Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЦЕЛИ И ПОДПРОГРАММЫ ФЦП



2019-12-29 342 Обсуждений (0)
ЦЕЛИ И ПОДПРОГРАММЫ ФЦП 0.00 из 5.00 0 оценок




«КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 гг.)»

Федеральная целевая программа является одним из основных инструментов реализации государственной политики в сфере культуры и в этой связи Концепция предусматривает актуализацию ее стратегических целей на среднесрочную перспективу на основе выбора приоритетных целей ФЦП на период 2006-2010 гг.

 

3.1. Приоритетные цели и перечень подпрограмм ФЦП. Выбор приоритетных целей ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)» опирается на стратегические цели общества, сформулированные в Основных направлениях государственной культурной политики, и анализ сложившихся тенденций ее осуществления в прошлые годы, с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры. Экстраполяция этих тенденций, включая оценку последствий реализации «парадигмы активной политики государства» и дополняющей ее модели доминирования рыночных механизмов с развитием негосударственного сектора, позволила определить «ключевые проблемы» развития сферы культуры на ближайшую и отдаленную перспективу.

Другая составляющая процесса формирования приоритетных целей ФЦП связана с выявлением общественного мнения на основе широкомасштабного экспертного опроса «Стратегически цели развития культуры», проведенного в регионах России летом и осенью 2003 года, обеспечившего измерение ценностных ориентации и целевых установок региональных лидеров в отношении развития культуры в ближайшем и удаленном будущем. Результаты исследования общественного мнения указали на приоритетность культурного и духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных благ для всех групп населения России, создания благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры, внедрения новых информационных технологий, пропаганды отечественной культуры и литературы за рубежом.

Важным аргументом в выборе целей ФЦП явилась оценка позитивного зарубежного опыта, отражающего общие закономерности в эволюции целей развития культуры и практики культурной деятельности в условиях рыночной экономики, включая институциональные преобразования, модернизацию финансовых и налоговых механизмов, а также новые инструменты реализации культурной политики в контексте мировых тенденций глобализации и информационного развития общества.

И, наконец, обсуждения данной проблемы на «круглых столах» по основным видам культурной деятельности с участием специалистов аппарата министерства, ведущих ученых и практиков сферы культуры обусловили конечный выбор приоритетных целей и подпрограмм ФЦП на период 2006-2010 гг.:

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия;

2. Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований;

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества;

4. Обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности;

5. Обеспечение "живого" культурного обмена и расширение использования виртуальных продуктов культуры;

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры;

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках;

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

Взаимосвязь указанных подпрограмм ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.) со стратегическими целями государственной политики в сфере культуры.

3.2. Подпрограмма «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ». Настоятельная необходимость мероприятий по сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на эти нужды в предыдущие годы, была и остается важнейшей задачей культурной политики. Особенностью данной подпрограммы является усиление адресности сохранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Указанная подпрограмма из трех основных разделов:

· Реставрация недвижимых памятников истории и культуры;

· Реставрация и страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения;

· Проведение неотложных противоаварийных работ.

В первом разделе этой подпрограммы Концепция предусматривает строгий отбор проектов и мероприятий реставрационной деятельности на объектах культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливает Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Кроме того, в данном разделе резервируется проведение срочных противоаварийных мероприятий также в отношении объектов культуры федерального значения. В дополнение к этому в первый раздел описываемой подпрограммы включаются (на основе долевого участия) недвижимые памятники федерального значения, входящие в региональные целевые программы сохранения культурного наследия.

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий первой подпрограммы могут быть представлены показателями количества (доля) отреставрированных недвижимых памятников культуры и завершенных этапов работ, числа (доля) отреставрированных особо ценных единиц фондового хранения, (ИСКЛЮЧИТЬ: а также количества подготовленных специалистов за счет средств ФЦП).

 

3.3. Подпрограмма «СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ. Динамичное изменение структуры занятости и регулирование рынка творческого труда - традиционная задача политики государства в сфере культуры. Ее нынешняя особенность, обусловленная быстрым распространением рыночных институтов и определенным отставанием кадрового потенциала отрасли от реальных потребностей культурной деятельности, выводит сохранение традиций отечественной культуры в системе образовательных учреждений сферы культуры и общую оптимизацию структуры кадрового потенциала в число приоритетных целей ФЦП. Достижению этой цели посвящена вторая подпрограмма ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)».

Ее конкретное содержание связано с концентрацией ресурсов ФЦП на трех главных направлениях. На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает непрерывность воспроизводства творческого потенциала, задача сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования, поддержки уже сформировавшихся национальных школ. Ее обязательным дополнением является и другая задача - постоянного обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований. И, наконец, государство не может обойтись без введения новых специальностей, внедрения новых технологий и интерактивных программ обучения, издания современных учебников и учебной литературы для образовательных учреждений в сфере культуры. Содержание второй подпрограммы определяет ее основные разделы и общую структуру:

· Система грантов «Отечественные школы мастеров искусств»;

· Поддержка фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи;

· Введение новых специальностей и новых методов обучения, поддержка издания учебно-методической литературы в сфере культуры и массовых коммуникаций.

 

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий второй подпрограммы могут быть представлены количеством грантов отечественным школам мастеров искусств, количеством проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи, количеством введенных новых специальностей и изданных учебников в системе образовательных учреждений сферы культуры за счет средств ФЦП.

 

3.4. Подпрограмма «АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА». В период акцентированного развития рыночных отношений особую значимость приобретает традиционное направление культурной политики государства и одна из приоритетных целей ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)», связанная с «компенсацией негативных воздействий рыночных механизмов на профессиональное искусство и литературу, посредством их адресной поддержки».

Стремясь увеличить явно недостаточные размеры свободного рынка продуктов творческого труда, государство использует широко известные компенсационные механизмы и целенаправленно предъявляет дополнительный спрос на конкретные произведения искусства, литературы и профессионального творчества путем формирования системы государственного заказа. Другим направлением государственной активности, также дополняющей рыночные механизмы саморегуляции, является создание условий для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок. И, наконец, третья составляющая данной подпрограммы связана с адресной поддержкой непосредственно творческих деятелей, работающих в области классического искусства и литературы (Рис.5). В целом, третья подпрограмма ФЦП состоит из следующих разделов:

· Государственный заказ на создание и приобретение культурной продукции;

· Поддержка проектов проведения фестивалей, конкурсов и выставок;

· Гранты для улучшения условий работы творческих деятелей.

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий третьей подпрограммы могут быть представлены количеством созданных произведений искусства, проведенных фестивалей, конкурсов и выставок, а также числом грантов, предоставленных деятелям искусства за счет средств ФЦП.

 

3.5. Подпрограмма «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». В дополнение к государственной поддержке традиционных направлений профессионального искусства и литературы в ситуации усиливающейся стандартизации культурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, высокую степень актуальности имеет задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.

Реализация этой приоритетной цели связана с четвертой подпрограммой ФЦП. Конкретным содержанием данной подпрограммы является поддержка проявивших себя носителей новых идей и методов творчества, расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства и литературы, а также создание условий для эффективной инновационной деятельности. Цель и содержание данной подпрограммы определили ее основные разделы:

· Система фантов «Творческий дебют» в сфере искусства, кинематографии и литературы;

· Поддержка новаторских проектов в сфере культуры и массовых коммуникаций;

· Научные исследования, разработка и внедрение новых технологий создания хранения, распространения и потребления продуктов культурной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий четвертой подпрограммы могут быть представлены количеством творческих дебютов, новаторских проектов, научных разработок и внедренных новых технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций за счет средств ФЦП.

 

3.6. Подпрограмма «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВОГО КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА И РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ И ИНЫХ ПРОДУКТОВ КУЛЬТУРЫ». Одним из ключевых направлений культурной политики государства в условиях расширения прав субъектов Российской Федерации и объективной локализации рынков культурных благ остается сохранение единого культурно-информационного пространства. Актуализация данного направления культурной политики определила содержание и цель пятой подпрограммы, направленной на повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.

Реализация этой программной цели требует активизации «живого» культурного обмена посредством поддержки гастрольной и выставочной деятельности, а также создания региональных филиалов федеральных организаций культуры. В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий, возникает и дополнительная возможность, связанная с созданием «электронных продуктов» культуры (услуги виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, показ фильмов через ИНТЕРНЕТ, а также электронные каталоги и реестры культурного наследия), доступных для самых широких слоев населения. Содержание пятой подпрограммы определяет ее структуру и основные разделы (Рис. 7);

· Система грантов «Культурный обмен»;

· Поддержка проектов создания электронных продуктов культуры.

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий пятой подпрограммы могут быть представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов и выставок, филиалов федеральных учреждений культуры, а также количеством «электронных продуктов» культуры, созданных за счет средств ФЦП.

 

3.7. Подпрограмма «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ». В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от увеличения удельного веса ее информационной составляющей. Именно эта особенность ближайшей перспективы продиктовала выбор в качестве одной из приоритетных целей ФЦП в период 2006-2010 гг. ускорение информатизации процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирования информационных сетей в сфере культуры.

Достижение указанной цели требует направленной модернизации культурной деятельности, базирующейся на трех взаимосвязанных сдвигах в структуре факторов производства культурных благ и его конечных результатов. Во-первых, государство стимулирует изменение структуры основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий и насыщения современным оборудованием и программными продуктами субъектов культурной деятельности. Во-вторых, государство создает условия для соответствующего структурного сдвига в кадровом потенциале сферы культуры, поддерживая мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов в области информационных технологий. В третьих, государство обеспечивает необходимый структурный сдвиг непосредственно в результатах культурной деятельности, способствуя ускоренному росту информационных продуктов культуры. Содержание данной подпрограммы обуславливает следующие ее разделы:

· Создание информационных сетей, технологий и продуктов в сфере искусства и культурной деятельности;

· Обеспечение информационно-компьютерной техникой и программными продуктами организаций культуры, науки и образования в сфере культуры;

Подготовка и переподготовка специалистов в области информационных технологий в сфере культуры

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий пятой подпрограммы могут быть представлены показателями роста уровня информатизации сферы культуры, обеспеченности компьютерной техникой ее организаций и количеством специалистов в области информационных технологий в сфере культуры, подготовленных за счет средств ФЦП.

 

3.8. Подпрограмма: «ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРНЫХ БЛАГ И ИХ ПРОДВИЖЕНИЕ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ». В условиях нарастания процессов глобализации и связанной с ней финансово-технологической экспансии массовой культуры одной из приоритетных целей ФЦП на ближайшую перспективу становится активизация механизмов поддержки отечественной культуры, повышение конкурентоспособности ее продуктов на внутреннем и мировом рынках. Указанной цели подчинена седьмая подпрограмма ФЦП, направленная на защиту отечественной культуры, сохранения ее самобытности и исторических традиций народов Российской Федерации

Эта подпрограмма ФЦП ориентирована на реализацию двух целевых установок. Во-первых, государство, не закрывая свой внутренний рынок от распространения легальных продуктов мировой культуры и отказываясь от их квотирования, поддерживает производство и повышение конкурентоспособности продуктов культуры отечественных производителей. Во-вторых, государство осуществляет политику протекционизма в отношении продвижения на мировых рынках продуктов отечественной культуры и повышения ее конкурентоспособности. Указанные установки определят два основных раздела подпрограммы:

· Государственная поддержка производства продуктов экранных искусств, издания литературы и народного творчества;

· Государственный протекционизм в продвижении продуктов культуры и искусства на мировых рынках.

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий первой подпрограммы могут быть представлены показателями количества произведенных продуктов культуры и проведенных зарубежных акций за счет средств ФЦП.

 

3.9. ПОДПРОГРАММА «ОБНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ». В условиях глобализации безусловным императивом повышения конкурентоспособности продуктов культуры отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой, всегда актуальной, задачи на нынешнем этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием. С учетом этого одной из приоритетных целей ФЦП является улучшение технической оснащенности организаций культуры

При этом Концепция предусматривает концентрацию ограниченных ресурсов программы лишь в отношении той части оборудования организаций культуры, которая наиболее сильно отстает от современных требований. Необходимость решения данной задачи определяет три основных раздела восьмой подпрограммы:

· Система грантов «Концертное оборудование»;

· Система грантов «Техническое оборудование»;

· Система грантов «Системы безопасности».

Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий восьмой подпрограммы могут быть представлены количеством музыкальных инструментов, единиц светозвукового оборудования, комплектов техники для охранных систем, приобретенных за счет средств ФЦП.

 

Раздел IV



2019-12-29 342 Обсуждений (0)
ЦЕЛИ И ПОДПРОГРАММЫ ФЦП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЦЕЛИ И ПОДПРОГРАММЫ ФЦП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)