Мероприятия для воспитателей, направленные на формирование мотивационной готовности детей к школе.
1. Круглый стол ( для родителей и педагогов) Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ. Цель: прослушать доклады воспитателей и провести беседу на темы: Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности; Психологическая готовность детей к обучению в школе. 2. Посещение уроков в первом классе воспитателями ДОУ и проведение учителями бесед с детьми в подготовительной к школе группе. Цель: осуществление преемственности между детским садом и школой. 3. Консультация для воспитателей: Развитие мелкой моторики рук у детей.( проводит методист ДОУ ). Цель: поговорить с воспитателями о развитии мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе.
Уважаемые родители! Вашему ребенку скоро исполнится семь лет. Первого сентября он вместе со сверстниками войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Начнется новый важный этап формирования личности с планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей пяти-шестидневной неделей. Предлагаем Вам подумать над некоторыми вопросами и ответить на них письменно. 1. Что для Вас означает выражение • Получать хорошие оценки. • Слушаться учителя и не шалить. • Знать и выполнять все правила школь 2. Считаете ли Вы, что определенную под 3. Какую родительскую позицию Вы • Усилите требовательность к ребенку и • Освободите ребенка от домашних обя • Как-то иначе поможете ребенку (укажи
4. Есть ли у Вашего ребенка желание 5. Попадалась ли Вам литература (кни
• Вы купили ее случайно. • Вам предложили ее почитать. • Дал на время человек, имеющий отноше • Такая литература имеется в домашней библиотеке. Спасибо Картотека игр. ВЫЛОЖИ САМ Эта игра учит анализировать форму предметов. Дайте ребенку контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно сложить так, как показано на рисунке. Сделайте игру подходящей по сложности для ребенка. Если на контуре-образце показать линиями, как составлять картинку, решать задачу ребенку будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину, а меньше, задача усложнится. Сложность задачи зависит и от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше, чем необходимо, придется отбирать нужные. Примерные изображения предметов, которые можно складывать из геометрических фигур, приведены ниже. АРХИТЕКТОР Объясните ребенку, кто такой архитектор и почему вначале нужно обязательно нарисовать будущую постройку, и только потом ее строить. Пусть, например, задачей архитектора будет строительство лестницы. •Материал для нее - 10 картонных полосок-ступеней длиной от 2 до 20 см (разница между ними 2 см). Каждая полоска выкрашена в свой цвет, все заготовки-полоски лежат не по порядку. Предложите ребенку, не трогая полосок, нарисовать лестницу: все ступеньки должны располагаться по порядку, начиная с самой маленькой и кончая самой большой. Пусть каждую ступеньку малыш обозначит соответствующим полоске цветом. После этого предложите ему взять полоски и построить лестницу точно по проекту. Если ребенок допустил ошибки в рисунке, они станут явными - теперь можно их исправить. ВОДИТЕЛИ Игра способствует развитию мышления и пространственной ориентировки. Предварительно ребенок должен познакомиться с дорожными знаками. Изображения можно взять из Правил дорожного движения или книжек для детей. Не следует брать сразу большое количество знаков, достаточно будет нескольких. Показывая ребенку изображения, можно дать следующие пояснения: «Это знаки для водителей, некоторые из них указывают шоферу, куда можно ехать, а куда -нельзя. Все водители должны обязательно подчиняться дорожным знакам. Например, белые стрелки в синих кругах могут показывать, что ехать можно или только прямо, или в ту сторону, куда указывает стрелка. Есть знаки, разрешающие движение прямо и в одну из сторон, куда отходит маленькая стрелка. Туда, куда стрелка не показывает, ехать нельзя. Другие знаки сообщают шоферу о том, в каком месте находятся бензоколонка, мастерская по ремонту машин, больница или поликлиника». Заранее подготовьте несколько вариантов игровых полей. Каждое игровое поле - это изображение разветвленной системы дорог с дорожными знаками.
Вы кладете перед ребенком игровое поле и говорите: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, заехать на бензоколонку и починить машину. Рисунок машины внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда ты должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить эти пункты, чтобы не нарушить Правила дорожного движения. А потом мы вместе посмотрим, правильно ли ты выбрал путь». Если игровое поле достаточно большое, «шофер» может отправляться в путь, прокатывая по улицам игрушечную машинку. Если игровое поле маленькое, достаточно показать выбранный путь карандашом. В данном случае правильное решение будет таким: из гаража машина отправляется на бензоколонку, потом следует в больницу, мастерскую, откуда уже возвращается в гараж. БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если ребенок ответит правильно, то наступает его очередь загадывать вам загадку, а если неправильно - очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка гуляет по крыше», «Собака гуляет по крыше» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок подбрасывает мяч, произнося фразу, а второй участник игры ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает. Игра пройдет живее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и неожиданными. Ошибайтесь иногда - это сделает игру веселее. КЛАДЫ Игра на развитие наглядно-образного мышления. Если около вашего дома есть скверик или детская площадка, можно поиграть в клады. Попробуйте вместе с ребенком вычертить план небольшого знакомого участка, где вы бываете, и условно изобразите на этом плане объекты, например, веранду (1), игрушечную ракету (2), качели (3), скамейки (4), столик (5), песочницу (6), домик (7), горку (8), беседку (9). Незаметно для ребенка спрячьте на участке какую-либо игрушку. Отметьте на плане то место, где находится игрушка, а ребенок пусть попробует отыскать ее. Можно поменяться ролями: попросите ребенка спрятать предмет и отметить на плане, где он находится. Задание станет более сложным, если отыскивать «клады», находясь в разных местах площадки. Для этого ребенок должен уметь находить на плане место, где стоит сам. ТИР Игра на развитие мелкой моторики. Нарисуйте на листе бумаги схематическое изображение ружья и мишень. Попросите ребенка, не отрывая карандаша от бумаги, без линейки провести ли- нию, изображающую полет пули от ружья в мишень. Сценарий круглого стола для родителей воспитанников детского сада и учеников начальной школы Цель. Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Участники. Заведующая детским садом, психологи детского сада и школы, старшая медсестра детского сада, завуч начальной школы, родители первоклассников (выпускников детского сада), родители детей подготовительной группы. Предварительная работа. Анкетирование родителей дошкольников, беседа психолога с завучем начальной школы, оформление фотовыставки, посвященной совместным мероприятиям. Ход круглого стола Заведующая. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит "ребенок готов к школе"?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, так как наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей - помочь ребенку. Спросим у родителей первоклассников: какие трудности были у детей в начале учебного года? Мама первоклассника. Еще до школы мой ребенок умел читать и считать до ста. В начале учебного года у него была хорошая успеваемость, но прошло полгода, и он стал отставать от одноклассников. Из беседы с учителем выяснилось, что Сережа не старается на уроках, не хочет тратить время на заучивание нового материала. Что делать? Психолог школы. Причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание следует уделять ей в старшем дошкольном возрасте. Заведующая. Конечно, переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение. Дошкольникам объясняют, что учеба в школе -серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно открыть перед детьми перспективу, сформировать социально ценностные мотивы учения. Спросим родителей будущих первоклассников: как они раскрывают эту перспективу перед детьми? Мама будущего первоклассника. Я беседую с дочерью о школе, рассказываю, что учеба - это интересное, но ответственное занятие. У нее много вопросов о школе, на каждый я стараюсь ответить. Заведующая. Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба - это большой труд. Но нельзя запугивать их пред стоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу - там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Спросим у психолога детского сада: какова же должна быть позиция родителей? Психолог детского сада. Для ребенка учеба - праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы». Мама будущего первоклассника. Как формировать у ребенка нравственно-волевые качества? Психолог. Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью. Мама будущего первоклассника. Как убедить ребенка выполнять поручения? Психолог. Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется, неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготовлено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе. Заведующая. И еще один важный момент. Движение - главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигатель-ную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Отправной точкой при организации двигательного режима должна стать естественная потребность в движении. Учитывая это, в детском саду три раза в неделю проводятся физкультурные занятия (одно из них - на свежем воздухе), спортивные праздники и другие мероприятия. Оптимизация двигательного режима, повышение двигательной активности до установленных показателей достигаются и на занятиях по художественной гимнастике и акробатике (наше многолетнее сотрудничество с ДЮСШОР № 1), плаванию (сотрудничество с МОСШ № 20), на занятиях по ритмопластике и хореографии. Все дополнительные услуги осуществляются в рамках договоров с образовательными и спортивными учреждениями. Мы живем в новом тысячелетии и должны мыслить и действовать по-новому, мы должны повернуться к ребенку, считаться с его индивидуальностью, предоставить широкие возможности для самореализации. Старшая медсестра. Уважаемые родители, в детском саду проведен профилактический осмотр детей врачами-специалистами, некоторым предложено пройти дополнительное обследование. Обратите внимание на здоровье вашего ребенка - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Несколько советов. Уделяйте внимание организации сбалансированного питания, давайте детям больше фруктов, соков, соблюдайте режим питания. Проводите мероприятия по профилактике миопии, плоскостопия, сколиоза. Не забывайте: максимально длительное пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья. Заведующая. Уважаемые родители первоклассников, нам было бы интересно узнать, какие трудности возникли у ваших детей в первые дни посещения школы. Родители. В самые первые дни тяжело было подни мать ребенка по утрам. Моему сыну было трудно влиться в но вый коллектив. Когда дети переодеваются на физкуль турные занятия, им никто не помогает за вязывать шнурки на кроссовках. Это волнует меня и других родителей. «Не хочу идти в школу», - сказал мой сын после урока физкультуры. В детском саду он был лучшим на летних спартакиадах, при чем побеждал не только в своей группе, но и на городских соревнованиях в беге, метании. В школе интерес к физкультуре снижается. Не могу понять, в чем причина. Мой сын стал неряшлив - рубашка и брюки всегда мятые и пыльные, а в дет ском саду он был самым аккуратным. Ребенок не ходит в школьный туалет -нет мыла и полотенец. Завуч. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Аккуратность же во многом зависит от самостоятельности. Дети, у которых нет элементарных навыков самообслуживания, теряются без помощи взрослого. Причина - чрезмерная опека со стороны близких: они выполняют за детей то, что те обязаны и могут сделать сами. К самостоятельности детей приучают с раннего возраста. При подготовке к школе важен режим дня: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое школьнику чувство времени. Важно организовать жизнь детей в семье так, чтобы ребенок не проводил время зря. Как часто можно наблюдать, что взрослые ограничиваются лишь указаниями: «Что ты без дела слоняешься? Займись чем-нибудь!». Не требующая усилий деятельность приносит мало пользы. Родители часто не придают этому значения: чем занят - не важно, лишь бы не мешал. В результате у детей после окончания начальной школы не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Что касается культурно-гигиенических процедур в школе, над этой проблемой мы работаем. Переоборудовать туалеты сложно: они рассчитаны не только на первоклассников, но и на старшее звено. Мыло есть, стараемся следить, чтобы им пользовались своевременно, вместо полотенец -автоматические сушилки. Вопрос о согласовании нормативов, разработанных в детском саду и в школе, находится на контроле. Учитель физкультуры и инструктор по физическому воспитанию проводят с первоклассниками и дошкольниками совместные соревнования, развлечения, походы; учителя посещают занятия в детском саду. Мы знакомимся с вашими детьми до поступления в школу. Родители. Каковы основные требования к детям, родителям в школе? Что купить первокласснику? Нужно ли сидеть с ребенком за уроками? Чем отличаются программы обучения в математическом, гуманитарном, оздоровительном классах? О чем будут спрашивать ребенка при поступлении в школу? Завуч. Канцтовары лучше покупать вместе с ребенком, исходя из своих финансовых возможностей. Список школьных принадлежностей мы предлагаем на родительском собрании в августе. Впереди лето. Обращайте больше внимания на развитие самостоятельности и ответственности у своих детей. По итогам собеседования с учетом возможностей детей и ваших пожеланий будут сформированы классы. Более подробную информацию вы получите на первом школьном собрании в мае. Вопросы собеседования составлены на основе программы детского сада. Как правило, дети легко справляются с ними, для нас важно определить интересы и способности ребенка, выявить уровень психологической, эмоциональной, нравственно-волевой готовности к школе. Заведующая. Уважаемые родители будущих первоклассников, первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их, если своевременно позаботитесь о воспитании у детей нравственно-волевых качеств. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированы у него эти качества? В детском саду проходит традиционное ознакомительное родительское собрание с учителями. Вы сможете задать интересующие вас вопросы. Свои предложения к предстоящей встрече можно опускать в ящик «Почты доверия», на все вопросы мы обязательно ответим. Самые интересные будут освещены в журнале «Семицветик». Желаем нашим выпускникам хорошо учиться, а родителям набраться терпения. 4. Анкета для родителей. Возраст, пол ребенка 1. Знаете ли Вы, какие занятия посеща ет в детском саду Ваш ребенок? □ Да. □ Нет. Если да, то в какой степени: знаю точно ежедневное расписание всех занятий; знаю расписание и тему занятий (выбрать из списка): логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя, психолога, других (назовите). Знаю, какие занятия, но не знаю, сколько их и когда проводятся. Укажите источник информации: информационные стенды, беседы с воспитателями группы и специалистами, другие источники (назовите). 2. Даются ли Вашему ребенку какие-либо U Да. □ Нет. Если да, то выберите тех педагогов, которые дают задания для домашних занятий: логопед, воспитатели, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, психолог, другие (назовите). 3. Знаете ли Вы, какие функции и навыки U Да. □ Нет. Если да, то назовите источник информации: информационные стенды, беседы, обучающие семинары (подчеркнуть нужное или назвать свой вариант), собственное образование, другие источники (назовите). 4. Готовят ли в детском саду Bauieiq ре О Да. □ Нет. Если да, то выберите тех педагогов, которые готовят ребенка к овладению письменной речью: логопед, воспитатели, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, другие (назовите). 5. Имеете ли Вы какую-либо информа U Да. □ Нет. Если да, то назовите источник информации: информационные стенды, беседы, обучающие семинары (подчеркнуть необходи мое или назвать свой вариант); собственное образование, другие источники (назовите). 6. Нравится ли Вам предметная среда в О Да. □ Нет. Если да, то что нравится? Если нет, то что не нравится Вам, не устраивает Вас? 5. Картотека игр : подготовка руки к письму.
этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее мы предлагаем варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника и т.п. Ежик Пыхтя, тащил домой грибок Проворный маленький зверек. L '7 V Ни головы, ни ножек -Конечно, это ежик. Грибок Шапочка на ножке Около дорожки. В мой просторный кузовок 1 Полезай скорей, грибок. * Мороженое
Очень радовались дети: Мама принесла в пакете Пряников для Машеньки, Бубликов для Сашеньки, Васеньке — пирожное, Ну, а мне - мороженое. Цветы Возле речки, на пруду, На поляне и в саду -
Всюду выросли цветы Небывалой красоты.
7\~ Дом Дом я строю во вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь, и есть окошко -Пусть живет в нем наша кошка. Змей - Змей бумажный за окном! -Закричал Антошка. Змею с красочным хвостом Помахал ладошкой. Р Черепаха Черепашка в пустыне, скучая, Пьет за чашкою чашку чаю И не может остановиться -Очень трудно в пустыне напиться. Мышка Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку. «Хрум, хрум» -Что за шум? Это мышка в норке Хлебную ест корку. Кораблик Кораблик к дальним берегам Отправился однажды. На нем был смелый капитан И юнга был отважный. Очки Очки пропали у Гали. Весь день мы их дружно искали, А они на носу очень тихо Смеялись над нашей шумихой. ' Ты, Галя, должна обязательно Стать хоть чуть-чуть внимательней. Зонтик Погода начала сердиться -Весь день льет дождик за окном. И, чтобы мне не простудиться, Гулять я буду под зонтом.
Буква «л» Коля не сидел без дела, Умные сестрички. / Силач Палочки я разбросаю, Снова в руку их возьму, |
I |
I , |
II М — I ------------------ И — |
I |
«Хрум, хрум» -Что за шум? Это мышка в норке Хлебную ест корку.
Кораблик
Кораблик к дальним берегам Отправился однажды. На нем был смелый капитан И юнга был отважный.
Очки
Очки пропали у Гали. Весь день мы их дружно искали, А они на носу очень тихо Смеялись над нашей шумихой. ' Ты, Галя, должна обязательно Стать хоть чуть-чуть внимательней.
Зонтик
Погода начала сердиться -Весь день льет дождик за окном. И, чтобы мне не простудиться, Гулять я буду под зонтом.
Г \ I I f I I |
Буква «л»
Коля не сидел без дела,
Он из спичек букву сделал
И назвать ее сумел.
Буква «л» - она одна
Для него была трудна.
Вот какие спички - j
Умные сестрички. /
I
Быстро силу набираю, Скоро гирю подниму.
Паруса
Помоги мне, ветерок! Паруса надуй,
дружок! Пусть плывет
кораблик мой К папе с мамочкой
домой.
2019-12-29 | 312 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Мероприятия для воспитателей, направленные на формирование мотивационной готовности детей к школе. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы