Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Методика расчета производственной программы, объема работ, численности рабочих и служащих



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Тема 4. Методика расчета производственной программы, объема работ, численности рабочих и служащих 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Разработка плана реализации услуг

2. Планирование производственной программы

3. Расчет численности рабочих и служащих

 

1.

План реализации услуг служит исходной базой для расчета других разделов годового плана. Так, план производства и финансовый план могут быть рассчитаны только после установления планируемых объемов и номенклатуры продукции (услуг).

Основной задачей плана реализации является установление оптимального соотношения между потребностями рынка в области конкретных видов услуг и производственными возможностями предприятия.

Другие задачи плана реализации:

- определение соотношений между предоставленными или оказываемыми услугами и новыми (вводимыми) видами услуг, работ, на основе потребностей покупателя и развития научно-технического прогресса;

- планирование объемов реализации услуг, работ, продукции по различным формам обслуживания;

- установление параметров качества обслуживания и оказы­ваемых (предоставляемых) услуг;

- расчет объемов предоставления дополнительных услуг или реализации сопутствующих товаров;

- прогнозирование продаж с учетом уровня спроса, конку­ренции, используемых способов продвижения продукции и мето­дов стимулирования продаж.

Исходной базой при расчете плана реализации яв­ляются:

- потребности рынка в услугах (продукции, работах) пред­приятия;

- прогноз продаж с учетом уровня спроса;

- способы продвижения услуг (продукции) и методы стиму­лирования спроса;

- сегменты рынка, определенные в плане маркетинга.

При планировании объемов реализации используются нату­ральные и стоимостные измерители. Натуральные измерители определяют количество продукции (работ, услуг), которые долж­ны быть выполнены в планируемом периоде. Их использование обеспечивает возможность обоснованного расчета необходимого количества оборудования, производственной мощности предпри­ятия, трудовых и материальных ресурсов, позволяет точно опре­делить затраты на производство одной единицы услуг (работ, продукции).

При разработке плана в стоимостном измерителе обычно используют средние цены с учетом уровня инфляции. Более точ­но предельный уровень цен определяется после расчета затрат на производство и плановой прибыли. Эти же данные (себестои­мость и прибыль) используются для оценки и возможной коррек­тировки планируемого объема реализации продукции (работ, ус­луг) с учетом точки безубыточности (повторить) их продаж.

Годовой план реализации разрабатывается по месяцам с учетом коэффициента сезонности. Все составные элементы пла­нируемого объема реализации выражаются в ценах реализации: остатки на начало года в действовавших ценах периода, предше­ствующего планируемому, планируемый объем производства и остатки нереализованных работ, услуг, товаров - в ценах плани­руемого периода.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и от­четности в РФ выручка от реализации продукции (работ, услуг) может определяться двумя способами. Первый вариант - по мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учре­ждения банков, а при расчете наличными деньгами - по мере по­ступления средств в кассу. Второй вариант - по отгрузке това­ров (выполнению работ, услуг) и предъявлении покупателю (за­казчику) расчетных документов.

Каждое предприятие при разработке учетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов учета вы­ручки от реализации продукции исходя из условий хозяйствова­ния и заключенных договоров. Первый вариант формирования выручки от реализации является в настоящее время наиболее распространенным в российской экономике. Однако он снижает достоверность в подсчете производственного результата: проис­ходит начисление расходов (материалов, заработной платы и др.) в одном отчетном периоде, а выручка за отгруженную продук­цию очень часто поступает в другом, что объясняется общим рез­ким спадом объемов реализации продукции, иными словами -предприятие часто работает на склад.

Второй вариант учета реализации обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с отсутствием реального поступления денег, и оно быстро становится неплатежеспособным, финансовым бан­кротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансо­вой дисциплины заказчиков, высокий уровень монополизации приводят к тому, что уровень использования второго варианта незначителен. Наиболее часто он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве.

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обяза­тельства перед госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и слу­жащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление дви­жения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает фи­нансовое положение предприятия.

В основе определения стоимости объема производства в планируемых ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных пред­приятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку товаров, выполнение работ и услуг, заявок потребите­лей.

 

2.

Производственная программа предприятия определяет необходимый объем производства услуг, работ, продукции в пла­нируемом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассорти­менту, формам обслуживания и качеству требованиям плана реа­лизации. На ее основе определяются ввод в действие новых про­изводственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Производственная программа тесно связана с планом по труду и заработной платой, планированием себестоимости, прибыли, рентабельности, других показателей, рассчитываемых в финансовом и производственном планах предприятия.

Задачами планирования производственной программы предприятия являются:

- определение объема производства услуг, работ (выпуска продукции) в стоимостном выражении по укрупненным группам услуг (продукции) и обычного объема производства услуг, работ, продукции;

- совместное планирование объема реализации и объема производства с учетом сезонности оказываемых услуг;

- формирование показателей качества услуг, работ, продук­ции и обслуживания потребителей;

- кооперирование работы цехов, хозяйств и служб предпри­ятия;

- поиск возможностей повышения эффективности производ­ства продукции, оказания услуг, выполнения работ.

При планировании производственной программы изыски­ваются возможности для:

- повышения производительности труда за счет совершенст­вования его организации, механизации и автоматизации процесса производства;

- сокращение затрат материальных и энергетических ресур­сов;

- улучшение использования производственных мощностей;

- совершенствование систем управления процессом произ­водства.

Разработка производственной программы предприятий сфе­ры сервиса имеет свои особенности, вытекающие из специфики организации производственного процесса и широты номенклату­ры оказываемых услуг.

В присущем для сферы сервиса единичном производстве планирование производственной программы затруднено отсут­ствием к моменту ее составления точно установленной номенк­латуры или комплектности услуг (изделий) и поэтому она посто­янно уточняется по мере их поступления и в ходе подготовки производства отдельных заказов.

В условиях серийного производства, когда в процессе изго­товления находится несколько изделий и постоянно осваивается производство новой продукции, производственная программа разрабатывается и распределяется по кварталам, обеспечивая ук­рупнение серии и сокращение номенклатуры одновременно изго­товляемых изделий.

В поточном производстве производственная программ разрабатывается по предприятию и его структурным подразделениям одновременно.

Производственная программа предприятия составляется обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам. Детальность отражения в производственной программе номенклатуры оказы­ваемых услуг, работ, производимой продукции зависит от но­менклатурного типа предприятия, т. е. предприятие может быть отнесено к технологическому, маркетинговому, рыночному но­менклатурному типу.

На предприятии, относящемся к технологическому типу (с развитой современной и быстро перестраиваемой технологи­ей), лучше расширить сбыт традиционной продукции (услуг, ра­бот), повышая ее конкурентные преимущества, благодаря кото­рым можно производить или оказывать определенную продук­цию (услуги) лучше, дешевле, быстрее, чем конкуренты. Вместе с тем если на предприятии используется технология, позволяющая без больших затрат выпускать сразу несколько видов продукции, оказывать разнообразные виды услуг, пользующиеся спросом, или же по налаженным рыночным связям реализовать тем же по­требителям вместе с уже оказываемыми услугами новые, то надо расширять номенклатуру услуг (работ, продукции).

На предприятиях рыночного типа, т. е. на предприятиях, где точно знают спрос и предложение и умеют быстро реализо­вать имеющиеся или налаживать новые коммерческие связи, лучше диверсифицировать производство (расширить номенкла­туру услуг).

На предприятиях маркетингового типа, находящихся в тесном взаимодействии с рынком, обладающих возможностью влиять на формирование спроса, должны преобладать услуги, близкие по способу и месту потребления.

Производственная программа предприятия формируется та­ким образом, чтобы обеспечить выполнение плана реализации в конкретном периоде на основе имеющихся производственных мощностей. Проблема состоит в том, что производственные воз­можности предприятия могут быть больше или меньше заплани­рованного объема реализации. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объ­ема реализации с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Планирование производственной программы имеет опреде­ленный порядок:

• проводится анализ выполнения производственной про­граммы в отчетном периоде. При этом рассматривается номенк­латура, ассортимент оказываемых услуг (работ, продукции), их качество, сезонность. На основе данного анализа определяются резервы производственной программы;

• анализируется план реализации. Рассматривается структу­ра планируемых к производству услуг (продукции), формы об­служивания, эффективность услуг с целью определения основ­ных видов услуг (работ, продукции) планового периода;

• рассматривается производственная мощность предпри­ятия. При расчете производственной мощности используются

такие показатели, как трудоемкость отдельных видов услуг (про­дукции), фонд рабочего времени, режим работы персонала и предприятия, состав оборудования, производительность труда;

• планируется производство услуг (продукции) в натураль­ном выражении. Основой этого процесса является производст­венная мощность, план реализации, остатки продукции на начало планового периода. Именно на этом этапе формируется произ­водственная программа;

• на основе цены и рассчитанной производственной про­граммы планируется производство услуг (продукции) в стоимо­стном выражении;

• для определения эффективности производственной про­граммы необходимо провести ее оценку. Для этого используются показатели рентабельности;

• завершающим процессом является контроль за реализаци­ей производственной программы.

Производственная программа предприятия должна быть обоснована расчетами материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых для ее выполнения. При этом учитывает­ся их потребность на планируемый объем производства услуг (продукции), на ремонтно-эксплуатационные нужды, на строи­тельство и освоение нового оборудования, а также, при необхо­димости, на прирост материальных запасов.

Потребность в материальных ресурсах определяется по укрупненным видам материалов в натуральном выражении. Для увязки ее с планом по себестоимости надо определять затраты материальных ценностей в стоимостном выражении. Основой расчета потребности являются нормы расхода материалов, то­плива, электроэнергии в расчете на единицу или однородную группу конкретных услуг (продукции) с учетом планируемого предприятием снижения норм расхода важнейших видов матери­альных ресурсов.

Обоснование потребности в топливе, электроэнергии на технологические нужды, для работы внутризаводского транспор­та осуществляется исходя из объемов производства услуг (про­дукции) и выполняемых работ и фактических норм расхода элек­троэнергии, учитывающих повышение уровня эксплуатации и использования энергетического оборудования, снижения внутри­заводских потерь.

На основе этих данных в рамках производственной про­граммы разрабатывается план материально-технического обеспе­чения предприятия. Основой этого раздела производственной программы являются:

• потенциальные возможности предприятий-поставщиков;

• конъюнктура рынка, т.е. спрос и предложение по кон­кретным видам материально-технических ресурсов;

• динамика изменения цен на различные виды ресурсов;

• данные об остатках материально-технических ресурсов на начало планируемого периода;

• прочие потребности предприятия в материально-технических ресурсах.

В табл. 4.1 представлена классификация и характеристика материальных ресурсов.

Таблица 4.1

Классификация и характеристика материальных ресурсов

Вид материальных ресурсов Характеристика
Основные материалы   Материалы, входящие в готовы продукт, как основная его часть.
Вспомогательные материалы Материалы, входящие в готовы продукт, как вспомогательные части.
Производственные (технологические) материалы Материалы, непосредственно не входящие в готовый продукт, но необходимые при его производстве (топливо, энергия).
Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, фурнитура Материалы, закупленные на стороне и входящие в готовый продукт без какой-либо серьезной обработки.

 

При разработке плана реализации и производственной про­граммы предприятия используются следующие показатели:

- натуральные;

- условно-натуральные;

- стоимостные;

- трудовые.

К натуральным измерителям относятся штуки, количество оказываемых услуг, количество заказов на работы, количество проданных товаров, количество обслуживаемых потребителей и др.

Условные и условно-натуральные измерители позволяют все виды оказываемых услуг (производимой продукции) привес­ти к одному виду, применяемому за эталон (основной вид услуг или продукции). При переводе услуг (продукции) в условно-натуральные измерители чаще всего используют переводные ко­эффициенты, в основе которых лежит трудоемкость выполнения услуг (продукции).

При помощи трудовых измерителей определяют общую трудоемкость производственной программы, которая может быть выражена в нормативной (в нормо-часах) или фактической (чело­веко-часах) трудоемкости. Трудовые показатели не позволяют судить о количестве оказанных услуг, (произведенной) продук­ции, однако имеют достаточно широкое применение в сфере сер­виса. Например, на предприятиях по ремонту и обслуживанию транспортных средств (автосервисах и автомастерских), по ре­монту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры изме­рить объем производства и реализации услуг другим способом просто невозможно из-за широкой номенклатуры оказываемых услуг.

Основным стоимостным показателем плана реализации и производства услуг является выручка от реализации услуг, работ, продукции.

Выручка от реализации услуг, работ, продукции - это вы­раженный в стоимостном измерении объем реализации услуг (ра­бот, продукции), оплаченных потребителем. Выручка от реализации услуг (работ, продукции) может быть рассчитана по формуле:

Vp =О1хЦ1+ О2хЦ2+.....+ ОiхЦi,                            (4.1)

где Ц1, Ц2, Цi - цена услуг различного вида по различным формам обслуживания, руб.

Объем реализации услуг, работ, продукции в натуральном выражении определяет общее количество предоставляемых услуг (работ, продукции) по видам, группам и формам обслуживания.

Он=О1+О2+…Оi                                        (4.2)

где О1, О2 .... Oi - плановое количество услуг по различным видам, группам, формам обслуживания в натуральном выраже­нии.

К стоимостным показателям производственной программы предприятия относятся валовой оборот, товарная продукция, ва­ловая продукция, нормативная стоимость, чистая и условно-чистая продукция.

Валовой оборот предприятия представляет собой суммар­ную стоимость услуг, работ, продукции всех основных, вспомо­гательных и обслуживающих подразделений предприятия. Этот показатель чаще всего используется для анализа работы предпри­ятия, при обосновании планируемых показателей в период изме­нения производственной структуры предприятия (введение но­вых цехов, участков, подразделений).

Товарной продукцией предприятия является продукция (ус­луги, работы), реализованная или предназначенная к реализации в отчетном периоде. В состав товарной продукции включают го­товые изделия (Иг), полуфабрикаты, предназначенные для реали­зации (Пф), ремонтные работы, выполненные по заказам со сто­роны (Рр).

Валовой называется продукция, произведенная предприяти­ем за отчетный период независимо от степени ее готовности и на­значения использования.

Чистая продукция исключает влияние на стоимостные по­казатели плана реализации и производственной программы пред­приятия уровня материалоемкости, т. е. объем чистой продукции можно определить как сумму заработной платы с начислениями на социальное страхование, накладных расходов и прибыли.

Чпр =ЗП + Нзп +Нр+П,             (4.3)

где ЗП - общий фонд оплаты труда работников предпри­ятия, тыс. руб.;

Нзп - начисления на заработную плату (единый соци­альный налог), тыс. руб.;

Нр - накладные расходы, тыс. руб.;

П- прибыль, тыс. руб.

Еще одним показателем плана реализации и производствен­ной программы предприятия является номенклатура и ассор­тимент предоставляемых услуг, представляющая собой пере­чень всех видов оказываемых и вводимых в плановом периоде услуг (работ, продукции) по формам обслуживания и группам потребителей.

Необходимо дать понятие таким показателям плана реали­зации и производственной программы предприятия, как готовое изделие (работа, услуга), полуфабрикаты, незавершенное произ­водство, так как эти показатели используются при расчетах, пе­речисленных выше.

Готовыми изделиями считаются законченные и полностью укомплектованные изделия, выполненные услуги, работы, соот­ветствующие стандартам или техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой про­дукции или предъявленные потребителю.

К полуфабрикатам своего производства относится продук­ция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке.

Незавершённое производство - продукция, не законченная изготовлением в данном цехе, находящаяся либо в процессе изго­товления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо в стадии технического контроля, либо в стадии межоперационного пролеживания.

Для торговых предприятий и предприятий, реализующих сопутствующие товары, при расчете плана реализации услуг, ра­бот, продукции используется такой показатель, как товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимается продажа по­требительских товаров населению за наличный расчет независи­мо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

юридическими лицами, осуществляющими розничную тор­говлю и общественное питание, для которых торговая деятель­ность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирмен­ные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Показатели, используемые при планировании реализации и производственной программы на различных пред­приятиях сферы сервиса, представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2.

Показатели, используемые при планировании реализации и

производственной программы на различных предприятиях сферы сервиса

Вид предприятия Наименование показателей
1. Предприятия, оказывающие производственные виды услуг  
1.1. По ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, ре­монту и обслужи­ванию транспортных средств, ча­сов, обуви и т. п. Выручка от реализации, чистая выручка от реализа­ции, объем реализации и производства услуг, работ в натуральном выражении. При реализации этими предприятиями сопутствующих товаров дополнительно рассчитываются объемы това­рооборота и выручка от реализации этих товаров.
1.2. По изготовле­нию изделий по заказам населения и производству изделий мелкими сериями Выручка от реализации продукции, услуг. Чистая выручка от реализации продукции. Объем реализации продукции (услуг) в натуральном выражении. Валовой оборот. Товарная продукция. Валовая продукция. Чистая продукция
2. Предприятия, оказывающие не­производственные виды услуг Выручка от реализации услуг. Объем услуг в нату­ральном выражении. При реализации этими предприятиями существующих товаров дополнительно рассчитывается товарооборот. Выручка от реализации товаров. Объем реализации товаров в натуральном выражении
3. Торговые пред­приятия Товарооборот. Выручка от реализации товаров и услуг. Объем реализации товаров и услуг в натуральном вы­ражении.

 

 

3.

Планирование потребности в пер­сонале явля­ется важнейшей составляющей плана производства.

Во-первых, на любом предприятии, а в сфере сервиса особенно, человеческий капитал является главной составляющей экономического потенциала. От того, на­сколько рационально будет определена потребность в численности по категори­ям, профессиям и квалификационному уровню, будут зависеть качество и сроки выполнения услуг для населения.

Во-вторых, персонал является важ­нейшим объектом менеджмента на пред­приятии сферы сервиса, поэтому особую значимость представляют вопросы пла­нирования численности не только в целом по предпри­ятию, но и по отдельным структурным подразделениям, уровням и звеньям управления.

Планирование трудовых показате­лей основывается на данных планов про­изводства и реализации услуг, действую­щих на предприятиях норм и нормативов, учитывает возможные изменения в чис­ленности персонала за счет реализации планируемых маркетинговых стратегий.

Планирование численности персонала основывается на рас­чете баланса рабочего времени одного работника.

Структура баланса рабочего времени одного работника при­ведена в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Баланс рабочего времени

Показатель Отчетный год Плановый год
1. Календарный фонд рабочего времени, дни    
2. 2.1 2.2 Количество нерабочих дней всего В т.ч. праздники Выходные (при пятидневной рабочей неделе – определяется по календарю)    
3. Номинальный фонд рабочего времени, дни (строка1-строка2)    
4.     Количество неявок всего, дней (по условию задачи) В т.ч. очередные и дополнительные отпуска отпуска по учебе В связи с родами Выполнение гособязанностей Целодневные потери по болезни Прочие неявки, разрешенные законом Неявки с разрешения администрации (по отчету) Прогулы (по отчету) Целодневные простои (по отчету) Прочие невыходы    
5. Полезный фонд рабочего времени, дни (строка 3-строка 4)    
6. Потери времени, связанные с сокращением длительности рабочего дня, всего часов В т.ч. для занятых на тяжелых и вредных работах Для подростков Внутрисменные простои (по отчету)    
7. Средняя продолжительность рабочего дня, час. (строка 6 / строка 5)    
  Полезный фонд рабочего времени одного рабочего (в часах)    

 

 

В качестве исходных данных расчета баланса рабочего вре­мени используются отчетные данные действующего предприятия об использовании рабочего времени и намеченные ме­роприятия по улучшению организации и условий труда, обеспе­чивающие более рациональное использование рабочего времени в планируемом году.

Календарный фонд времени, количество нерабочих дней определяются по календарю в соответствии с принятым режимом работы цеха (предприятия), числом дополнительных, вторых дней отдыха в неделю.

Количество календарных рабочих дней - номинальный фонд рабочего времени, который характеризует потенциальную величину максимально возможного для использования фонда ра­бочего времени. Его величина определяется по формуле

Фн=Фк-(Дв+Дп)                        

где Фк - календарный фонд времени, дней;

Дв - число выходных дней в плановом периоде; Дп - число праздничных дней в плановом периоде.

Средняя длительность очередных и дополнительных отпус­ков (Оср) определяется в соответствии с действующим законода­тельством РФ, а также с учетом самостоятельных решений пред­приятия, оговоренных в его уставе, коллективном договоре, та­рифном соглашении, контрактах по найму на работу.

Дополнительные отпуска по учебе предоставляются всем работающим, которые занимаются без отрыва от производства в высших и средних учебных заведениях, а также в школах рабо­чей молодежи.

Средняя длительность отпуска по учебе планируется на ос­нове данных предприятия за отчетный год.

Отпуска в связи с родами, невыходы, связанные с выполне­нием государственных обязанностей, также можно запланировать на основе данных действующего предприятия за отчетный год.

Невыходы по болезни планируются исходя из отчетных данных предприятия с учетом намеченных в плане маркетинга мероприятий по охране труда, улучшению организации труда и отдыха работающих, оздоровлению и улучшению условий труда.

Плановые потери времени в связи с сокращением длитель­ности рабочего дня могут быть определены как суммы недоработанных часов подростков и кормящих матерей по материалам действующего предприятия в отчетном году.

Средняя продолжительность рабочего дня рассчитывается как разность между длительностью рабочего дня, установленной режимом работы предприятия, и потерями времени в связи с со­кращением длительности рабочего дня, приходящимися на одно­го рабочего.

Полезный фонд рабочего времени одного рабочего опреде­ляется умножением средней продолжительности рабочего дня на полезный фонд времени в днях.

В соответствии с действующими в настоящее время норма­тивными документами весь персонал предприятия классифици­руется следующим образом.

Вначале выделяют две группы персонала:

• промышленно-производственный персонал (персонал ос­новной деятельности);

• непромышленный персонал (персонал неосновной дея­тельности).

К персоналу основной деятельности относятся те работники, которые заняты непосредственно выполнением услуг, работ, из­готовлением продукции (работающие в основных подразделени­ях предприятия), и те, которые обеспечивают рациональное функционирование предприятия (работающие во вспомогатель­ных и обслуживающих подразделениях предприятия).

К персоналу неосновной деятельности относятся работники медико-санитарных учреждений, учебных заведений, подразде­лений по капитальному ремонту зданий и сооружений, состоя­щих на балансе предприятия и не участвующих в процессе вы­полнения услуг, работ, изготовления продукции.

На предприятиях сферы сервиса, как правило, имеет место персонал только основной деятельности.

В состав промышленно-производственного персонала вхо­дят следующие категории работников.

• рабочие (основные и вспомогательные);

• служащие (руководители, специалисты и технические ис­полнители);

• работники пожарно-сторожевой охраны;

• обслуживающий персонал.

К категории основных рабочих относятся лица, занятые не­посредственно созданием материальных ценностей. В частности, лица, осуществляющие изготовление материальных ценностей вручную, а также при помощи механизмов, машин, наблюдение за работой автоматов, автоматических линий. К вспомогательным рабочим относятся лица, занятые уходом за машинами, об­служиванием оборудования (слесари-ремонтники, электромонте­ры, наладчики), перемещением грузов, перевоз пассажиров (транспортировщики, шоферы), обслуживанием помещений (уборщики, сантехники), а также приемщики заказов от населе­ния, контролеры качества готовой продукции, рабочие участка запуска.

К категории руководителей относятся работники, занимаю­щие должности руководителей организации и ее подразделений (выполняющие функции общего и линейного руководства пред­приятия). В частности: директор (генеральный директор), прези­дент, управляющий, начальник цеха; главные специалисты: глав­ный инженер, главный механик, главный бухгалтер, главный экономист; к категории руководителей относятся также замести­тели по названным должностям.

В составе специалистов учитываются работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, другими работами, специалисты осуществляют планирование хозяйственной дея­тельности предприятия, оперативное управление производством, техническую подготовку производства, бесперебойное снабжение предприятия материально-энергетическими ресурсами, проведе­ние маркетинговых исследований, обеспечивают высокий уро­вень качества и конкурентоспособности продукции, услуг. К спе­циалистам относятся: инженеры, экономисты, бухгалтеры, ху­дожники, нормировщики, техники, психологи, социологи, юрис­консульты и др.

Распределение работников по категориям персонала осуще­ствляется в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих (введен в действие с 01.01.1996 г.).

При планировании численности персонала по категориям используются различные подходы. Прежде всего численность ра­бочих планируется по явочному и списочному составу; числен­ность руководителей, специалистов, служащих - только по спи­сочному составу.

Явочный состав - количество рабочих, необходимое для выполнения производственной программы, т. е. то, которое еже­дневно должно присутствовать на рабочих местах. Списочный состав - это количество рабочих, которое числится в списках предприятия.

Списочное число рабочих определяется по явочному их числу и общему планируемому проценту дней невыходов на ра­боту. Расчет ведется по формуле

Чсп = (Чяв*100) / (100 – Z)

где Чсп - списочный состав рабочих, чел.; Чяв - явочный состав рабочих, чел.; Z - планируемый процент невыходов на работу по ба­лансу рабочего времени одного рабочего.

Разность между списочным и явочным числом рабочих представляет собой число резервных рабочих:

Чр=Чсп.-Чяв.                        

Не включаются в списочную численность работники:

• выполняющие работы по заключенным договорам граж­данско-правового характера (включая договор наряда), привлекаемые для выполнения разовых работ;

• принятые на работу по совместительству из других фирм;

• привлеченные для работы согласно специальным догово­рам с государственными организациями на предоставле­ние рабочей силы;

• безработные, привлекаемые на общественные работы;

• временно направленные на работу на другое предпри­ятие, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

• направленные фирмой на учебу в высшие и средние спе­циальные учебные заведения с отрывом от работы, полу­чающие стипендию за счет средств фирмы;

• молодые специалисты, находящиеся в отпуске после окончания учебного заведения;

• подавшие заявления об увольнении и прекратившие рабо­ту до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения нанимателя, а также работни­ки, уволенные за прогул. Они исключаются из списочно­го состава работников с первого дня невыхода на работу.

В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяют­ся по среднесписочной численности. При определении средне­списочной численности в расчет принимается сумма списочной численности персонала за все календарные дни. Она определяет­ся путем деления суммы списочной за все дни месяца на общее число календарных дней в месяце.

В практике планирования трудовых показателей предпри­ятия сферы сервиса может быть использовано несколько вариан­тов расчета потребной численности основных рабочих.

Классическим вариантом расчета численности основных ра­бочих является методика, основанная на учете трудоемкости вы­полняемых работ. Расчет можно выполнить по формуле

п

Ч сд = (Sti*Пнi) / (Ф*Квнв),

        I=1

Где Ч сд – численность рабочих сдельщиков, чел.

п – количество видов выполняемых услуг

ti - трудоемкость выполнения i-го вида услуг (работ, операций), час;

Пнi - объем планируемых работ, услуг i-го вида услуг в натуральном выражении, ед.;

Ф - фонд рабочего времени одного рабочего по балан­су рабочего времени, час;

Квнв - планируемый коэффициент выполнения норм выработки рабочими.

Данный вариант расчета численности основных рабочих может использоваться на любом предприятии сферы сервиса при осуществлении нормирования работ основных рабочих.

Если выполнение услуг (работ) осуществляется с техноло­гическим разделением труда, с использованием бригадно-операционного метода выполнения работ, то расчет численности основных рабочих выполняется по данным расчета технологиче­ского процесса осуществления работ, услуг. Расчет ведется по формуле

где Т - трудоемкость выполнения единицы изделия (услуги, работы), час;

т - такт процесса, т. е. время выполнения одной органи­зационной операции (изготовления одного узла изделия), час;

Кс - коэффициент сменности работы предприятия.

Данный вариант расчета численности основных рабочих может использоваться на предприятиях сферы сервиса, осущест­вляющих изготовление новых изделий по заказам клиентов (на­пример, изготовление мебели, швейных, трикотажных изделий и др.).

В ряде случаев численность рабочих сдельщиков целесооб­разно считать по количеству размещаемых рабочих мест. Расчет выполняется по формуле

где Sn - размер производственной площади, м2;

Hs - норма площади на одно рабочее место, м2;

Кс - коэффициент сменности работы предприятия.

Данный вариант расчета численности персонала использу­ется при выполнении парикмахерских, косметических услуг.

Численность основных рабочих может быть рассчитана и по укрупненным показателям. Такой метод расчета может использо­ваться при выполнении услуг, работ любого вида. Расчет ведется по формуле

Чсд = V / B1

где V - выручка от реализации услуг, р<



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Тема 4. Методика расчета производственной программы, объема работ, численности рабочих и служащих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Методика расчета производственной программы, объема работ, численности рабочих и служащих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)