Постановка математической модели задачи
В решении первой подзадачи будем использовать метод транспортной задачи. Транспортная задача – это задачи с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования. Однако матрица системы ограничений транспортной задачи своеобразна, и для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение. Требуется составить план перевозок, позволяющий вывести все грузы и имеющий минимальную стоимость. Следовательно математическая модель данной подзадачи определяется следующим образом. Целевая функция имеет вид: , (2.1) где – количество груза, перевозимого из -ого пункта отправления в -ый пункт назначения, тыс. т; – стоимость перевозки единицы груза из -ого пункта отправления в -ый пункт назначения, тыс.руб. Существует система ограничений: 1) Сумма всех перевозок, стоящих в первой строке матрицы Х, должна равняться запасам первого поставщика, сумма перевозок во второй строке матрицы Х – запасам второго поставщика и т.д.: Это означает, что запасы поставщиков вывозятся полностью. 2) Суммы перевозок, стоящих в каждом столбце матрицы Х, должны быть равны запросам потребителей:
Это означает, что запросы потребителей удовлетворяются полностью. 3) Необходимо также учитывать, что перевозки не могут быть отрицательными: . Таким образом, математическая модель задачи формулируется следующим образом: найти переменные задачи, обеспечивающие минимум функции.
Формирование линий движения судов Из портов А, Б, Е за навигацию необходимо отправить соответственно 611 тыс. тонн, 452 тыс. тонн, 766 тыс. тонн груза. В пункты назначения Л, М, Н, П, Р необходимо доставить соответственно 349 тыс. тонн, 197 тыс. тонн, 661 тыс. тонн, 90 тыс.тонн, 583 тыс. тонн груза. Введем переменные в матрицу перевозок: Построим матрицу расстояний: Необходим расчет расстояний между портами по данным индивидуального задания (см. Основные характеристики линий): АЛ = АБ + БВ + ВК + КЛ = 381+491+83+76 = 1031 км, АМ = АБ + БВ + ВК + КМ = 381+491+83+327 = 1282 км, АН = АБ + БВ + ВК +КЛ + ЛН = 381+491+83+76+75 = 1106 км, АП = АБ + БВ + ВК +КЛ + ЛП = 381+491+83+76+392 = 1423 км, АР = АБ + БВ + ВК +КЛ + ЛП + ПР = 381+491+83+76+392+220 = 1643 км, БЛ = БВ + ВК + КЛ = 491+83+76 = 650 км, БМ = БВ + ВК + КМ = 491+83+327 = 901 км, БН = БВ + ВК +КЛ + ЛН = 491+83+76+75 = 725 км, БП = БВ + ВК +КЛ + ЛП = 491+83+76+392 = 1042 км, БР = БВ + ВК +КЛ + ЛП + ПР = 491+83+76+392+220 = 1262 км, ЕЛ = ЕН + НЛ = 473+75 = 548 км, ЕМ = ЕН +НЛ + ЛК + КМ = 473+75+76+327 = 951 км, ЕН = ЕН = 473 км, ЕП = ЕН + НЛ + ЛП = 473+75+392 = 940 км, ЕР = ЕН + НЛ + ЛП + ПР = 473+75+392+220 = 1160 км, Сначала необходимо проверить является ли данная задача с правильным балансом. Суммарное количество запасов груза в пунктах отправления должно равняться суммарному количеству запрошенного груза в пунктах назначения: Т.к. необходимое количество запрошенного груза в пунктах назначения превышает количество запасов, имеющихся в пунктах отправления в размере 51 тыс.тонны груза, то, следовательно, задача является задачей с неправильным балансом: Необходимо свести данную задачу к задаче с правильным балансом. А именно ввести фиктивный пункт отправления, в который приписываем необходимое количество недостающего груза. Расстояние между этим пунктом отправления и пунктами назначения равно нулю. Исходные данные можно оформить в виде следующей таблице: Таблица 2.1 – Исходные данные о запасах и запросах груза
Строим первый опорный план методом Минимальных расстояний. Таблица 2.2 – Первый опорный план
Считаем себестоимость данного плана по формуле 2.1: Данная функция, определяющая грузооборот, должна достигать минимального значения. Проверяя оптимальность данного плана, используют метод потенциалов. Вводим потенциалы, т.е. платежи: £i – платеж поставщика, – платеж за перевозку единицы груза потребителя, – псевдостоимость, которая определяется по формуле: =£i+ (2.2) План считается оптимальным, когда выполняется следующее условие: Для расчета псевдостоимости проверим количество базисных клеток по формуле: R = m+n-1 (2.3) где R – количество базисных клеток, m – количество строк с перевозками, n – количество столбцов с перевозками. R = 4+5-1 = 8 – базисных клеток, значит можно дальше заполнять новую таблицу по следующим принципам: 1) Заменяем запасы груза на платежи поставщиков, а количество запрошенного груза на платежи за единицу груза потребителя. 2) В базисных клетках псевдостоимость равна стоимости. 3) £А всегда равно нулю. 4) Рассчитываем остальные платежи и псевдостоимости (по формуле 2.2). Таблица 2.3 – Проверка оптимальности полученного плана
В получившейся таблице псевдостоимость не превышает стоимость, а это означает, что данный план оптимален. В дальнейшем фиктивного поставщика учитывать не будем. Таким образом, мы получили следующий план перевозок: Таблица 2.4 – План перевозок (тыс. тонн)
Себестоимость данного плана равна 1704,24 тыс. руб. Не хватает 51 тыс. тонн груза, поэтому необходимо искать дополнительного поставщика.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |