Задачи, методы изучения и результаты констатирующего эксперимента
Задачи констатирующего эксперимента: 1. Отобрать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности внутренней позиции школьника и представленности социального и учебного мотивов у детей экспериментальной группы. 2. Провести диагностику и определить уровень сформированности внутренней позиции школьника и представленность мотивов учения у детей. 3. Проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач на первом этапе работы была использована диагностика Т. А. Нежновой (Беседа). Источник: Ануфриев А. Ф. “Как преодолеть тревожность в общении детей” М., изд. “Ось-89”, 2000год. Стр.116. Цель: выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника. Эксперимент проводился индивидуально, все высказывания детей протоколировались. После знакомства с ребенком экспериментатор спрашивал, хочет ли он пойти в школу. При получении утвердительного ответа задавался второй вопрос беседы.
Возможные варианты ответов и их оценка: А- ориентация на содержание учебной деятельности……………………..2 балла Б- ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни………………………………………………………………………….1 балл В- ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………….0 баллов Интерпретация результатов: Результат 10-9 баллов говорит о школьно- учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе ( внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни ( начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 4-0 баллов- ребенок не проявляет интереса к школе ( внутренняя позиция школьника не сформирована). На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику М. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадриковой с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности. Материал: 6 карточек со схематичным изображением шести мотивов учебной деятельности. Процедура проведения: детям в индивидуальном порядке предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают карточку с соответствующим содержанию схематичным рисунком. “Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу рисунки. Послушай меня внимательно. Мальчики и девочки разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама , я бы в школу не ходил”. На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках( внешний мотив) Второй мальчик сказал: “Я хочу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился”. Выкладывается карточка с рисунком 2:фигура ребенка, сидящего за партой( учебный мотив). Третий мальчик сказал: “Я хочу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть”
Выкладывается карточка с рисунком3: фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив). Четвертый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким”. Выкладывается карточка с рисунком 4: две детские фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль (позиционный мотив). Пятый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем хочешь”. Выкладывается карточка с рисунком 5: фигурка ребенка с портфелем в руках, направляющегося к зданию (социальный мотив). Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю пятерки”. Выкладывается карточка с рисунком 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (оценочный мотив). После прочтения рассказа ребенку задаются вопросы: · Как, по – твоему, и кто из них прав? Почему? · С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? · С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети в беседе со взрослыми последовательно осуществляют три выбора. Если в ответе ребенка содержание недостаточно прослеживается, необходимо задать контрольный вопрос: “А что этот мальчик сказал?” – чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести карточек. Обработка материала. Ответы детей заносятся в общую таблицу. Подсчитывается процентное соотношение между всеми видами мотивов и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивации для всей группы поступающих в школу детей. Индивидуально по персоналиям осуществляется качественный анализ мотивов учебной деятельности. Из ответов – выборов ребенка делается вывод о ведущем мотиве в будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же карточки три раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива. Выбор ребенком одной и той же карточки два раза и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива и другого менее значимого. Если ребенок выбирает три разных карточки и осознанно объясняет свой выбор, то это свидетельствует о разностороннее мотивации, но ведущим следует объяснять мотив, обозначенный первой выбранной карточкой. Если ребенок выбирает три разные карточки и неосознанно объясняет свои выборы, это может свидетельствовать об отставании в развитии мотивации учебной деятельности. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной карточкой. Проводится оценка уровня мотивации для каждого ребенка. Для этого изучаемым мотивам присваиваются следующие баллы: · внешний мотив – 0 баллов · игровой мотив – 1 балл · оценочный мотив – 2 балла · позиционный мотив – 3 балла · социальный мотив – 4 балла · учебный мотив – 5 баллов Баллы выбранных вариантов карточек суммируются, и по оценочной таблице выявляются уровни мотивации. На основании полученных бальных оценок делается вывод об уровне развития учебной мотивации: I – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных; II – высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного; III – нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного; IV – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного, игрового, внешнего; V – низкий уровень мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |