Разработка инновационных стратегий
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии - важнейшая составляющая часть инновационного менеджмента. Стратегию можно определить как процесс принятия решений. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный, всесторонний, комплексный план достижения поставленных целей. Стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой целей и задач организации, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам. В отличие от оперативного менеджмента, который служит для достижения конкретных тактических целей организации, стратегическое управление организацией призвано обеспечивать ее долгосрочные стратегические позиции. Существенное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом характеризуется прежде всего тем, что первое, особенно на начальном этапе своего развития, фактически сводилось к стратегическому программированию, т. е. к формализации и детальной проработке существующих стратегий или стратегического видения. Поэтому эффективные стратегические изменения требуют прорыва за традиционные рамки и сложившиеся представления о конкретном бизнесе. В отличие от излишне формализованного стратегического планирования, стратегическое управление - это прежде всего синтез. Таким образом, стратегическое планирование является необходимым элементом процесса стратегического управления, это составная часть процесса разработки стратегии деятельности организации. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Разработка стратегии преследует две основные цели. 1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это «внутренняя стратегия» - планируется использование ограниченных ресурсов, таких как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется при обретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного «портфеля» предприятий. 2. Адаптация к внешней среде - ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов(экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому специалисту. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внеешней средой, рынком, потребителем. Общая цель организации должна учитывать: · основное направление деятельности фирмы; · рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); · культуру организации, ее традиции, рабочий климат. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить. После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели: 1) прибыльность - добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн у. е.; 2) рынки (объем продаж, доля рынка) - довести долю рынки до 20% или довести объем продаж до 40 тыс. ед.; 3) производительность - средняя часовая выработка на одного рабочего должна быть 8 ед. продукции; 4) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.); 5) производственные мощности, здания и сооружения - построить новые складские помещения площадью 4000 кв. м; 6) организация (изменения в организационной структуре и деятельности) – открыть представительство фирмы в определенном регионе и Т.д. Чтобы цель могла быть достигнута, при ее постановке должны быть учтены следующие требования: . четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых); . каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения. Цели: . могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года); они уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля; . должны быть достижимыми; . не должны отрицать одна другую. Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы: . оцениваются изменения, происходящие или возможные в планируемом периоде; . выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы; . исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно для этого провести исследования по следующим направлениям: . оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке, приемы продвижения товаров и т.п.); . исследовать влияние внешней среды на конкурентов; . попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию, составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия. Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы. Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. Инновационная стратегия - представляет собой средство достижения целей организации пo отношению к внутренней среде организации. инновационныe стратегии подразделяются наследующие группы: продуктовые - ориентированы на создание новых товаров, услуг, технологий; функциональные - к ним относятся научно-технические, производственные, маркетинговые и сервисные стратегии; ресурсные - элемент новизны вносится в ресурсное обеспечение (трудовые, материально-технические, финансовые, информационные ); организационно-управленческие - касаются изменения систем управления. Основу выработки инновационной стратегии составляют проводимая фирмой научно - техническая политика, рыночная позиция фирмы и теория жизненного цикла продукта. В зависимости от научно - технической политики выделяют три типа инновационных стратегий. 1. Наступательная - xapактepнa для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции; свойственна малым 1I4rнновационным фирмам. 2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы нa уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение «затраты-результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. 3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции; не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но необязательно теxнические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами -лидерами. В настоящее время широко используются базовые (эталонные) инновационные стратегии. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ, поэтому их называют стратегиями роста Базовые стратегии роста делятся на четыре группы: 1) стратегия интенсивного развития; 2) стратегия интеграционного развития; 3) стратегия диверсификации; 4) стратегия сокращения. При осуществлении стратегии интенсивного развития организация наращивает свой потенциал путем лучшего использования своих внутренних сил и тех возможностей, которые предоставляет внешняя среда. Известны три стратегии интенсивного развития: . «существующий товар на существующем рынке» - стратегия направлена на более глубокое проникновение с данным товаром на рынок; . «новый товар - старый рыною» - это продуктовая инновационная стратегия, при которой разрабатывается товар с новыми потребительскими свойствами и он реализуется на старом рынке; . «старый товар - новый рыною» - маркетинговая инновационная стратегия, направленная на реализацию известного товара в новых рыночных сегментах. Есть три стратегии интеграционного развития: . вертикальная интеграция с поставщиками; . вертикальная интеграция с потребителями; . горизонтальная интеграция (взаимодействие с отраслевыми предприятиями-конкурентами). Выделяют также три стратегии диверсификации: . конструкторская - продуктовая стратегия, направленная на поиск и использование дополнительных возможностей бизнeca; схема реализации стратегии: новый продукт - старая технология - старый рынок; . конструкторская и технологическая стратегия - предполагает изменения в продукте и технологии; схема реализации стратегии: новый продукт - новая технология - старый рынок; . конструкторская, технологическая и маркетинговая стратегия - используется по схеме: новый продукт - новая технология - новый рынок. Стратегия сокращения проявляется в том, что организации выявляют и сокращают нецелесообразные издержки. Эти действия предприятия влекут за собой приобретение новых видов материалов, технологий, изменения организационной структуры. Существует несколько видов стратегии сокращения: . управленческая (организационная) - изменения в структуре предприятия и, как следствие, ликвидация отдельных структурных звеньев; . локальная инновационная - управление себестоимостью, связанное с изменением отдельных элементов предприятия; . технологическая - изменение технологического цикла в целях сокращения кадров и общих издержек. Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает фазы, в которых находится продукт. Иногда в жизненный цикл инновации включают несколько этапов: зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упрощение, падение, исход и деструктуризация. 1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется по явлением зародыша новой системы в старой среде, что требует перестройки всей жизнедеятельности. Например, появление первой идеи (оформленного технического решения) или организация фирмы специализирующейся на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка, которая берется разрабатывать новую технику. 2. Рождение. На этом этапе появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших. Например, после оформления технического решения переходят к общему представлению нового вида техники (формулирование компоновочной схемы) или к преобразованию созданной фирмы в другую, работающую на узкий сегмент рынка и удовлетворяющую существующие на нем специфические потребности. 3. Утверждение. Здесь возникает и формируется система, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее. Например, появление первой идеи позволит перейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники или преобразования предьдущей фирмы в фирму с ««силовой» стратегией, действующую в сфере крупного стандартного бизнеса. 4. Стабилизация. Перелом заключается во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости. Например, переход к практической реализации технических систем, пригодных к широко масштабной реализации или выход фирмы на мировой рынок и образование на нем первого филиала. 5. Упрощение. На этом этапе начинается «увядание» системы. Например, оптимизация созданной технической системы или образование из фирмы транснациональной компании (ТНК). 6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома. На этом этапе начинаются усовершенствования ранее созданной технической системы на уровне рационализаторских предложений, распад ТНК на ряд обособленных фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей. 7. Исход. На этом этапе жизненного цикла система возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние. Например, изменение функций эксплуатируемой техники или гибель одной из отделившихся отток фирм. 8. Деструктуризация. Здесь происходит остановка всех процессов жизнедеятельности системы, или она используется в другом качестве, или про водится ее утилизация. Фирма прекращает существование; как правило, это означает ее переспециализацию на выпуск другой продукции. Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники - уходящему, господствующему и на рождающемуся (перспективному).
Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий. В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные результаты идут по пути концентрации и диверсификации производства. Американские корпорации «General Motors Corporation», «Ford Motor Соmрапу», «General Electric», ЯПонские «Sony», «Toyota», шведская «Electrolиx», германская «Siemens», южнокорейская «Samsиng» И многие другие организации свои стратегии формируют на основе следующих принципов: а) диверсификация выпускаемых товаров; б) сочетание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций; в) повышение качества товаров и ресурсосбережение за счет углубления ниокр и активизации инновационной деятельности; г) применение по различным товарам, в зависимости от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, коммутантов или эксплерентов (подробнее об этих стратегиях будет идти речь в гл. 6); д) развитие международной интеграции и кооперирования; е) повышение качеств управленческого решения и др. Если фирма выпускает несколько видов товара, то по ним она часто использует разные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме. В целом анализ стратегий функционирования крупных фирм показывает, что с увеличением доли чистой конкуренции увеличивается доля эксплерентной стратегии. Основой для выработки рекомендаций относительно инновационной стратегии и соответствующей ей инвестиционной политики (планирования вложений ресурсов) служит прогнозирование моментов развития и смены поколений техники (продукции). Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на рис. 5.4. Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке целей.
6. Управление рисками в инновационной деятельности. Классификация и идентификация.
Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, заметно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. С Ростом неопределенности сопряжен риск неудачного результата инновации. Развитие рыночных отношений в России выделило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиями жизненных циклов организаций, технологии и продуктов труда. В таких случаях говорят о существовании фактора неопределенности, и под нею в данном случае понимается невозможность полного и исчерпывающего анализа всех факторов, влияющих на результат конкретных финансовых вложений. Роль неопределенности возрастает с развитием рыночных отношений. В условиях неопределенности возникает необходимость в разработке таких методов принятия и обоснования решений в области инновационной деятельности, которые обеспечивали бы ограничение потерь из-за несоответствия планируемого и реального процессов реализации нововведений. В этом и состоит основная задача управления инновационными рисками. Управление рисками исходит из предположения, что при реализации инновационных проектов потери (далеко не всегда экономические) все-таки возникают. Они неизбежны, но их величину можно ограничить. Применение методов управления рисками приводит к тому, что размер потерь становится сопоставимым с тем выигрышем, который принесет инновация. Поэтому одной из основных проблем при управлении рисками являются сопоставление и оценка Полезности и меры риска при реализации инновации. Полезность инновации - категория, которую применяют для характеристики результатов и эффективности инновационной деятельности. Эта категория позволяет количественно описать соотношение затрат и усилий на реализацию инновационного проекта, с одной стороны, и его результаты - с другой. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гapaнтия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных, малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, а вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам. В общем виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Классификация рисков представляет собой один из этапов их анализа, позволяя в дальнейшем проводить идентификацию и оценку риска, а также разрабатывать методы управления ими. Классификация состоит в распределении рисков по группам на основе классификационных критериев. В зависимости от целей исследования на практике и в научной литературе используются различные классификации. Встречаются классификации, основанные на различиях видов деятельности (финансовые риски, производственные риски, риски материально-технического снабжения и др.). Часто риски классифицируют по областям их проявления (политические риски, социальные риски, природные риски и др.).
На принятие управленческих решений всегда влияет ряд факторов, изменить или ограничить действие которых невозможно. К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски. Чистые риски обладают относительно постоянным характером проявления. Для их анализа и оценки широко используются методы математической статистики и теории вероятностей, поскольку их проявление, как правило, стабильно во времени или отличается определенной закономерностью. В отличие от чистых, спекулятивные риски в полной мере определяются управленческим решением. Нередко спекулятивные риски имеют неопределенный характер проявления, их аналитические оценки изменяются с течением времени. Кредитный риск представляет собой опасность неуплаты Заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором Эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в Состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга. Такая неопределенность увеличивает не только риск, но и, как правило, Полезный эффект. Наиболее ярко спекулятивные риски проявляются в таких областях деятельности, которые зависят от рыночной конъюнктуры. Поэтому часто спекулятивные риски называют динамическими рисками. Коммерческий риск связан с производственно- хозяйственной или финансовой деятельностью, главной целью которой является получение прибыли. Коммерческий риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: валютных, политических, предпринимательских, финансовых и др. Валютный риск рассматривается как опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте при проведении внешне торговых, кредитных, валютных операций, операций на фондовых или валютныx биржах. Он возникает при наличии открытой валютной позиции. Портфельные риски связаны с портфелем инвестиций. Стратегическое размещение активов определяет, как должны быть размещены средства портфеля при долгосрочных прогнозах, основанных на таких показателях, как доходность, ее дисперсия и ковариация. Тактическое размещение активов определяет на основе данных краткосрочных прогнозов, как должны быть размещены средства в каждый конкретный момент. Наиболее УНЦ13ерсальный способ классификации рисков основан на выделении операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, поскольку именно эти виды деятельности определяют динамику и результаты производственных и инновационных процессов. Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является реализация инновации. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: валютных, политических, предпринимательских, финансовых и др. Поскольку инновационная и предпринимательская деятельность является областью пересечения интересов различных сторон, преследующих противоречивые цели, невозможно разработать единую систему классификации рисков. Деловой риск (риск предпринимательской деятельности) возникает в предпринимательской деятельности и связан с вероятностью снижения выручки до уровня, не покрывающего предпринимательские издержки. Этот риск появляется в результате неблагоприятного изменения конъюнктуры (конъюнктурные риски) или ошибочной рыночной политики (маркетинговые риски), что связано с необходимостью снижения цен под влиянием конкуренции либо с не возможностью реализации товаров(продукции, услуг) в запланированном объеме. Оценка инновационного риска осуществляется по правилам, аналогичным оценке коммерческих рисков. В отличие от коммерческих, инновационные риски связаны с коммерциализацией новых видов товаров и услуг. В процессе реализации инновационного проекта осуществляются разные виды деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая. Все перечисленные виды деятельности связаны с типовыми рисками инвестиционного проекта. К рискам инновационных проектов следует отнести ряд специфических рисков. Научно-технические риски: . отрицательные результаты НИР, . отклонения параметров ОКР, . несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации, . несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта, . отклонение в сроках реализации этапов проектирования, . возникновение непредвиденных научно-технических проблем.
Риски правового обеспечения проекта: . ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты, . недостаточно «плотные» патентные защиты, . неполучение или запаздывание патентной защиты, . ограничение сроков патентной защиты, . отсутствие у предприятия просроченных лицензий на отдельные виды деятельности, . «утечка» отдельных технических решений, . появление патентно защищенных конкурентов. Риски коммерческого предложения: . несоответствие коммерческого предложения рыночной стратегии фирмы, . отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплeктyющиx, . невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок. В целом риск, возникающий в инновационной деятельности, включает следующие основные виды рисков: 1. Риски ошибочного выбора инновационного nроекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может про изойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным, выполняется на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, пере оценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки. 2. Риски необесnечения инновационного nроекта достаточным уровнем финансирования. Они включают: . риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта); . риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам); . риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов). 3. Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами возникают при реализации инновационного проекта и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски в первую очередь обусловлены техническими особенностями иннoвaциoннoгo проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие и материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. Маркетинговые риски разрабатываемого инновационного проекта могут также быть связаны со следующими видами рисков: . риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникaющий, если спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается не стабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, а также если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена; . риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю; . риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками. 4. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают следующие: . риск отказа партнера от заключения договора после проведения пере говоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера); . риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами); . риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего у организации возникают потери, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнением партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта. 5. Риски усиления конкуренции. Причины их могут быть следующие: . утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников организации либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о них; . замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; . недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции); . появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей. 6. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения. 7. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам: . необеспечение условий патентования технических, дизайнepcкиx и маркетинговых решений, возникающие в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, ноу-хау и технологий; . опротестование патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения (вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль). При организации системы управления рисками инновационного проекта на предприятии необходимо иметь в виду, что эффективность действия данной структуры определяется прежде всего соблюдением принципа синергетического эффекта. Синергический эффект (от греч. syпergia - взаимодействие): 1) системный эффект, связанный с тем, что система как целостность всегда характеризуется набором свойств, превышающим сумму свойств всех ее отдельных элементов; 2) в теории организации синоним эффекта кооперации деятельности. В ряде концепций синергический эффект рассматривается как интегральный показатель эффективности деятельности административной организации; 3) эффект нового качества, возникающий в результате объединенного, скоординированного и синхронизированного взаимодействия различных видов производств под единым управлением. Закон синергии - для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (фондовый, трудовой потенциал и др.), либо существенно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Из этого следует, что в задаче повышения эффективности риск-менеджмента в рамках управления инновационным проектом не существует второстепенных элементов, и оптимизация действий каждого из них является стратегически важной задачей для предприятия. Это относится и к одному из ключевых этапов риск-менеджмента - задаче классификации рисков. Группа классификационных факторов для рисков инновационного проекта включает следующие. 1. Источник риска. Одной из существенных характеристик риска является то, что он всегда создается конкретным объектом, а не является абстрактным понятием. Источник риска позволяет определить весь спектр объектов-участников в образовании «рискограммы» инновационного проекта – распределить усилия риск-менеджмента по конкретным объектам. 2. Управляемость. Постановка задачи риск-менеджмента сводится, с одной стороны, к определению «рискообластей», на которые необходимо оказывать определенное управленческое воздействие, и, с другой стороны, «рискообластей», для работы в которых необходимо вырабатывать адаптационные механизмы в силу невозможности управления ими. Таким образом, здесь задача классификации - разделение рисков на те, для которых должны разрабатываться механизмы воздействия, и те риски, для которых надлежит разрабатывать механизмы адаптации. 3. Приемлемость. Риски инновационного проекта характеризуются различной степенью последствий наступления того или иного неблагоприятного события как для инновационного проекта, так и для самого субъекта, реализующего данный инновационный проект. Приемлемость позволяет распределить риски по весомости в отношении воздействия на реализацию проекта. Здесь основная задача классификации - выделение так называемой совокупности катастрофических (критических) рисков, наступление которых недопустимо, поскольку это однозначно приводит к срыву проекта. 4. Время возникновения. Признаком совокупности рисков инновационного проекта является разновременность появления ее элементов. Время возникновения позволяет выработать единую систему управления рисками во временн6й взаимосвязи действий, а также оптимально распределить усилия по прогнозированию и принятию превентивных и оперативных мер. 5. Продолжительность воздействия. Введение данного классификатора позволяет определить тяжесть наступления того или иного события в отношении продолжительности воздействия на предприятие. Здесь задачей риск-менеджмента является выделение в особую группу рисков, способных стать генетическими. Такая группа рисков нуждается в четкой выработке программы долгосрочного управления и мониторинг
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |