Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг



2019-12-29 512 Обсуждений (0)
Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг»

Вариант № 6

 

 

                     Исполнитель:

                                                       студент III курс

                 Специальность:   

Группа:                   

                                                     № зачетной книжки:

                                                                      Руководитель:

                                                  Старший преподаватель    

 

Москва 2007


Оглавление

1. Введение. 3

2. Теоретическая часть. 5

2.1. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг. 5

2. 2. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств 13

3. Расчетная часть. 23

Задание 1. Исследование структуры совокупности. 25

Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение ее тесноты. 28

Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах. 35

Задание 4. Использование индексного метода в финансво-экономических задачах 36

4. Аналитическая часть. 41

1. Постановка задачи. 41

2. Методика решения задачи. 42

3. Технология выполнения компьютерных расчетов. 42

4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов. 43

5. Заключение. 45

Список использованной литературы.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ. 47

 

 


1. Введение

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населениякак важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:

- промежуточное потребление представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

- конечное потребление, или, собственно, потребление населения - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Поскольку структура потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.

Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное. К нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.

Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг вучреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

В расчетной части я исследую выборочные данные о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов.

В аналитической части работы рассмотрю изменением стоимости основных продуктов питания по регионам в отчетном периоде по сравнения с базисным и в среднем по всем регионам.

Для автоматизации статистических расчетов, я использовал пакет прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.


2. Теоретическая часть

Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг

Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

• данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;

• данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;

• баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;

• статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов. На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания, рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления.

В статистике на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:

1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:

• расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);

• расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);

• конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда,

• потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-резидентами за границей;

3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных ранее показателей 1), 2) и 3) как 1+2-3.

Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

Объем фактического потребления домашних хозяйств – реальная величина конечного потребления, которое обеспечивается как за счет реального дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления, и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

Потребление населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени из значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и т. п.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую роль в потребление населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище – они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечении проживания в жилище и домашние услуги, производимые работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.)

Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.).

Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).

Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он рассчитываются в виде отношения годового объема потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям).

Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

Приведем данные о потреблении основных продуктов питания в России (табл. 1.).

 

Таблица 1.

 

Потребление продуктов питания в России (на душу населения в год)

 

           

Рациональная

норма

Продукты 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
           
Мясо и мясопродукты, кг 70 53 48 57 58 70
Молоко и молочные            
продукты, л 378 249 235 257 245 360
Яйца. шт. 23 191 173 177 198 265
Рыба и рыбопродукты, кг 15 9 9 13 15 33
Сахар и кондитерские            
изделия, кг 32 27 26 39 44 35,3
Картофель, кг 94 112 108 109 111 105
Овощи и бахчевые, кг 85 83 78 93 83 140
Фрукты и ягоды, кг 37 30 31 32 27 75
Хлебные продукты, кг 97 102 97 108 120 105

Источник: Российский статистический ежегодник.— М. 1999. — С. 167.

 

Как видно из табл. 1, душевое потребление основных продуктов питания в стране за 5 лет резко сократилось (исключение составляет только картофель и хлебные продукты), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много лет. По некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам (это мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые).

Сократилась и общая калорийность питания: с 3085 ккал в 1990 г. до 2275 ккал в 1998 г. Снизилось суточное потребление белков, жиров и углеводов, ощущается недостаток большинства витаминов и ряда минеральных веществ, низкий уровень в продуктах питания пищевых волокон.

При значительном сокращении среднедушевого потребления продовольственных товаров в стране за последние годы оно существенно дифференцируется по группам домохозяйств с разными доходами, это видно из сравнения потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах двух крайних децильных (10%-ных) групп - 1-й группы с наименьшими денежными доходами и 10-й группы с наибольшими доходами.

По этим группам в расчете на одного члена домохозяйства за 1996 г. получены соответственно следующие данные:

/            //

Продовольственные товары               группа            группа

Мясо и мясопродукты, кг............................. 2,9         5,7

Молоко и молочные продукты, л.......... 15,5       24,8

Яйца, шт..................................................    11               18

Рыба и рыбопродукты, кг............................ 0,5          1,1

Сахар и кондитерские изделия, фрукты, кг              1,8 26

Картофель, кг................................................ 8,9         9,9

Хлебные продукты, кг...........................   7,3         8,6

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

Коэффициент удовлетворения потребности в i -м товаре

имеет вид:

где:

 - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

 - нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения;

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Ку.п.о) определяется в агрегатной форме:

,

где:

p - цена товара;

q - количество фактически потребленных товаров;

s - количество фактически потребленных услуг;

t - фактический тариф за определенную услугу;

qH - норматив потребления определенного товара на душу населения;

sH - норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

 - средняя численность населения за период.

Разность числителя и знаменателя этого показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления;

Ø общего потребления i -го товара:

где:

,  - объемы потребления i – го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

Ø среднедушевого потребления i -го товара:

где:

,  - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах, соответственно;

Ø разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и средне душевого потребления i -го товара:

;

Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка (в первую очередь - рыночных услуг).

Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов-t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

Динамика общего потребления населением товаров и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:

где:

q1,q0, s1, s0- количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

po, to - цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

Для изучения динамики потребления отдельных групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физиче ского объема следующего вида:

где ip - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.

Для изучения зависимости объема потребления от дохода в социальной статистике на практике используется коэффици ент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):

где:

x, у - начальные доход и потребление;

- их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой).

Если коэффициент эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.

Если Кэ>1, то потребление растет быстрее доходов.

Если Кэ=1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость.


Выборочный метод исследования потребления населением товаров и услуг.

Сначала необходимо изучение генеральной совокупности, в частности оценка ее гомогенности (однородности), ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности домохозяйств по одной из наиболее подходящих формул численности выборки.

Также, можно использовать метод случайной бесповторной выборки. Формула численности отбора при этом такова:

где:

n- число единиц, которые следует отобрать для обследования;

t - коэффициент доверия, вычисляемый по таблицам в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,990 он равен 3, а при вероятности 0,999 - 3,28, чаще всего опираются на вероятность 0,954, при которой г составляет 2);

 - выборочная дисперсия (ее обычно определяют на основе эксперимента, пробного обследования или же по аналогам);

 - предельная (задаваемая) ошибка выборки;

N - численность генеральной (изучаемой) совокупности.

В целях повышения однородности изучаемой совокупности и большей точности расчета совокупность стратифицируют, разбивают на ряд групп по какому-то признаку. Формула численности выборки отличается от предыдущей только тем, что выборочная дисперсия заменяется средней из внутригрупповых дисперсий . Однако в этом случае целесообразно вести отбор по каждой группепропорционально дифференциации признака ( ). Тогда формула численности выборки (по каждой группе) значительно упрощается:

,

где:

К - число i-х групп населения;

Ni - численность i-й группы населения;

 - среднеквадратическое отклонение признака в i-й группе.

 

В механической выборке численность выборки определяется путем установления пропорции отбора: делением совокупности на объем выборки; если пропорция отбора дробная величина надо взять ближайшее целое число. Затем по списку единиц отбирается каждая единица, взятая через промежуток, равный порции отбора.

В целях ускорения процесса исследования и удешевления сбора материалов целесообразно использовать методы малой вы борки. Малой выборкой считается отбор единиц численностью менее 20 (т.е. n< 20).

Средняя ошибка малой выборки исчисляется по формуле:

где:

 - среднее квадратическое отклонение малой выборки, которое исчисляется по формуле:

где:

- среднее квадратическое отклонение малой выборки;

 - среднее квадратическое отклонение обычной выборки;

x- независимые случайные величины (характеристики изучаемых величин);

 - средняя величина малой выборки;

п – численность выборки.

Предельная ошибка выборки определяется по следующей формуле:

где:

t - нормированное отклонение (t), или коэффициент доверия, определяется по таблице вероятностей Стьюдента.

 



2019-12-29 512 Обсуждений (0)
Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)