Тема 7. Порядок согласования проектной документации предприятий сферы обслуживания
1. Нормативное обеспечение проектирования 2. Экспертиза проектов на строительные работы 3. Состав и содержание проектной документации на строительство предприятий сферы обслуживания
1. При проектировании зданий и строительных сооружений требуется соблюдать правила и положения, утвержденные федеральными и местными органами власти. Проектирование зданий и сооружений должно осуществляться на основе соблюдения Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство зданий и сооружений (условное сокращенное название документа СНиП 11-01-95). Проектанту необходимо иметь в виду, что в случае, когда в проекте предполагаются строительные работы, нужны хотя бы минимальные познания в сфере строительного дела. Строители используют специфические термины, и сокращения, которые имеют существенное значение для более глубокого понимания их намерений, и ограничения, в рамках которых вынуждены действовать строители или те, кто разрабатывает строительные проекты. Приведем наиболее часто используемые: Федеральные нормативные документы: строительные нормы и правила Российской Федерации - СНиП; государственные стандарты Российской Федерации в области строительства - ГОСТ Р; своды правил по проектированию и строительству - СП; руководящие документы Системы - РДС; Нормативные документы субъектов Российской Федерации: территориальные строительные нормы – ТСН; Производственно-отраслевые нормативные документы: стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений - СТП и СТО. На стадии проектирования очередь необходимо подготовить рабочую (проектную) документацию, которая разрабатывается в соответствии с государственными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), а если вводятся новые и уточняются действующие нормативные документы, то необходимо вносить соответствующие изменения в рабочую документацию. В Инструкции (СНиП 11-01-95) предусмотрена процедура проектирования зданий и сооружений в одну или две стадии. Проектирование в одну стадию касается зданий, сооружений, строительство которых, как предполагается, будет вестись по типовым проектам, а также по образцу тех экономичных индивидуальных проектов, которые уже прошли стадию согласования, экспертизы и утверждения. Кроме того, проектирование в одну стадию возможно для технически несложных строек. Проектирование в две стадии обязательно для индивидуально разрабатываемых (не типовых) проектов, отличающихся достаточной сложностью. Проектной работе, т.е. подготовке рабочей документации, предшествуют изыскательские инженерные работы или исследования, вовремя которых изучается конкретное место расположения предприятия и делаются соответствующие выводы. Изыскательские работы предполагают также и вариантные проработки, связанные с возможностью совмещения места расположения, образца или эскизного наброска будущего здания, с его пропускной способностью или проектной мощностью, со стоимостью строительства и другими технико-экономическими характеристиками, важными для проекта, которые были зафиксированы на предыдущих этапах проектирования и отражены в требованиях заказчика, оформленных в качестве приложения к заключаемому заказчиком с проектно-строительной организацией Договору на разработку проекта здания (зданий, сооружений) и подготовку рабочей (проектной) документации. Проектные работы и подготовка рабочей документации могут выполняться только организациями, которые имеют соответствующую лицензию.
2. Проектант должен знать, что проектная документация на строительство подлежит обязательному утверждению государственными органами в установленном порядке. Утверждению подлежит только та документация, которая прошла процедуру государственной экспертизы и получила позитивное заключение по итогам такой экспертизы. Экспертиза осуществляется государственными органами, такими, как: Главгосэкспертиза России; местные (республиканские, краевые, областные) организации государственной вневедомственной экспертизы; отраслевые экспертные подразделения министерств и ведомств Российской Федерации (например, Экспертная комиссия Минтопэнерго РФ или Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды РФ). Государственной экспертизе подлежит вся подготовленная рабочая документация. В России существует единый порядок проведения экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, суть которого сводится к следующему: 1. Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения, подлежат государственной экспертизе в Главгосэкспертизе России, местных (республиканских, краевых и др.) организациях государственной вневедомственной экспертизы, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств идругих специально уполномоченных нато государственных органах. 2. Документация и проекты утверждаются только при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз (а в отдельных случаях и при согласовании с органами государственного надзора). 3. Основная проектная стадия, подлежащая экспертизе, — ТЭО. Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства, а также по требованию органов государственной экспертизы для рассмотренного ТЭО, производится дополнительная детальная разработка отдельных элементов проектных решений; 4. Экспертиза документации и проектов проводится соответствующими организациями в зависимости от их назначения в следующем порядке: Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение; Главгосэкспертиза России отвечает за экспертизу градостроительной документации и проектов строительства по установленному перечню объектов и подготавливает сводное экспертное заключение. Главгосэкспертиза России осуществляет также и надзорные функции через выборочный контроль за качеством отдельной документации и проектов; Организации государственной вневедомственной экспертизы ответственны за экспертизу документации и проектов по объектам, не входящим в сферу деятельности Главгосэкспертизы России; Экспертные подразделения министерств и ведомств отвечают за экспертизу проектов по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с действующим положением о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами РФ и Госстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения. Утверждение проектов и проектной документации осуществляется на основе проведенной экспертизы и отраженных в экспертных заключениях результатов такой экспертизы. Все градостроительная документация утверждается государственными органами представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Проекты строительства, не относящиеся к категории градостроительных, в зависимости от источников финансирования подлежат процедуре утверждения в следующем порядке: при финансировании за счет государственных капитальных вложений — Госстроем России или заинтересованными министерствами и ведомствами; при финансировании за счет капитальных вложений из бюджетов субъектов федерации — соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке; при финансировании за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами). Необходимо иметь в виду, что приступать к реализации разработанного проекта можно лишь тогда, когда он прошел процедуру утверждения в установленном порядке. Для представления же проекта к утверждению необходимо пройти процедуру экспертизы и получить соответствующее экспертное заключение. Представлению же проекта к экспертной оценке предшествует принятие решения (или формирование осознанного намерения) о реализации разработанного проекта после прохождения процедур экспертизы и утверждения. Решение же по проекту принимается на основе аргументов (проектных характеристик), вырабатываемых на стадии делового проектирования. Если же речь идет о локальном, т.е. внутрифирменном проекте, цель которого сводится к частичному или полному видоизменению профиля функционирующего производства, то руководитель организации заинтересован в проведении внутренней экспертизы. Работу по проведению экспертизы в такой ее форме целесообразно поручать группе экспертов в следующем составе: специалист по промышленной экономике (желательно в качестве руководителя группы); специалист по анализу рынка; технолог; инженер-специалист по оборудованию; инженер-строитель; эксперт по управлению промышленностью и анализу хозяйственной деятельности; юрист; эксперты по специальным вопросам и др. Основными нормативными документами в области экспертизы проектов являются "Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов производственного назначения" и аналогичные "Требования" для объектов жилищно-гражданского и общественного назначения. Экспертиза призвана обеспечить детальный анализ всех аспектов проекта. Соответственно, задача этапа экспертизы проекта — определить ценность проекта, принимая во внимание все его положительные и отрицательные последствия. Кроме чисто технических аспектов экспертизе подлежат: расчет эффективности проекта; воздействие на окружающую среду; коммерческие перспективы, включая рыночную привлекательность и спрос на продукцию проекта; экономический анализ общих последствий проекта для национального развития; социальные последствия проекта, а также административно-управленческие аспекты, цель которых — определить организационные возможности реализации проекта.
3. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов: Общая пояснительная записка; Архитектурно-строительные решения; Технологические решения; Решения по инженерному оборудованию; Охрана окружающей среды; Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; Организация строительства (при необходимости); Сметная документация; Эффективность инвестиций (при необходимости); Рекомендуемый состав и содержание проекта. 4.2.1. Общая пояснительная записка. Основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; сведения об обосновании выбора площадки строительства; краткая характеристика объекта: данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность); результаты расчета численности и профессионально-квалификационного состава работающих, сведения о числе рабочих мест (кроме жилых зданий); данные о потребности в топливе, воде и электрической энергии; сведения об очередности строительства и градостроительных комплексах; основные технико-экономические показатели проекта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение о соответствии разработанной документации государственным нормам, правилам и стандартам; мероприятия по технической эксплуатации (по материалам, разрабатываемым для серии жилых зданий массового применения); основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений +-------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦ Единица ¦ ¦ показателей ¦ измерения ¦ +-------------------------------------------------------------------+ 1. Мощность, вместимость, пропускная в соотв.единицах способность 2. Общая площадь земельного участка га 3. Общая площадь зданий и сооружений кв.м 4. Строительный объем куб.м 5. Удельный расход энергоресурсов на единицу площади т.у.т. 6. Общая стоимость строительства, млн.руб. в том числе строительно-монтажные работы млн.руб. 7. Продолжительность строительства мес. 8. Качественные характеристики объекта 9. Балансовая (валовая) прибыль (при необходимости) тыс.руб. 10. Чистая прибыль (при необходимости) тыс.руб. 11. Срок окупаемости лет -------------------------------------------------------------------- 4.2.2. Технологические решения. Функциональное назначение объекта; краткая характеристика и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их заданному заказчиком уровню и нормативам по безопасности, комфорту труда. 4.2.3. Архитектурно-строительные решения. Сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурно-строительных решений и их соответствие архитектурному замыслу, функциональному назначению с учетом градостроительных требований; охрана памятников истории и культуры, соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений установленным заказчиком требованиям и техническим условиям; соображения по организации строительства (при необходимости разрабатывается отдельный раздел); мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, защите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения. 4.2.4. Решения по инженерному оборудованию. Обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию - отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, газоснабжению, водоснабжению, канализации; решения по диспетчеризации, автоматизации и управлению инженерными системами; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению, молниезащите, охранной и противопожарной сигнализации; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению; оборудование для создания благоприятных условий труда; проектные решения по противопожарным мероприятиям. 4.2.5. Охрана окружающей среды. Раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Минстроем России, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. 4.2.6. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 4.2.7. Организация строительства. Настоящий раздел разрабатывается в соответствии со СНиП "Организация строительного производства" и с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг. 4.2.8. Сметная документация. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется сметная документация в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Минстроя России. 4.2.9. Эффективность инвестиций. На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций. Производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта, заданием на проектирование, и на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта. Основные чертежи: ситуационный план в масштабе 1:5000, 1:10000; схема генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000; планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций (по индивидуальным и повторно применяемым проектам); каталожные листы привязываемых проектов массового применения; интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование); схематическое изображение индивидуальных конструктивных решений; технологические компоновки со ссылками на нормали или поэтажные планы расстановки основного оборудования; примеры расстановки мебели для жилых домов; принципиальные схемы устройства инженерного оборудования; схемы трасс внешних инженерных коммуникаций; планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним; схема электроснабжения объекта; принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами; схемы организации связи и сигнализации; схемы мусороудаления. Литература:
1. Бусыгин, А.В. Деловое проектирование и управление проектом [Текст]: курс лекций. – М.: Бусыгин, 2003. – 518 с.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |