Понятие бюджета, его разработка и реализация
В западных системах управленческого учета для характеристики процесса планирования чаще всего применяют термин «бюджетирование».
Бюджет – это план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами и расходами.
Бюджетирование предполагает участие в плановом процессе многих специалистов: маркетологов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, технологов, специалистов в области нормирования трудовых и материальных ресурсов и др. Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие «верхов» и «низов». Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование «снизу» и составление бюджета «сверху» представляет с собой единный процесс.
Разработка бюджета (рис. 1) включает в себя четыре основных этапа, а именно: - постановку проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
- анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
- оценку проекта бюджета;
- утверждение бюджета.
Схема разработки и реализации бюджета
При сборе исходной информации предусматривается ответственность структурных подразделений по предоставлению информации с целью взаимоувязки необходимых показателей.
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации (главный бюджет), так и для ее структурных подразделений.
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: - план прибылей и убытков; - прогноз денежных потоков; - прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
Операционный бюджет
- Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового. - Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. - При его формировании используются бюджеты: - продаж; - производства; - закупки и использования материалов запасов; - трудовых затрат; - общепроизводственных ресурсов; - административно-управленческих расходов; - коммерческих расходов. - - Разработка операционного бюджета начинается с составления плана продаж. - Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др. - - Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями. Основным источником информации при составлении бюджета продаж служат данные отдела маркетинга (сбыта). - - После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджеты коммерческих и административно- управленческих расходов.
Операционный бюджет (план) прибылей и убытков включает в себя следующие показатели: 1. Выручка от реализации продукции; 2. Себестоимость реализуемой продукции; 3. Валовая прибыль (п.1 - п.2); 4. Коммерческие расходы; 5. Управленческие расходы; 6. Прибыль (убыток) от продаж (п.2 - п.4 - п.5). Финансовый бюджет Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). Он представляет собой баланс доходов и расходов организации. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.
В состав финансового бюджета входят: 1. бюджеты инвестиций; 2. денежных средств; 3. прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса. Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1. Эффективность и обоснованность принятых бюджетов тогда, когда сопоставляются плановые показатели с фактическими. Для этого на предприятии могут быть составлены как статические, так и гибкие бюджеты. Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации. В нем доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. При сравнении данных статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами фактический объем реализации во внимание не берется, т.е. проводится сравнительный анализ результатов.
Статический бюджет
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |