Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановка математической модели задачи



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Постановка математической модели задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




В решении первой подзадачи будем использовать метод транспортной задачи. Транспортная задача – это задачи с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования. Однако матрица системы ограничений транспортной задачи своеобразна, и для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение.

Требуется составить план перевозок, позволяющий вывести все грузы и имеющий минимальную стоимость. Следовательно математическая модель данной подзадачи определяется следующим образом.

Целевая функция имеет вид:

,                                     (2.1)

где  – количество груза, перевозимого из -ого пункта отправления в -ый пункт назначения, тыс. т;

 – стоимость перевозки единицы груза из -ого пункта отправления в -ый пункт назначения, тыс.руб.

Существует система ограничений:

1) Сумма всех перевозок, стоящих в первой строке матрицы Х, должна равняться запасам первого поставщика, сумма перевозок во второй строке матрицы Х – запасам второго поставщика и т.д.:

Это означает, что запасы поставщиков вывозятся полностью.

2) Суммы перевозок, стоящих в каждом столбце матрицы Х, должны быть равны запросам потребителей:

Это означает, что запросы потребителей удовлетворяются полностью.

3) Необходимо также учитывать, что перевозки не могут быть отрицательными:

.

Таким образом, математическая модель задачи формулируется следующим образом: найти переменные задачи, обеспечивающие минимум функции.

 

Формирование линий движения судов

Из портов А, Б, Е за навигацию необходимо отправить соответственно 611 тыс. тонн, 452 тыс. тонн, 766 тыс. тонн груза. В пункты назначения Л, М, Н, П, Р необходимо доставить соответственно 349 тыс. тонн, 197 тыс. тонн, 661 тыс. тонн, 90 тыс.тонн, 583 тыс. тонн груза.

Введем переменные в матрицу перевозок:

Построим матрицу расстояний:

Необходим расчет расстояний между портами по данным индивидуального задания (см. Основные характеристики линий):

АЛ = АБ + БВ + ВК + КЛ = 381+491+83+76 = 1031 км,

АМ = АБ + БВ + ВК + КМ = 381+491+83+327 = 1282 км,

АН = АБ + БВ + ВК +КЛ + ЛН = 381+491+83+76+75 = 1106 км,

АП = АБ + БВ + ВК +КЛ + ЛП = 381+491+83+76+392 = 1423 км,

АР = АБ + БВ + ВК +КЛ + ЛП + ПР = 381+491+83+76+392+220 = 1643 км,

БЛ = БВ + ВК + КЛ = 491+83+76 = 650 км,

БМ = БВ + ВК + КМ = 491+83+327 = 901 км,

БН = БВ + ВК +КЛ + ЛН = 491+83+76+75 = 725 км,

БП = БВ + ВК +КЛ + ЛП = 491+83+76+392 = 1042 км,

БР = БВ + ВК +КЛ + ЛП + ПР = 491+83+76+392+220 = 1262 км,

ЕЛ = ЕН + НЛ = 473+75 = 548 км,

ЕМ = ЕН +НЛ + ЛК + КМ = 473+75+76+327 = 951 км,

ЕН = ЕН = 473 км,

ЕП = ЕН + НЛ + ЛП = 473+75+392 = 940 км,

ЕР = ЕН + НЛ + ЛП + ПР = 473+75+392+220 = 1160 км,

Сначала необходимо проверить является ли данная задача с правильным балансом. Суммарное количество запасов груза в пунктах отправления должно равняться суммарному количеству запрошенного груза в пунктах назначения:

Т.к. необходимое количество запрошенного груза в пунктах назначения превышает количество запасов, имеющихся в пунктах отправления в размере 51 тыс.тонны груза, то, следовательно, задача является задачей с неправильным балансом:

Необходимо свести данную задачу к задаче с правильным балансом. А именно ввести фиктивный пункт отправления, в который приписываем необходимое количество недостающего груза. Расстояние между этим пунктом отправления и пунктами назначения равно нулю.

Исходные данные можно оформить в виде следующей таблице:

Таблица 2.1 – Исходные данные о запасах и запросах груза

        ПН ПО       Л 349 М 197 Н 661 П 90 Р 583
А 611 1031   1282 1106 1423 1643 611
Б 452 650   901 725 1042 1262 452
Е 766 548   951 473 940 1160 766
Ф 51 0   0 0 0 0 51
349 197 661 90 583  

 

Строим первый опорный план методом Минимальных расстояний.

Таблица 2.2 – Первый опорный план

ПО   ПН Л 349 М 197 Н 661 П 90 Р 583
А 611 1031 1282 1106 1423 79 1643 532 611
Б 452 650 244 901 197 725 1042 11 1262 452
Е 766 548 105 951 473 661 940 1160 766
Ф 51 0   0 0 0 0 51 51
349 197 661 90 583  

 

Считаем себестоимость данного плана по формуле 2.1:

Данная функция, определяющая грузооборот, должна достигать минимального значения.

Проверяя оптимальность данного плана, используют метод потенциалов.

Вводим потенциалы, т.е. платежи:

£i – платеж поставщика,

– платеж за перевозку единицы груза потребителя,

 – псевдостоимость, которая определяется по формуле:

i+                                           (2.2)

План считается оптимальным, когда выполняется следующее условие:

Для расчета псевдостоимости проверим количество базисных клеток по формуле:

R = m+n-1                                        (2.3)

где R – количество базисных клеток,

m – количество строк с перевозками,

n – количество столбцов с перевозками.

R = 4+5-1 = 8 – базисных клеток, значит можно дальше заполнять новую таблицу по следующим принципам:

1) Заменяем запасы груза на платежи поставщиков, а количество запрошенного груза на платежи за единицу груза потребителя.

2) В базисных клетках псевдостоимость равна стоимости.

3) £А всегда равно нулю.

4) Рассчитываем остальные платежи и псевдостоимости (по формуле 2.2).

Таблица 2.3 – Проверка оптимальности полученного плана

ПО   ПН Л 349 М 197 Н 661 П 90 Р 583 £i
А 611 1031  1031 1282  1282 956    1106 1423  1423 79 1643  1643 532 0
Б 452 650      650 244 901      901 197 575      725 1042  1042 11 1262  1262 -381
Е 766 548      548 105 799      951 473     473 661 940      940 1160  1160 -483
Ф 51 -612        0   -361        0 -687        0 -220        0 0              0 51 -1643
1031 1282 956 1423 1643  

В получившейся таблице псевдостоимость не превышает стоимость, а это означает, что данный план оптимален. В дальнейшем фиктивного поставщика учитывать не будем. Таким образом, мы получили следующий план перевозок:

Таблица 2.4 – План перевозок (тыс. тонн)

Линии перевозок Количество груза
АП 79
АР 532
БЛ 244
БМ 197
БП 11
ЕЛ 105
ЕН 661

Себестоимость данного плана равна 1704,24 тыс. руб. Не хватает 51 тыс. тонн груза, поэтому необходимо искать дополнительного поставщика.




2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Постановка математической модели задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановка математической модели задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)