Классификация инноваций.
Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации. Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и научной обоснованностью ее. Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность. Научно обоснованная классификация инноваций позволяет четко определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные (особенные) характеристики данной инновации. Тем самым создается возможность для эффективного использования определенных приемов управления инновацией - приемов, соответствующих только данной группе инноваций. Научно обоснованная классификация инноваций позволяет также рационально организовать инновационный процесс. Научно обоснованная классификация должна ответить на три вопроса: 1. Какова цель инновации? 2. Какая форма реализации инновации? 3. Какова сфера, т. е. место применения инновации? Эти три момента (цель, форма и место применения) образуют систему классификационных признаков. Система классификационных признаков включает в себя: 1. Целевой признак; 2. Внешний признак; 3. Структурный признак. Цель представляет собой замысел, т. е. заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак классификации инноваций дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение текущей задачи или стратегической задачи? Эти две цели определяются причинами возникновения потребности в данной инновации. Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса хозяйственного или другого процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений. Такое нововведение представляет собой кризисную инновацию. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более сложной проблемы – проблемы выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта. Стратегическая потребность - это потребность в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потерь конкурентоспособности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития. Таким образом, согласно целевому классификационному признака, инновации бывают: кризисные; развития. Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации. По внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме: продукта; операции. Инновация в форме продукта (лат. productus - произведенный) представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи (станок, товар, сырье и т. п.). Инновация в форме операции - это, собственно говоря, процессная инновация. Однако название инновации в форме процесса является неудачным, ведь процесс (лат. processus - продвижение) предcтaвляeт собой последовательную смену состояний или совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Поэтому автор считает, что более правильно называть инновацию в форме операции, то есть действия, особенно когда речь идет о финансовой операции. Инновация в форме операции (лат. operatio - действие) представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилам и, инструкциями, условиями действия и т. п. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания ,населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка и т. д. Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли народно-хозяйственного комплекса или для какой сферы экономических отношений предназначена данная инновация. Структурный классификационный признак определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства. По структурному классификационному признаку инновации бывают: производственно-торговые; социально-экономические; финансовые; управленческие. Исходя из общих требований и характеристик, инновации можно классифицировать по следующим признакам:
В научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку можно выделить инновации: * технологические; * производственные; * экономические; * торговые; * социальные; * в области управления. Таким образом возможность многофакторной оценки новаций (новшеств) по классификатору позволит принимать обоснованные управленческие решения о целесообразности инвестиций в продолжение инновационной деятельности. Если окажется, что уровень какой-либо новации недостаточно прогрессивен, то инвестиции могут быть выделены или на локальные этапы инновационного процесса, или же вообще могут быть признаны нецелесообразными.
3. Особенности проектного управления инновациями. Разработка программ и проектов нововведений.
Особенности проектного управления инновациями.
В общем виде под инновационным проектом понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В таких проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационныx, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации. Существует несколько видов инновационных проектов, что обусловлено многообразием возможных целей и задач научно-технического развития. Общепринятой классификации их не существует. Можно классифицировать инновационные проекты по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |