Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управлением развитием.



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Управлением развитием. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дисциплина «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Управление развитием. Основные понятия теории инноватики, ее современные концепции и тенденции. Организация инновационного менеджмента.

Управлением развитием.

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.

Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.

Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, очевидно, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие. Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТР, берущем начало во второй половине 70-х годов.

Это обусловлено:

· усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;

· определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;

· необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;

· повышением технического уровня производства;

· необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

· спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);

· увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

· быстрым моральным старением техники и технологии;

· объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.

Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Основные элементы инновационной среды:

* собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

* товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

* инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

* соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную, с т.з. статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.

 

Основные понятия теории инноватики, ее современные концепции и тенденции.

Прежде всего, инноватика – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики.

Инноватика включает основные направления:

Ÿ основы теории инноватики; управление инновациями; управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами;

Ÿ управление инвестициями в инновационные проекты;

Ÿ управление коммерциализацией инновационных продуктов,

включая технологию;

Ÿ управление человеческим ресурсом в инноватике;

Ÿ управление инновационными рисками; маркетинг и логистика инноваций;

Ÿ управление стратегическим развитием и изменениями; управление знаниями.

Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные процессы на всех стадиях жизненного цикла инноваций, характеризуется инновационной активностью участников процесса.

Инноватика выступает как философия развития социального объекта по пути прогресса и обновления. Выступает как метод организации ресурсов общества, в первую очередь человеческого ресурса, направленных на решение социально-экономических программ. Как метод организации интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.

Для полного осмысления теории инноватики необходимо ознакомится с основными понятиями:

1. Новация (новшество) в широком смысле  – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

 Новация в узком смысле – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.), рис. 1.

На практике понятии «новация», «новшество», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия, а именно:

· новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение;

· нововведение означает, что новшество используется;

· с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

 

 

 

 

 

 

ЗНАНИЯ,

Факторы производства

 

НОВАТОР

â

 

НОВШЕСТВА

и

новые знания

 

 

ê

 

а) цель

 

 

è

Новаторская

интеллектуальная деятельность:

СОЗДАНИЕ НОВАЦИИ (НОВШЕСТВА)и НОВЫХ ЗНАНИЙ:

é

 

б) предложение  новшества и знаний 

è   

 

 

 

 

 Готовность и желание

 к творческой (интеллектуальной) деятельности

нового продукта, услуги, технологии и метода, рынка, формы организации, системы управления, бизнеса . . .

Новшество и новые знания,

признаки новизны

для включения в контур обмена через рынки/заказы

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

Рис. 1. Признаки новации (новшества).

 

 

2. Инновация (нововведние) – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и изменение. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо к процессу создания нововведения).

Новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

     Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:

во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

1) рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

2) осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

3) со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

4) состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);

5) осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

6) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса), рис. 2.

В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

3. Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него решение). Новаторами могут быть физические и юридические лица.

Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое.

Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.

4. Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.

После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом.

Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий:

 1. после приобретения новшества;

 2. при определенной работе с нововведением.

 

 

 

 

 

НОВШЕСТВО знания

Факторы производства

ИННОВАТОР

â



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Управлением развитием. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управлением развитием.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)