциплины заказчиков, высокий уровень монополизации приводят к тому, что уровень использования второго варианта незначителен. Наиболее часто он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве. Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление движения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия. В основе определения стоимости объема производства в планируемых ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку товаров, выполнение работ и услуг, заявок потребителей.
2. Производственная программа предприятия определяет необходимый объем производства услуг, работ, продукции в планируемом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту, формам обслуживания и качеству требованиям плана реализации. На ее основе определяются ввод в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Производственная программа тесно связана с планом по труду и заработной платой, планированием себестоимости, прибыли, рентабельности, других показателей, рассчитываемых в финансовом и производственном планах предприятия. Задачами планирования производственной программы предприятия являются: - определение объема производства услуг, работ (выпуска продукции) в стоимостном выражении по укрупненным группам услуг (продукции) и обычного объема производства услуг, работ, продукции; - совместное планирование объема реализации и объема производства с учетом сезонности оказываемых услуг; - формирование показателей качества услуг, работ, продукции и обслуживания потребителей; - кооперирование работы цехов, хозяйств и служб предприятия; - поиск возможностей повышения эффективности производства продукции, оказания услуг, выполнения работ. При планировании производственной программы изыскиваются возможности для: - повышения производительности труда за счет совершенствования его организации, механизации и автоматизации процесса производства; - сокращение затрат материальных и энергетических ресурсов; - улучшение использования производственных мощностей; - совершенствование систем управления процессом производства. Разработка производственной программы предприятий сферы сервиса имеет свои особенности, вытекающие из специфики организации производственного процесса и широты номенклатуры оказываемых услуг. В присущем для сферы сервиса единичном производстве планирование производственной программы затруднено отсутствием к моменту ее составления точно установленной номенклатуры или комплектности услуг (изделий) и поэтому она постоянно уточняется по мере их поступления и в ходе подготовки производства отдельных заказов. В условиях серийного производства, когда в процессе изготовления находится несколько изделий и постоянно осваивается производство новой продукции, производственная программа разрабатывается и распределяется по кварталам, обеспечивая укрупнение серии и сокращение номенклатуры одновременно изготовляемых изделий. В поточном производстве производственная программ разрабатывается по предприятию и его структурным подразделениям одновременно. Производственная программа предприятия составляется обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам. Детальность отражения в производственной программе номенклатуры оказываемых услуг, работ, производимой продукции зависит от номенклатурного типа предприятия, т. е. предприятие может быть отнесено к технологическому, маркетинговому, рыночному номенклатурному типу. На предприятии, относящемся к технологическому типу (с развитой современной и быстро перестраиваемой технологией), лучше расширить сбыт традиционной продукции (услуг, работ), повышая ее конкурентные преимущества, благодаря которым можно производить или оказывать определенную продукцию (услуги) лучше, дешевле, быстрее, чем конкуренты. Вместе с тем если на предприятии используется технология, позволяющая без больших затрат выпускать сразу несколько видов продукции, оказывать разнообразные виды услуг, пользующиеся спросом, или же по налаженным рыночным связям реализовать тем же потребителям вместе с уже оказываемыми услугами новые, то надо расширять номенклатуру услуг (работ, продукции). На предприятиях рыночного типа, т. е. на предприятиях, где точно знают спрос и предложение и умеют быстро реализовать имеющиеся или налаживать новые коммерческие связи, лучше диверсифицировать производство (расширить номенклатуру услуг). На предприятиях маркетингового типа, находящихся в тесном взаимодействии с рынком, обладающих возможностью влиять на формирование спроса, должны преобладать услуги, близкие по способу и месту потребления. Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана реализации в конкретном периоде на основе имеющихся производственных мощностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема реализации. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема реализации с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде. Планирование производственной программы имеет определенный порядок: • проводится анализ выполнения производственной программы в отчетном периоде. При этом рассматривается номенклатура, ассортимент оказываемых услуг (работ, продукции), их качество, сезонность. На основе данного анализа определяются резервы производственной программы; • анализируется план реализации. Рассматривается структура планируемых к производству услуг (продукции), формы обслуживания, эффективность услуг с целью определения основных видов услуг (работ, продукции) планового периода; • рассматривается производственная мощность предприятия. При расчете производственной мощности используются такие показатели, как трудоемкость отдельных видов услуг (продукции), фонд рабочего времени, режим работы персонала и предприятия, состав оборудования, производительность труда; • планируется производство услуг (продукции) в натуральном выражении. Основой этого процесса является производственная мощность, план реализации, остатки продукции на начало планового периода. Именно на этом этапе формируется производственная программа; • на основе цены и рассчитанной производственной программы планируется производство услуг (продукции) в стоимостном выражении; • для определения эффективности производственной программы необходимо провести ее оценку. Для этого используются показатели рентабельности; • завершающим процессом является контроль за реализацией производственной программы. Производственная программа предприятия должна быть обоснована расчетами материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых для ее выполнения. При этом учитывается их потребность на планируемый объем производства услуг (продукции), на ремонтно-эксплуатационные нужды, на строительство и освоение нового оборудования, а также, при необходимости, на прирост материальных запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется по укрупненным видам материалов в натуральном выражении. Для увязки ее с планом по себестоимости надо определять затраты материальных ценностей в стоимостном выражении. Основой расчета потребности являются нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии в расчете на единицу или однородную группу конкретных услуг (продукции) с учетом планируемого предприятием снижения норм расхода важнейших видов материальных ресурсов. Обоснование потребности в топливе, электроэнергии на технологические нужды, для работы внутризаводского транспорта осуществляется исходя из объемов производства услуг (продукции) и выполняемых работ и фактических норм расхода электроэнергии, учитывающих повышение уровня эксплуатации и использования энергетического оборудования, снижения внутризаводских потерь. На основе этих данных в рамках производственной программы разрабатывается план материально-технического обеспечения предприятия. Основой этого раздела производственной программы являются: • потенциальные возможности предприятий-поставщиков; • конъюнктура рынка, т.е. спрос и предложение по конкретным видам материально-технических ресурсов; • динамика изменения цен на различные виды ресурсов; • данные об остатках материально-технических ресурсов на начало планируемого периода; • прочие потребности предприятия в материально-технических ресурсах. В табл. 4.1 представлена классификация и характеристика материальных ресурсов. Таблица 4.1 Классификация и характеристика материальных ресурсов
При разработке плана реализации и производственной программы предприятия используются следующие показатели: - натуральные; - условно-натуральные; - стоимостные; - трудовые. К натуральным измерителям относятся штуки, количество оказываемых услуг, количество заказов на работы, количество проданных товаров, количество обслуживаемых потребителей и др. Условные и условно-натуральные измерители позволяют все виды оказываемых услуг (производимой продукции) привести к одному виду, применяемому за эталон (основной вид услуг или продукции). При переводе услуг (продукции) в условно-натуральные измерители чаще всего используют переводные коэффициенты, в основе которых лежит трудоемкость выполнения услуг (продукции). При помощи трудовых измерителей определяют общую трудоемкость производственной программы, которая может быть выражена в нормативной (в нормо-часах) или фактической (человеко-часах) трудоемкости. Трудовые показатели не позволяют судить о количестве оказанных услуг, (произведенной) продукции, однако имеют достаточно широкое применение в сфере сервиса. Например, на предприятиях по ремонту и обслуживанию транспортных средств (автосервисах и автомастерских), по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры измерить объем производства и реализации услуг другим способом просто невозможно из-за широкой номенклатуры оказываемых услуг. Основным стоимостным показателем плана реализации и производства услуг является выручка от реализации услуг, работ, продукции. Выручка от реализации услуг, работ, продукции - это выраженный в стоимостном измерении объем реализации услуг (работ, продукции), оплаченных потребителем. Выручка от реализации услуг (работ, продукции) может быть рассчитана по формуле: Vp =О1хЦ1+ О2хЦ2+.....+ ОiхЦi, (4.1) где Ц1, Ц2, Цi - цена услуг различного вида по различным формам обслуживания, руб. Объем реализации услуг, работ, продукции в натуральном выражении определяет общее количество предоставляемых услуг (работ, продукции) по видам, группам и формам обслуживания. Он=О1+О2+…Оi (4.2) где О1, О2 .... Oi - плановое количество услуг по различным видам, группам, формам обслуживания в натуральном выражении. К стоимостным показателям производственной программы предприятия относятся валовой оборот, товарная продукция, валовая продукция, нормативная стоимость, чистая и условно-чистая продукция. Валовой оборот предприятия представляет собой суммарную стоимость услуг, работ, продукции всех основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия. Этот показатель чаще всего используется для анализа работы предприятия, при обосновании планируемых показателей в период изменения производственной структуры предприятия (введение новых цехов, участков, подразделений). Товарной продукцией предприятия является продукция (услуги, работы), реализованная или предназначенная к реализации в отчетном периоде. В состав товарной продукции включают готовые изделия (Иг), полуфабрикаты, предназначенные для реализации (Пф), ремонтные работы, выполненные по заказам со стороны (Рр). Валовой называется продукция, произведенная предприятием за отчетный период независимо от степени ее готовности и назначения использования. Чистая продукция исключает влияние на стоимостные показатели плана реализации и производственной программы предприятия уровня материалоемкости, т. е. объем чистой продукции можно определить как сумму заработной платы с начислениями на социальное страхование, накладных расходов и прибыли. Чпр =ЗП + Нзп +Нр+П, (4.3) где ЗП - общий фонд оплаты труда работников предприятия, тыс. руб.; Нзп - начисления на заработную плату (единый социальный налог), тыс. руб.; Нр - накладные расходы, тыс. руб.; П- прибыль, тыс. руб. Еще одним показателем плана реализации и производственной программы предприятия является номенклатура и ассортимент предоставляемых услуг, представляющая собой перечень всех видов оказываемых и вводимых в плановом периоде услуг (работ, продукции) по формам обслуживания и группам потребителей. Необходимо дать понятие таким показателям плана реализации и производственной программы предприятия, как готовое изделие (работа, услуга), полуфабрикаты, незавершенное производство, так как эти показатели используются при расчетах, перечисленных выше. Готовыми изделиями считаются законченные и полностью укомплектованные изделия, выполненные услуги, работы, соответствующие стандартам или техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции или предъявленные потребителю. К полуфабрикатам своего производства относится продукция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке. Незавершённое производство - продукция, не законченная изготовлением в данном цехе, находящаяся либо в процессе изготовления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо в стадии технического контроля, либо в стадии межоперационного пролеживания. Для торговых предприятий и предприятий, реализующих сопутствующие товары, при расчете плана реализации услуг, работ, продукции используется такой показатель, как товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена: юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.); юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.); физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Показатели, используемые при планировании реализации и производственной программы на различных предприятиях сферы сервиса, представлены в табл. 4.2. Таблица 4.2. Показатели, используемые при планировании реализации и производственной программы на различных предприятиях сферы сервиса
3. Планирование потребности в персонале является важнейшей составляющей плана производства. Во-первых, на любом предприятии, а в сфере сервиса особенно, человеческий капитал является главной составляющей экономического потенциала. От того, насколько рационально будет определена потребность в численности по категориям, профессиям и квалификационному уровню, будут зависеть качество и сроки выполнения услуг для населения. Во-вторых, персонал является важнейшим объектом менеджмента на предприятии сферы сервиса, поэтому особую значимость представляют вопросы планирования численности не только в целом по предприятию, но и по отдельным структурным подразделениям, уровням и звеньям управления. Планирование трудовых показателей основывается на данных планов производства и реализации услуг, действующих на предприятиях норм и нормативов, учитывает возможные изменения в численности персонала за счет реализации планируемых маркетинговых стратегий. Планирование численности персонала основывается на расчете баланса рабочего времени одного работника. Структура баланса рабочего времени одного работника приведена в табл. 4.3. Таблица 4.3 Баланс рабочего времени
В качестве исходных данных расчета баланса рабочего времени используются отчетные данные действующего предприятия об использовании рабочего времени и намеченные мероприятия по улучшению организации и условий труда, обеспечивающие более рациональное использование рабочего времени в планируемом году. Календарный фонд времени, количество нерабочих дней определяются по календарю в соответствии с принятым режимом работы цеха (предприятия), числом дополнительных, вторых дней отдыха в неделю. Количество календарных рабочих дней - номинальный фонд рабочего времени, который характеризует потенциальную величину максимально возможного для использования фонда рабочего времени. Его величина определяется по формуле Фн=Фк-(Дв+Дп) где Фк - календарный фонд времени, дней; Дв - число выходных дней в плановом периоде; Дп - число праздничных дней в плановом периоде. Средняя длительность очередных и дополнительных отпусков (Оср) определяется в соответствии с действующим законодательством РФ, а также с учетом самостоятельных решений предприятия, оговоренных в его уставе, коллективном договоре, тарифном соглашении, контрактах по найму на работу. Дополнительные отпуска по учебе предоставляются всем работающим, которые занимаются без отрыва от производства в высших и средних учебных заведениях, а также в школах рабочей молодежи. Средняя длительность отпуска по учебе планируется на основе данных предприятия за отчетный год. Отпуска в связи с родами, невыходы, связанные с выполнением государственных обязанностей, также можно запланировать на основе данных действующего предприятия за отчетный год. Невыходы по болезни планируются исходя из отчетных данных предприятия с учетом намеченных в плане маркетинга мероприятий по охране труда, улучшению организации труда и отдыха работающих, оздоровлению и улучшению условий труда. Плановые потери времени в связи с сокращением длительности рабочего дня могут быть определены как суммы недоработанных часов подростков и кормящих матерей по материалам действующего предприятия в отчетном году. Средняя продолжительность рабочего дня рассчитывается как разность между длительностью рабочего дня, установленной режимом работы предприятия, и потерями времени в связи с сокращением длительности рабочего дня, приходящимися на одного рабочего. Полезный фонд рабочего времени одного рабочего определяется умножением средней продолжительности рабочего дня на полезный фонд времени в днях. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами весь персонал предприятия классифицируется следующим образом. Вначале выделяют две группы персонала: • промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности); • непромышленный персонал (персонал неосновной деятельности). К персоналу основной деятельности относятся те работники, которые заняты непосредственно выполнением услуг, работ, изготовлением продукции (работающие в основных подразделениях предприятия), и те, которые обеспечивают рациональное функционирование предприятия (работающие во вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия). К персоналу неосновной деятельности относятся работники медико-санитарных учреждений, учебных заведений, подразделений по капитальному ремонту зданий и сооружений, состоящих на балансе предприятия и не участвующих в процессе выполнения услуг, работ, изготовления продукции. На предприятиях сферы сервиса, как правило, имеет место персонал только основной деятельности. В состав промышленно-производственного персонала входят следующие категории работников. • рабочие (основные и вспомогательные); • служащие (руководители, специалисты и технические исполнители); • работники пожарно-сторожевой охраны; • обслуживающий персонал. К категории основных рабочих относятся лица, занятые непосредственно созданием материальных ценностей. В частности, лица, осуществляющие изготовление материальных ценностей вручную, а также при помощи механизмов, машин, наблюдение за работой автоматов, автоматических линий. К вспомогательным рабочим относятся лица, занятые уходом за машинами, обслуживанием оборудования (слесари-ремонтники, электромонтеры, наладчики), перемещением грузов, перевоз пассажиров (транспортировщики, шоферы), обслуживанием помещений (уборщики, сантехники), а также приемщики заказов от населения, контролеры качества готовой продукции, рабочие участка запуска. К категории руководителей относятся работники, занимающие должности руководителей организации и ее подразделений (выполняющие функции общего и линейного руководства предприятия). В частности: директор (генеральный директор), президент, управляющий, начальник цеха; главные специалисты: главный инженер, главный механик, главный бухгалтер, главный экономист; к категории руководителей относятся также заместители по названным должностям. В составе специалистов учитываются работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, другими работами, специалисты осуществляют планирование хозяйственной деятельности предприятия, оперативное управление производством, техническую подготовку производства, бесперебойное снабжение предприятия материально-энергетическими ресурсами, проведение маркетинговых исследований, обеспечивают высокий уровень качества и конкурентоспособности продукции, услуг. К специалистам относятся: инженеры, экономисты, бухгалтеры, художники, нормировщики, техники, психологи, социологи, юрисконсульты и др. Распределение работников по категориям персонала осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих (введен в действие с 01.01.1996 г.). При планировании численности персонала по категориям используются различные подходы. Прежде всего численность рабочих планируется по явочному и списочному составу; численность руководителей, специалистов, служащих - только по списочному составу. Явочный состав - количество рабочих, необходимое для выполнения производственной программы, т. е. то, которое ежедневно должно присутствовать на рабочих местах. Списочный состав - это количество рабочих, которое числится в списках предприятия. Списочное число рабочих определяется по явочному их числу и общему планируемому проценту дней невыходов на работу. Расчет ведется по формуле Чсп = (Чяв*100) / (100 – Z) где Чсп - списочный состав рабочих, чел.; Чяв - явочный состав рабочих, чел.; Z - планируемый процент невыходов на работу по балансу рабочего времени одного рабочего. Разность между списочным и явочным числом рабочих представляет собой число резервных рабочих: Чр=Чсп.-Чяв. Не включаются в списочную численность работники: • выполняющие работы по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор наряда), привлекаемые для выполнения разовых работ; • принятые на работу по совместительству из других фирм; • привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы; • безработные, привлекаемые на общественные работы; • временно направленные на работу на другое предприятие, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы; • направленные фирмой на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств фирмы; • молодые специалисты, находящиеся в отпуске после окончания учебного заведения; • подавшие заявления об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения нанимателя, а также работники, уволенные за прогул. Они исключаются из списочного состава работников с первого дня невыхода на работу. В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности. При определении среднесписочной численности в расчет принимается сумма списочной численности персонала за все календарные дни. Она определяется путем деления суммы списочной за все дни месяца на общее число календарных дней в месяце. В практике планирования трудовых показателей предприятия сферы сервиса может быть использовано несколько вариантов расчета потребной численности основных рабочих. Классическим вариантом расчета численности основных рабочих является методика, основанная на учете трудоемкости выполняемых работ. Расчет можно выполнить по формуле п Ч сд = (Sti*Пнi) / (Ф*Квнв), I=1 Где Ч сд – численность рабочих сдельщиков, чел. п – количество видов выполняемых услуг ti - трудоемкость выполнения i-го вида услуг (работ, операций), час; Пнi - объем планируемых работ, услуг i-го вида услуг в натуральном выражении, ед.; Ф - фонд рабочего времени одного рабочего по балансу рабочего времени, час; Квнв - планируемый коэффициент выполнения норм выработки рабочими. Данный вариант расчета численности основных рабочих может использоваться на любом предприятии сферы сервиса при осуществлении нормирования работ основных рабочих. Если выполнение услуг (работ) осуществляется с технологическим разделением труда, с использованием бригадно-операционного метода выполнения работ, то расчет численности основных рабочих выполняется по данным расчета технологического процесса осуществления работ, услуг. Расчет ведется по формуле где Т - трудоемкость выполнения единицы изделия (услуги, работы), час; т - такт процесса, т. е. время выполнения одной организационной операции (изготовления одного узла изделия), час; Кс - коэффициент сменности работы предприятия. Данный вариант расчета численности основных рабочих может использоваться на предприятиях сферы сервиса, осуществляющих изготовление новых изделий по заказам клиентов (например, изготовление мебели, швейных, трикотажных изделий и др.). В ряде случаев численность рабочих сдельщиков целесообразно считать по количеству размещаемых рабочих мест. Расчет выполняется по формуле где Sn - размер производственной площади, м2; Hs - норма площади на одно рабочее место, м2; Кс - коэффициент сменности работы предприятия. Данный вариант расчета численности персонала используется при выполнении парикмахерских, косметических услуг. Численность основных рабочих может быть рассчитана и по укрупненным показателям. Такой метод расчета может использоваться при выполнении услуг, работ любого вида. Расчет ведется по формуле Чсд = V / B1 где V - выручка от реализации услуг, р<
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |