Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация инноваций.



2019-12-29 400 Обсуждений (0)
Классификация инноваций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использо­вать различные способы и средства управляющего воздействия, по­зволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла ин­новации, на рост эффективности инновации.

Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой класси­фикационной схемой и научной обоснованностью ее.

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достиже­ния поставленной цели.

Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков.

Классификацион­ный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Научно обоснованная классификация инноваций позволяет четко определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные (особенные) характеристики данной инновации. Тем самым создается возможность для эффективного использова­ния определенных приемов управления инновацией - приемов, со­ответствующих только данной группе инноваций. Научно обосно­ванная классификация инноваций позволяет также рационально организовать инновационный процесс.

Научно обоснованная классификация должна ответить на три вопроса:

1. Какова цель инновации?

2. Какая форма реализации инновации?

3. Какова сфера, т. е. место применения инновации?

Эти три момента (цель, форма и место применения) образуют систему классификационных признаков.

Система классификационных признаков включает в себя:

1. Целевой признак;

2. Внешний признак;

3. Структурный признак.

Цель представляет собой замысел, т. е. заранее намеченное к до­стижению задание. Целевой признак классификации инноваций дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение текущей задачи или страте­гической задачи?

Эти две цели определяются причинами возникновения потреб­ности в данной инновации.

Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризи­са хозяйственного или другого процесса и необходимостью немед­ленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений.

Такое нововведение представляет собой кризисную инновацию. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, явля­ется решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в свя­зи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его про­дажи, а также решение более сложной проблемы – проблемы выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жест­кой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвида­цию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта.

Стратегическая потребность - это потребность в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хозяй­ственной деятельности, например прогнозами потерь конкуренто­способности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь являет­ся повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйству­ющего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Таким образом, согласно целевому классификационному призна­ка, инновации бывают:

Ÿ кризисные;

Ÿ развития.

Внешний классификационный признак указывает на форму ре­ализации инновации.

По внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме:

Ÿ продукта;

Ÿ операции.

Инновация в форме продукта (лат. productus - произведенный) представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи (станок, товар, сырье и т. п.).

Инновация в форме операции - это, собственно говоря, процесс­ная инновация. Однако название инновации в форме процесса яв­ляется неудачным, ведь процесс (лат. processus - продвижение) пред­cтaвляeт собой последовательную смену состояний или совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Поэтому автор считает, что более правильно называть инновацию в форме операции, то есть действия, особенно когда речь идет о финан­совой операции.

Инновация в форме операции (лат. operatio - действие) представ­ляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилам и, инструкциями, условиями действия и т. п. К этим инновациям отно­сятся технология производства продукции, обслуживания ,населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка и т. д.

Структурный классификационный признак показывает, для ка­кой отрасли народно-хозяйственного комплекса или для какой сфе­ры экономических отношений предназначена данная инновация.

Структурный классификационный признак определяет группо­вой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

По структурному классификационному признаку инновации бывают:

Ÿ производственно-торговые;

Ÿ социально-экономические;

Ÿ финансовые;

Ÿ управленческие.

Исходя из общих требований и характеристик, инновации можно классифицировать по следующим признакам:

 

Классификационный признак Вид инноваций
1. по содержанию     · технические; · организационные; · социальные; · экономические.
2. по степени новизны     ·  абсолютную новизна; · относительную новизна; · условную новизна; · частную новизна.
3. по инновационному потенциалу · радикальные; · комбинированные; · модифицированные.
4. по особенностям инновационного процесса · внутриорганизационные; · межорганизационные.  
5. по этапам жизненного цикла, технологии, организации · от идеи (замысла) до осуществления проекта в натуре; · в процессе девелопмента; · по технологии осуществления; · организация управления.
6. по длительности этапов инновационного процесса · в процессе осуществления проекта; · периодически (например, сезонно); · постоянно (например, в процессе эксплуатации объекта).
7. по уровню разработки · массовое строительство; · элитные объекты; · государственные; · республиканские; · региональные; · отраслевые; · корпоративные; · фирменные.
8. по распространению · индивидуальное; · аналоговое; · типовое(серийное); · государственное; · республиканское; · отраслевое; · корпоративное; · фирменное.
9. по сферам разработки · частный заказ; · специализированная организация; · промышленная; · финансовая; · торгово-посредническая; · научно-педагогическая; · правовая
10. По типу новизны для рынка · новые для отрасли в мире; · новые для отрасли в стране; · новые для данного предприятия (группы предприятий).
11. По месту в системе(в организации, на предприятии, в фирме) · инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.) · инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); · инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
12. В зависимости от глубины вносимых изменений   • радикальный (базовые); • улучшающие; • модификационные (частные).  

 

В научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку можно выделить инновации:

* технологические;

* производственные;

* экономические;

* торговые;

* социальные;

* в области управления.

Таким образом возможность многофакторной оценки новаций (новшеств) по классификатору позволит принимать обоснованные уп­равленческие решения о целесообразности инвестиций в продолжение инновационной деятельности. Если окажет­ся, что уровень какой-либо новации недостаточно про­грессивен, то инвестиции могут быть выделены или на ло­кальные этапы инновационного процесса, или же вообще могут быть признаны нецелесообразными.

 

3. Особенности проектного управления инновациями. Разработка программ и проектов нововведений.

 

Особенности проектного управления инновациями.

 

В общем виде под инновационным проектом понимают выполне­ние исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В таких проектах из­лагаются научно обоснованные технические, экономические или тех­нологические решения.

Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследова­тельских, опытно-конструкторских, производственных, организацион­ныx, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствую­щим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформ­ленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (про­блемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Существует несколько видов инновационных проектов, что обу­словлено многообразием возможных целей и задач научно-техническо­го развития. Общепринятой классификации их не существует. Можно классифицировать инновационные проекты по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяе­мой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.



2019-12-29 400 Обсуждений (0)
Классификация инноваций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация инноваций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)