Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И



2019-12-29 396 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА (ФЦП)

 

Демократия и рыночная экономика - императив развития России. При этом нельзя забывать, что демократия и рынок несовершенны. Осознание объективности феномена «изъянов демократии» и «ошибок рынка» привело науку и практику к парадигме смешанной экономики, признающей легитимность участия государства в экономической жизни, включая всю сферу культуры и целесообразность поддержки элитарного искусства. В таких условиях становится насущно необходимым выбор эффективных форм государственной активности, обеспечивающей реализацию общественных интересов. Определение этих специфических интересов и возможностей их удовлетворения - важнейшая составляющая рационального поведения современного государства.

Отечественная культура развивается в сложных обстоятельствах, когда многие старые идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки в полной мере еще не сформировались. В этой непростой ситуации Россия нуждается в артикулированной культурной политике, в выработке собственных, ясно выраженных стратегических целей, зафиксированных в Доктрине развития культуры на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой общей Доктрины частично восполняют решения Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Государственного совета Российской Федерации, установки долгосрочной и среднесрочной программ социально-экономического развития страны, а также отдельные решения Правительства Российской Федерации, включая сводный доклад о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2005 год и на период до 2007 года. В известной степени, указанные документы демонстрируют современное представление российского общества о стратегических целях развития культуры.

 

1.1. Основные направления политики государства в сфере культуры. К таким стратегическим целям можно отнести:

1. Сохранение историко-культурного наследия народов России как основы культурной идентификации и единства российского общества.

2. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений многонациональной культуры России;

3. Создание благоприятных условий для свободы слова, творчества и развития культурно-информационного пространства;

4. Обеспечение единого культурно-информационного пространства и повышение доступности культурных благ для населения страны;

5. Интеграция в мировой культурно-информационный процесс и повышение конкурентоспособности продуктов отечественной культуры.

 

1.2. Механизмы реализации культурной политики и ФЦП. Государственная активность на федеральном уровне, направленная на реализацию основных направлений культурной политики, осуществляется с привлечением трех ключевых механизмов. Во-первых, на основе делегирования прав и ответственности государственным организациям культуры в определении и реализации текущих направлений их деятельности. Для ее экономического обеспечения в период 2001-2003 гг. было выделено из федерального бюджета 21,0 млрд. руб. Во-вторых, посредством организации выполнения конкретных задач культурной политики федеральными органами культуры. Для экономического обеспечения указанных функций в тот же период с 2001 по 2003 гг. было выделено из федерального бюджета 3,3 млрд. руб. И, наконец, в-третьих, с помощью Федеральной целевой программы «Культура России», на реализацию которой в период 2001-2003 гг. было выделено из федерального бюджета 6,7 млрд. руб. (Рис.1).

 

Рис.1. ОБЩАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1.3. Программно-целевое планирование в сфере культуры. Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних десяти лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий направлялись системных проблем в области культурного развития России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, укрепления единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.

Определенный шаг на этом пути сделан и за первые три года реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 гг.)». В период 2001-2003 гг. общие ресурсы Федеральной целевой программы составили 8,8 млрд. руб. (без инвестиций). В том числе средства федерального бюджета - 6,7 млрд. руб., региональных бюджетов - 1,1 млрд. руб., и внебюджетных источников - 1,0 млрд. руб.

Финансовые ресурсы, направленные на сохранение культурного наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более чем на 500-х объектах федерального значения. При этом в 2001-2003 гг. был завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на 29 объектах, среди которых: главный дом-дворец усадьбы Грибоедовых (Смоленская обл.), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (Ставропольский край), дом-усадьба Г.Р. Державина (С.-Петербург), Кавалерийские корпуса в музее-заповеднике «Царицыно» и другие объекты федерального значения. За счет средств ФЦП отреставрировано также свыше 1000 экспонатов из собраний 136 музеев России.

Наряду с культурным наследием большое место в Федеральной программе занимает поддержка искусства. Выделенные на эти цели средства создали дополнительные возможности для активизации культурного обмена и несколько повысили уровень доступности искусства для населения различных регионов страны. Только в 2003 году за счет средств ФЦП было проведено 39 выставочных мероприятий, 31 фестиваль народного творчества, 7 международных и всероссийских музыкальных конкурсов, 34 музыкальных и 24 театральных фестивалей. Большой резонанс и высокую общественную оценку получили «Пасхальный фестиваль», «Звезды белых ночей», международный Чеховский фестиваль в Москве, театральные фестивали «Золотая маска», «Балтийский дом», «Новая драма» и «театр NET », Московский кинофестиваль и кинофестиваль «Кинотавр». Восстановлены «Всероссийские филармонические сезоны», в рамках которых прошли 57 концертов в 23 городах России.

ФЦП стала существенным фактором возрождения отечественного кинематографа. За три года реализации этой федеральной программы на российских киностудиях созданы 114 игровых, 993 неигровых и 57 мультипликационных фильмов. Более 300 кинотеатров России оснащены современным кинопроекционным и звуковоспроизводящим оборудованием, в кинопрокате оказана поддержка 79 национальным фильмам. На международных фестивалях и в рамках проведения других зарубежных акций состоялось более 800 сеансов российских фильмов.

Ресурсы ФЦП обеспечили частичное преодоление существующего отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий и создании электронных продуктов культуры. Дальнейшее развитие получила общероссийская информационно-библиотечная компьютерная сеть «Либнет». Создан национальный центр этой сети, база данных которого составляет более 4 млн. библиографических записей. В федеральных и центральных региональных библиотеках число автоматизированных рабочих мест возросло с 6,4 тыс. до 10,3 тыс. Более 90% этих библиотек имеют теперь доступ в Интернет. При публичных библиотеках организовано свыше 1200 центров правовой информации, услугами которых только в 2003 году воспользовались 2,5 млн. чел. Развивается сеть региональных и межрегиональных центров консервации документов, формируется система автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. В центральную базу данных включено около 500 тыс. описаний фондов государственных и муниципальных архивов.

Принятые меры позволили приступить к формированию электронного государственного каталога «Музейный фонд Российской Федерации» и обеспечить ежегодное введение в него более 3,5 млн. записей, а также начать реализацию международного проекта «Собрания российских провинциальных музеев в мировых информационных сетях». В два раза возросло число музеев имеющих доступ в Интернет. Однако темпы и масштабы информатизации отрасли существенно отстают от требований времени.

Реализация федеральной подпрограммы «Поддержка полиграфии и книгоиздания в России» позволила только в 2003 г. поддержать издание 725 названий социально значимых книг, в том числе литература для детей и юношества, учебники для высших учебных заведений, книги к 200-летию Ф.Ю.Тютчева, издание к столетию со дня рождения М.А.Шолохова, литература к 60-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

В рамках инвестиционной программы завершено строительство и введено в эксплуатацию 18 объектов, среди которых новое здание Большого театра, первая очередь Российской национальной библиотеки в С. Петербурге, объекты государственного музея-заповедника «Петергоф», фондохранилище Эрмитажа.

При этом практика формирования и реализации ФЦП свидетельствуют о необходимости внесения корректив в процесс ее построения. Отсутствие общего взгляда на культуру как на единый комплекс, мозаичность программных мероприятий и распыление программных ресурсов требуют изменения идеологии построения программы и определения ее структуры.

Приведенные итоги и практика реализации двух предыдущих Федеральных целевых программ в сфере культуры демонстрируют несомненное влияние ФЦП на культурную жизнь страны и дают основания для признания программно-целевого метода в качестве одного из наиболее значимых инструментов государственной культурной политики.

 

Раздел II



2019-12-29 396 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)