Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи, методы изучения и результаты констатирующего эксперимента



2019-12-29 349 Обсуждений (0)
Задачи, методы изучения и результаты констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи  констатирующего эксперимента:

1. Отобрать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности внутренней позиции школьника и представленности социального и учебного мотивов у детей экспериментальной группы.

2. Провести диагностику и определить уровень сформированности внутренней позиции школьника и представленность мотивов учения у детей.

3. Проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач на первом этапе работы была использована диагностика Т. А. Нежновой (Беседа). Источник: Ануфриев А. Ф. “Как преодолеть тревожность в общении детей” М., изд. “Ось-89”, 2000год. Стр.116.

Цель: выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Эксперимент проводился индивидуально, все высказывания детей протоколировались.

После знакомства с ребенком экспериментатор спрашивал, хочет ли он пойти в школу. При получении утвердительного ответа задавался второй вопрос беседы.

Вопрос беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу? А- очень хочу Б- так себе, незнаю   В- не хочу 2 1 0
2. Почему ты хочешь идти в школу? А- интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, узнать новое Б- интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель В- внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу 2   1   0
3.Готовишься ли ты к школе? А- освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки Б- приобретение формы, школьных принадлежностей В- занятия, не относящиеся к школе 2     1   0
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится(не нравится)больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают был ли он в школе) А- уроки, занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б- внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя В- уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе 2     1
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и детский сад. Чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? А- занятия учебного типа: писал бы буквы, читал Б- дошкольные занятия: рисование, конструирование В- занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными 2   1   0

Возможные варианты ответов и их оценка:

А- ориентация на содержание учебной деятельности……………………..2 балла

Б- ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни………………………………………………………………………….1 балл

В- ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………….0 баллов

Интерпретация результатов:

Результат 10-9 баллов говорит о школьно- учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе ( внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни ( начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов- ребенок не проявляет интереса к школе ( внутренняя позиция школьника не сформирована).

На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику М. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадриковой  с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности.

Материал: 6 карточек со схематичным изображением шести мотивов учебной деятельности.

Процедура проведения: детям в индивидуальном порядке предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают карточку с соответствующим содержанию схематичным рисунком.

“Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу рисунки. Послушай меня внимательно.

Мальчики и девочки разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама , я бы в школу не ходил”.

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках( внешний мотив)

Второй мальчик сказал: “Я хочу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился”.

Выкладывается карточка с рисунком 2:фигура ребенка, сидящего за партой( учебный мотив).

Третий мальчик сказал: “Я хочу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть”

 

Выкладывается карточка с рисунком3: фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

    Четвертый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким”.

Выкладывается карточка с рисунком 4: две детские фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

       Пятый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем хочешь”.

    Выкладывается карточка с рисунком 5: фигурка ребенка с портфелем в руках, направляющегося к зданию (социальный мотив).

    Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю пятерки”.

    Выкладывается карточка с рисунком 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (оценочный мотив).

    После прочтения рассказа ребенку задаются вопросы:

· Как, по – твоему, и кто из них прав? Почему?

· С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

· С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети в беседе со взрослыми последовательно осуществляют три выбора. Если в ответе ребенка содержание недостаточно прослеживается, необходимо задать контрольный вопрос: “А что этот мальчик сказал?” – чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести карточек.

                                 Обработка материала.

Ответы детей заносятся в общую таблицу. Подсчитывается процентное соотношение между всеми видами мотивов и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивации для всей группы поступающих в школу детей.

Индивидуально по персоналиям осуществляется качественный анализ мотивов учебной деятельности.

Из ответов – выборов ребенка делается вывод о ведущем мотиве в будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же карточки три раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же карточки два раза и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива и другого менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных карточки и осознанно объясняет свой выбор, то это свидетельствует о разностороннее мотивации, но ведущим следует объяснять мотив, обозначенный первой выбранной карточкой.

Если ребенок выбирает три разные карточки и неосознанно объясняет свои выборы, это может свидетельствовать об отставании в развитии мотивации учебной деятельности. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной карточкой.

Проводится оценка уровня мотивации для каждого ребенка. Для этого изучаемым мотивам присваиваются следующие баллы:

· внешний мотив – 0 баллов

· игровой мотив – 1 балл

· оценочный мотив – 2 балла

· позиционный мотив – 3 балла

· социальный мотив – 4 балла

· учебный мотив – 5 баллов

Баллы выбранных вариантов карточек суммируются, и по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

На основании полученных бальных оценок делается вывод об уровне развития учебной мотивации:

I – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных;

II – высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного;

III – нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного;

IV – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного, игрового, внешнего;

V – низкий уровень мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного.

 



2019-12-29 349 Обсуждений (0)
Задачи, методы изучения и результаты констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи, методы изучения и результаты констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)