Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние и основные тенденции развития промышленного производства в КБР



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Состояние и основные тенденции развития промышленного производства в КБР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современное состояние социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что ключ к решению большинства социальных проблем, реальному подъему жизненного уровня людей, проживающих в республике, лежит в сфере материального производства и, прежде всего, в отраслях промышленного производства. Вместе с тем, и это также очевидно, ситуация в промышленном комплексе КБР хотя и остается все еще крайне тяжелой, но начали появляться позитивные сдвиги.

Опыт последних лет убеждает в том, что поиск выхода промышленного комплекса из стагнации требует консолидации и целенаправленного объединения усилий и координации действий Правительства КБР, товаропроизводителей и общественных организаций в сфере материального производства, повышения роли и усиления мер государственного регулирования экономики. Это может быть осуществлено при условии создания необходимой нормативной базы, разработки и реализации целевых программ действий по развитию промышленности.

Обобщенная оценка экономической ситуации характеризуется, прежде всего, ростом объемов промышленного производства. Однако рост производства носит локальный характер и не затрагивает все отрасли промышленности. В то же время динамика производства по отраслям промышленности существенно различается (Приложение 1).

Среди основных факторов, непосредственно сдерживающих рост промышленного производства в процессе рыночных преобразований, выделяются следующие:

- нестимулирующая налоговая система, которая привела к потере экономической заинтересованности товаропроизводителей в развитии производства;

- бюджетный кризис, который привел к возникновению в гигантских масштабах взаимных долгов и неплатежей и натурализации народного хозяйства, замене денежных расчетов денежными суррогатами и натуральным товарообменом (бартером);

- сближение уровня внутренних и мировых цен на энергоносителя, топливные ресурсы, повлекшее за собой свертывание неэффективных производств и увеличение доли импортной продукции в структуре покрытия платежеспособного спроса внутреннего рынка;

- ужесточение финансово - кредитной политики, приведшее к сокращению финансовой поддержки производств, резкому снижению государственных инвестиций в промышленность;

- снижение платежеспособного спроса, которое наряду с расширением импорта обусловило сокращение производства потребительских товаров.

В числе факторов, определявших в последние годы динамику промышленного производства, следует назвать также резкое сокращение государственных расходов на оборону, которое привело к свертыванию военных производств и соответственно снижению выпуска в сопряженных отраслях промышленности. Процесс конверсии не был обеспечен органами государственного управления ни в идейном, ни в нормативно - правовом отношении, ни в его реализации. В результате предприятия понесли очень ощутимые убытки.

К отрицательным тенденциям промышленного развития следует отнести также рост себестоимости выпускаемой продукции и как следствие - снижение уровня рентабельности (Приложение 2).

    Снижение уровня рентабельности повлекло за собой и отрицательный сальдированный финансовый результат, который в 2004 году уже составил -443,7 млн.руб.

Это было обусловлено действием следующих факторов:

- сохранением высокой энергоемкости экономики из-за крайне медленной технологической перестройки производства, достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере;

- снижением загрузки производственных мощностей, при которой были практически сохранены затраты энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение производственных помещений.

Следует отметить также, что в отличие от сырьевых отраслей отрасли машиностроительной промышленности оказались в большинстве своем не способными адекватно переориентировать производство на зарубежные рынки из-за неконкурентоспособности большей части производимой продукции.

Вместе с тем состояние основных производственных фондов в промышленности характеризуется большой степенью изношенности. Ниже следующая таблица иллюстрирует долю изношенных основных фондов в их общей стоимости.

Таблица 1

Уровень износа основных фондов организаций по отраслям экономики

(по крупным и средним коммерческим организациям; на конец года; в процентах)*

Годы

Всего по отраслям экономики

в том числе в организациях

промышленности сельского хозяйства строительства торговли
1999 37,8 44,2 49,9 17,6 49,3
2000 34,7 40,5 50,2 52,7 51,4
2001 45,0 41,0 49,9 49,6 47,0
2002 44,7 47,1 47,5 57,5 55,4
2003 36,9 40,3 49,4 42,0 59,4
2004 35,8 39,2 51,3 40,8 59,9

*) - Таблица составлена по данным Госкомстата КБР и Министерства экономического развития и торговли КБР

 

Данный показатель отражает крайне неудовлетворительное состояние воспроизводства основных средств на предприятиях промышленности. Производственный потенциал промышленности во многом морально устарел. Оборудование, на котором производится продукция на многих предприятиях, не менялось уже в течение 30-50 лет. Возможность обновления оборудования имеют лишь производства с высоким уровнем рентабельности. Кроме того, обновление происходит путем привлечения иностранных инвестиций. Для большинства же предприятий промышленности возможности замены устаревших основных фондов крайне невелики и им приходится рассчитывать только на свои силы.

Следует также отметить, что наблюдается сокращение размера основных фондов в таких отраслях промышленности, как черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, деревообработка, а также в промышленности строительных материалов (Приложение 3).

В настоящее время во многих отраслях промышленности КБР наблюдается промежуточная стабилизация. Предприятия накапливают резервы (потенциал) для дальнейшего прогрессивного роста, основанного на современных технологиях в области производства продукции и управлении. Те хозяйствующие субъекты, которые применяют экстенсивный метод развития, не смогут долго существовать и их место в структуре займут востребованные рынком производства.

Что касается производства важнейших видов промышленной продукции, то необходимо отметить, что существенное падение объемов выпуска особенно затронуло пищевую и нефте-газовую промышленность, а также деревообработку. Можно отметить тенденцию опережающего снижения выпуска сложной, наукоемкой продукции по сравнению с полуфабрикатами, характеризующимися невысокой добавленной стоимостью и трудоемкостью (Приложение 4).

Анализ уровня использования среднегодовой мощности (Приложение 5) показывает нереализованные возможности отдельных отраслей по наращиванию производства. Однако данные показатели еще не говорят о том, что не использующиеся в настоящий период мощности можно направить на производство высококачественной, пользующейся спросом у потребителей продукции. Во многом производственные мощности предприятий являются устаревшими физически и морально и не могут считаться потенциалом.

Высокий уровень использования производственных мощностей (выше 80 %) наблюдается только в отраслях производства плодоовощных консервов (95,3%), производстве обуви (81,9%).

Некоторые отрасли характеризуются длительными простоями производства, что неблагоприятно сказывается на качестве промышленного потенциала, так как трудовые ресурсы теряют необходимую квалификацию, механизмы без нагрузки утрачивают свои качества и т. п. В настоящее время происходит перераспределение промышленного потенциала внутри отраслей, например, посредством реструктуризации и организации новых производств на месте старых, нежизнеспособных. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока существуют неконкурентоспособные производства.

Вместе с тем доминирующими формами собственности в структуре промышленного производства в 2003 г. являлись частная (69,9%) и смешанная (21,8%), из нее 20,4% - смешанная российская собственность и 1,4% - смешанная с российским и иностранным участием; 3,8% приходится на предприятия государственной формы собственности.

Таблица 2

Структура промышленного производства по формам собственности в 2003г.*

(в процентах к итогу)

 

Удельный вес

в общем количестве предприятий в общем объеме производства
Вся промышленность 100 100
в том числе по формам собственности:    
государственная 3,8 7,4
муниципальная 4,1 6,2
собственность общественных и религиозных организаций 0,4 -
частная 69,9 39,2
смешанная российская 20,4 42,9
совместная российская и иностранная собственность 1,4 4,3

*) - Таблица составлена по данным Госкомстата КБР

Доля государственных предприятий в общем объеме производства составляет 7,4%. Всего 6,2% объемов промышленной продукции произвели в 2003 году предприятия, находящиеся в собственности муниципальных образований.

Уровень развития производственного потенциала региона во многом определяется через инвестиционную привлекательность. В свою очередь инвестиционная привлекательность трансформируется в реальные инвестиции в основной капитал хозяйствующего субъекта (Приложение 6).

В динамике прослеживается устойчивая тенденция роста объема инвестиционных вложений в основной капитал республиканских предприятий. Однако такая тенденция не носит масштабного характера и дифференцируется по отраслям экономики. Так, если рост инвестиционных вложений в промышленность за последние пять лет составил 111,7%, то в транспорт и связь – 373,9%, жилищное строительство – 249,4%, в предприятия прочих отраслей в 6 раз, а в сельское хозяйство в 13 раз. Вместе с тем наблюдается незначительное внимание потенциальных инвесторов к таким отраслям, как строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт.

Следует отметить, что для создания реальных условий привлечения инвестиций, на предприятиях необходимо обеспечить:

1) профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров;

2) наличие квалифицированного менеджмента, бизнес - планов, отвечающих общепринятому в мировой практике уровню;

3) инвестиционную привлекательность и «прозрачность» для инвесторов;

4) формирование эффективных и надежных механизмов привлечения инвестиций.

Решение проблемы инвестиций в промышленности, с одной стороны, должно увязываться с задачей реформирования промышленных предприятий, с другой, с созданием благоприятного инвестиционного климата и механизма привлечения инвестиций в республику в целом.

Перспективной задачей является также формирование банка данных инвестиционных проектов промышленных предприятий, его регулярная актуализация, обеспечение экспертизы проектов с целью активного продвижения их на региональный, межрегиональный, федеральный и международный уровни.

Важнейшей задачей является создание механизма привлечения инвестиций и обеспечения гарантий их возврата, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов путем создания источника гарантий финансовых рисков.

В сложившейся ситуации в промышленности КБР, когда не представляется возможным достаточно быстро принять меры по сохранению, стабилизации управляемости, созданию эффективной политики в сфере промышленности, представляется целесообразным в приоритетном порядке рассмотреть некоторые аспекты формирования первоочередной научно-технической политики с целью активизации инновационной деятельности по ее реорганизации.

Отсутствие планово-распределительной системы, исполняющей роль регулятора концентрации ресурсов на важнейших направлениях развития науки и техники, низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию привели к снижению научно-технической и инновационной активности в КБР. В отраслях промышленности продолжается снижение объемов производства наукоемких видов продукции. Научно-техническая сфера оказалась неготовой к работе в новых условиях. Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частных лиц.

Существуют проблемы правового и организационного порядка в защите интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот. Вместе с тем необходимо отметить, что в республике по-прежнему имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научная и производственная база, ученые, специалисты и рабочие высшей квалификации.

На наш взгляд, основными направлениями научно - технической политики должны стать:

1) развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной сферы путем создания центров координации деятельности академической, вузовской и отраслевой науки;

2) создание аналитических и инновационно-технологических центров, центров внедрения, научно-технических, инновационных, консалтинговых фирм малого и среднего бизнеса;

3) создание и развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и до его коммерческой реализации на рынке товаров и услуг;

4) формирование приоритетов инновационной деятельности в промышленности области;

5) совершенствование системы экономического стимулирования, способствующей привлечению российских и зарубежных инвестиций, направленных на освоение научно-технических достижений и создание новой продукции и технологий, снижению суммарной ставки налогов и налогооблагаемой базы для предприятий и предпринимателей, осуществляющих активную инновационную деятельность;

6) создание государственных, отраслевых, региональных и иных фондов, способных профинансировать приоритетные инновационные проекты по выпуску наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках;

7) целевая подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, менеджеров инновационной деятельности на основе базового технического, экономического и дополнительного юридического образования.

Устойчивость отраслевой структуры КБР может быть обеспечена на основе последовательного применения следующего принципа развития: устойчивость через многообразие. Многообразие означает поддержку развития в КБР максимального количества отраслей и подотраслей экономики. Полифункциональность развития республики должна базироваться на первоочередном вовлечении в оборот и комплексном использовании наиболее выгодных местных природных ресурсов, специализации производства, а также на наличии как крупных, так и средних и мелких промышленных предприятий. Все вышесказанное позволит избежать серьезных кризисов в функционировании производственной системы города и обеспечит ее устойчивость на длительный период.

Переход на диверсификационную деятельность по перепрофилированию производственных мощностей под выпуск наукоемкой гражданской продукции, на технологии двойного применения, обладающие гибкостью реагирования на требования рынка – необходимое условие выживания многих предприятий республики, улучшения структуры промышленности КБР, развития новых секторов экономики.

Поскольку все предприятия объединены общностью территории расположения, то, очевидно, что преимущества получат те производства, которые будут более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В конечном счете, при достижении некоторой критической массы противоречий между процессами, происходящими в КБР (в том числе тех, которые нельзя заметить и измерить), и особенностями в развитии той или иной отрасли даже на первый взгляд успешно функционирующее производство неизбежно станет депрессивным, и будет тормозить развитие экономики в целом. Никакая внешняя поддержка производств не даст эффекта до тех пор, пока оно само не станет соответствовать специфике происходящих в республике экономических процессов. В практическом аспекте это означает, что из кризиса выйдут те предприятия, которые найдут свою нишу соответствия логике развития процессов, происходящих в КБР.

Машиностроение и металлообработка представлены в КБР значительным количеством крупных и средних предприятий, имеющих различную специализацию, поэтому думается, что даже если некоторые из них в силу сложившихся обстоятельств не смогут развиваться успешно, в целом роль отрасли в будущем хотя, и не повысится, но останется на высоком уровне (30 % товарной продукции КБР) (Приложение 7).

Поступательное развитие данной отрасли будет важным этапом обеспечения устойчивости функционирования всей Кабардино-Балкарской Республики.

Пищевая промышленность также имеет значительный потенциал развития в КБР, который, однако, слабо используется. В перспективе роль данной отрасли возрастет с одновременной переориентацией части производимой продукции на экспорт. Вместе с машиностроением пищевая отрасль будет определять место республики в территориальном разделении труда, и являться отраслью специализации КБР. Этому будет способствовать наличие сырьевой базы и имеющиеся дополнительные возможности по увеличению выпуска и комплексному использованию сельскохозяйственной продукции.

Если говорить о перспективах размещения в КБР дополнительных производств, то самой очевидной является возможность создания целой группы малых и средних предприятий либо на базе имеющихся крупных производств, либо как самостоятельных хозяйствующих субъектов (в том числе через привлечение иностранных инвестиций). Основная роль таких предприятий должна быть связана с комплексным использованием ресурсов территории, в том числе резервных мощностей производственной инфраструктуры. Переход к мелким и средним формам хозяйствования целесообразен еще и потому, что их большая гибкость в условиях рыночной экономики повысит устойчивость республиканской производственной системы.

    Вместе с тем необходимо выделить, на наш взгляд, первоочередные проблемы развития промышленности КБР, препятствующие ее динамичному развитию:

1. Неэффективная роль государства, органов исполнительной власти в управлении в реформировании промышленности, слабость государственных институтов.

2. Отсутствие равновесной системы рыночных условий (неравные условия хозяйствования между предприятиями – естественными монополистами и другими промышленными предприятиями).

3. Отсутствие эффективного механизма государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятий-монополистов на внутрироссийском рынке.

4. Потеря внешних рынков из-за политических изменений.

5. Отсутствие эффективных решений на федеральном уровне по содержанию и развитию мобилизационных мощностей в промышленности.

6. Фактическое отсутствие развитой системы добросовестной конкуренции на внутреннем рынке (т.е. истинно рыночных условий), незащищенность внутреннего рынка, неэффективность государственных и рыночных институтов в сфере промышленности.

7. Несовершенный механизм регулирования цен на продукцию и услуги предприятий-монополистов.

8. Значительный физический износ основных фондов, устаревшие технологии производства.

9. Недостаток оборотных средств.

10. Высокий уровень задолженности товаропроизводителей в бюджеты и внебюджетные фонды (Приложение 8), а также покупателей (заказчиков) (Приложение 9).

11. Низкий уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, высокий уровень ресурсных затрат в себестоимости продукции (в итоге неудовлетворительный уровень заработной платы работников в промышленности) (Приложение 10).

12. Отсутствие квалифицированного менеджмента, развитого маркетинга, низкий уровень управления предприятиями.

13. Наличие «теневого оборота» и скрытой безработицы.

Для успешного решения задач дальнейшего развития промышленности в КБР целесообразно проведение работ по следующим основным направлениям:

1) постепенная и постоянная переориентация промышленности на применение прогрессивных технологий, методов и средств современного менеджмента, новых соотношений сырьевых и обрабатывающих отраслей, промежуточных и финишных производств, сфер производства и услуг в промышленности, модернизацию производства, учет фактора импортозамещения;

2) повышение научного уровня и практической эффективности государственного управления в сфере промышленности в целях формирования единого экономического пространства и обеспечения промышленной безопасности региона; селективная государственная поддержка деятельности промышленности; активизация роли правительства в сфере развития промышленности;

3) дальнейшее приведение производственных мощностей, численности работающих в соответствие с новыми экономическими реалиями, требованиями рынка, реструктуризация промышленности, улучшение инвестиционного климата;

4) стимулирование деятельности по созданию в регионе новых, эффективных рабочих мест, снижение налоговой нагрузки на производителя;

5) совершенствование процессов и процедур дальнейшей приватизации и санации, управления государственной собственностью в регионе, интеллектуальной собственностью на уровне предприятий и организаций;

6) реорганизация банковской деятельности в интересах развития промышленности;

7) изучение внутреннего рынка и организация его с учетом защиты республиканского товаропроизводителя;

8) восстановление деятельности по анализу уровня развития товарных рынков в регионе по схемам «спрос/предложение», «ввоз/вывоз» товаров, сырья, материалов, оборудования;

9) развитие аналитических и маркетинговых исследований в регионе;

10) расширение спектра оказываемых консалтинговых и экспертных услуг в промышленности;

11) активизация инновационной и инвестиционной деятельности в промышленности, работ по управлению затратами в процессе производства;

12) проведение активной научно - технической политики в сфере промышленности;

13) формирование программ развития промышленности, совершенствование подходов и технологий их разработки;

14) развитие новых эколого-ориентированных производств в целях защиты и улучшения окружающей среды, переработки промышленных и бытовых отходов с учетом действия и последействия техногенных факторов;

15) активизация скоординированной деятельности всех компонентов инфраструктуры деловых кругов в сфере промышленности;

16) ресурсосбережение, концентрация усилий по повышению эффективности использования всех видов ресурсов, в том числе природных, интеллектуальных, финансовых, энергетических и др.;

17) развитие сферы малого бизнеса в кооперации с деятельностью крупных и средних предприятий в регионе;

18) формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополистами;

19) совершенствование внешнеэкономической деятельности, оптимизация финансовых потоков в процессе экспортно-импортной деятельности;

20) дальнейшее развитие и совершенствование правового поля, в рамках которого функционирует промышленность региона.

Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания условий, стимулирующих производство, необходима разработка соответствующей региональной информационно - аналитической системы, позволяющей объективизировать процесс оценки состояния дел, назревающих проблем в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов по республиканской и федеральной промышленной политике, о проводимых преобразованиях, программах, оценках товарных рынков и т.д.

Информационно-аналитическая система позволит прогнозировать ожидаемые результаты, своевременно корректировать программы по реализации промышленной политики. Такая работа должна проводиться Правительством КБР, предприятиями, организациями и отдельными специалистами, объединенными для решения данной задачи.

 



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Состояние и основные тенденции развития промышленного производства в КБР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние и основные тенденции развития промышленного производства в КБР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)