Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование результатов маржинального анализа



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Использование результатов маржинального анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Для перехода на качественно новый уровень управления необходимо максимально полно обосновать управленческие решения и четко оценить их эффективность на всех уровнях управления.

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объема и структуры реализованной продукции сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимозависимости, взаимосвязи между этими категориями является маржинальный анализ. Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать производственные решения.

По сути, маржинальный анализ представляет собой систему планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия на осно­ве учета сокращенной себестоимости, то есть только переменных затрат на единицу продукции либо вид деятельности. Основным преимуществом маржинального анализа по сравнению с используемой калькуляцией полной себестоимости, является большая обоснованность принятия управленческих решений.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным [40, с. 85].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом-

В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников - дело очень сложное.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.

Большое значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты маржинального анализа. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, содержательный, построенный на основе анализа каждой статьи и элементов затрат.

Итак, маржинальный анализ необходим в первую очередь самому предприятию для выявления сильных и слабых сторон своей деятельности, определения приоритетных направлений развития, в том числе тех, реализация которых либо затруднительна, либо вовсе невоз­можна без государственной поддержки.

Посредством маржинального анализа можно решать целый ряд производственно-финансовых задач [16, с. 187]:

· определение точки безубыточности;

· определение объема производства и реализации продукции, требуемого для получе­ния запланированной прибыли;

· установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запла­нированном уровне;

· выбор наиболее эффективных технологий производства;

· принятие оптимальной производственной программы и ряд других.

Из вышесказанного видно, что маржинальный анализ является одним из методов поддержки принятия стратегических решений.

Ключевыми элементами маржинального анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

МД = Выручка – Обще переменные затраты (VC)

Порог рентабельности или точка безубыточности (Впор, Nпор) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

, руб.

Норма маржинального дохода = МД / В

Удельный МД = МД / N = Ц – AVC

Величина МД показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует 2 способа определения величины маржинального дохода:

МД = В – VC

МД = FC + П

FC- постоянные затраты

П- прибыль

Маржинальный анализ основан на разделении всех затрат на условно- постоянные и условно- переменные.

Все затраты делятся на постоянные и переменные

Затраты = VC + FC

Условно- постоянные затраты считаются неизменными при изменении объема производства, FC = const при N – Var

Общепеременные затраты пропорциональны объему производства

VC = AVC* N

AVC- const при N стремящемся Var

AFC = FC / N – гипербола

FC + П = В – VC

Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). С его помощью можно прогнозировать изменения прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж. При этом чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем в большей степени изменится величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки.

ПЛ = МД / П = (П+FC) / П = 1+ FC / П

ПЛ > 1 при П> 0

ПЛ < 1 при П< 0

Найденное значение ПЛ можно использовать для прогнозирования %-го изменения прибыли при прогнозировании изменений выручки.

Для вычисления точки безубыточности используют три метода: графический, метод уравнений и метод нормы маржинального дохода.

1) Графический метод

Графический метод нахождения точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”.

Последовательность построения графика заключается в следующем:

· наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

· выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

· вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 4).

Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

Рис.4. Графический метод вычисления точки безубыточности

2) Метод уравнений

П = В - VC - FC = Ц*X - AVC*X – FC = 0

X = Nпор = FC/(Ц - AVC)

Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

3) Метод нормы МД

Впор = FC / Норма МД

Nпор = Bпор

Цпорпор/Nфакт

Основные этапы маржинального анализа:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

· необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

· переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

· постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

· тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

· пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

 

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками обращения и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек обращения и их величины на перспективу.

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирова­ние, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Задачи анализа издержек обращения состоят  в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана издержек обращения, как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень издержек обращения и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.

Анализ издержек обращения проводится по данным статистическим и бухгалтерской отчётности, материалам текущего учёта, первичным документам, внеучётным источникам информации и личным наблюдениям.

Оптимизация издержек обращения всегда являлось важнейшим вопросом в экономике. Решение этой задачи в частности способствует хорошо налаженный учёт издержек обращения, их контроль и анализ.

Учет издержек обращения ООО «Овен» организует в соответствии с ПБУ 10/99 и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства. Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (в частности, ПБУ 10/99), и только в части организации учета расходов в бухгалтерском учете. Налоговый учет затрат организуется исключительно в соответствии с положениями гл.25 НК РФ.

На исследуемом предприятии учёт ведётся по журнально-ордерной форме. Издержки обращения отражаются в учёте путём прямого отнесения на соответствующие статьи номенклатуры. Все расходы, являющиеся издержками обращения, накапливаются в течении месяца на счёте 44 «Расходы на продажу», который отражает сумму произведённых или начисленных за отчётный период расходов. Аналитический учёт издержек обращения даёт детальную характеристику по статьям, что необходимо для оперативного руководства и контроля, а также осуществления мероприятий по оптимизации издержек обращения, усилению режима экономии и повышению рентабельности.

Анализ издержек обращения, проделанный в работе, позволил выявить резервы снижения издержек производства и сделать следующие выводы:

Во-первых, снижение уровня издержек обращения обеспечено за счет увеличения объема продаж в действующих ценах. Рост цен привел к снижению уровня расходов.

Во-вторых, за счет факторов торгово-организационных (структура оборота, оборачиваемость средств, звенность товародвижения), то есть характеризующих уровень хозяйствования, произошло увеличение уровня издержек обращения.

В-третьих, все факторы внешней среды (за исключением измене­ний в процентных ставках банка и роста цен) привели к росту уровня из­держек обращения.

В целом бухгалтерский учет дает информацию о состоянии издержек обращения. Однако имеются пути для повышения его эффективности:

· полная автоматизация всего учетного процесса издержек обращения;

· первостепенное значение имеет своевременно и надлежащим образом оформленная первичная документация;

· при планировании издержек обращения должны быть обеспечены единство и сопоставимость показателей издержек в плане, учёте и отчётности.

К основным резервам экономии издержек обращения следуют отнести:

· рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;

· эффективное использование материально-технической базы торговли;

· внедрение прогрессивных форм обслуживания;

· повышение производительности труда;

· своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест;

· сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;

· сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;

· ускорение оборачиваемости товаров;

· усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу;

· разукрупнение статей;

· введение сплошного или выборочного учета издержек обращения;

· нормирование издержек с учетом нетоварной издержкоемкости, услугоемкости и др.

Реализация предложений по совершенствованию учёта и по мобилизации резервов снижения издержек обращения, выявленных в ходе анализа позволит усилить контроль за издержками обращения и привести их к оптимальному уровню.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. С изменениями на 1 июля 2005г.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н,

5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.98 г. № 60н.

7. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 389 с.

8. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 719 с.

9. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Экономика, 2004. – 310 с.

10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 360 с.

11. Болтовская А.А. Особенности учета транспортных расходов в торговле // Российский налоговый курьер. – 2004. - № 17. – с. 18-21.

12. Богатырева Е.И. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет. – 2004г. – № 12. – с. 25 – 31.

13. Бурыкин А.И. Аналитеческая проверка издержек обращения в процессе аудита // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 11. – с. 14 – 28.

14. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – Минск: Высшая школа, 2002. – 199 с.

15. Васин Ф.П. Управленческий учет: учебное пособие. – М., 1997. – 350с.

16. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега – Л, 2004. – 576 с.

17. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – Казань; Изд-во КФЭИ, 2002 – 512 с.

18. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М., 2002. – 345 с.

19. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2004. – 336 с.

20. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. – М.: Аудит, 2001. – 670 с.

21. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2004. – 341 с.

22. Козлова Е. П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика. 2002. – 560 с.

23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М., 2004 . - 584с.

24. Котляров С.А. Управление затратами. — Спб.: Питер, 2001. – 311 с.

25. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2004. – 544 с.

26. Кувалдина Т.Б. Аналитический учет расходов на продажу в торговых организациях // Аудиторские ведомости. – 2004. - № 10. – с. 15 – 20.

27. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. - Мн. Новое знание, 2002.

28. Макарьева В.И. Учет прямых и косвенных расходов в организациях торговли // Налоговый вестник. – 2003. - № 9. – с. 21-25.

29. Николаева О., Шишкова Т. Управленческий учет. – М.: УРСС, 1997. – 412 с.

30. Николаева С.А. Учет затрат в условиях рынка. - М.: Аналитика-Пресс, 2002. – 285 с.

31. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 342с.

32. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ Маркетинг, 2002. – 580 с.

33. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 248 с.

34. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях. Москва – Санкт-Петербург. Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 639 с.

35. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2004. – 645с.

36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.4-е издание – Минск: 2001. – 285 с.

37. Соколов Я.В., Патров В.В. Экономический смысл издержек обращения на остаток товаров // Бухгалтерский учет. – 2003. - № 10.- с. 13 – 24.

38. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Л.А.Брагина, Г.П. Данько – М.: ИНФРА – М, 2000. – 311 с.

39. Торговое дело / Под ред. Шихова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 241 с.

40. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 211 с.

 

 

Приложения

Приложение 1



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Использование результатов маржинального анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование результатов маржинального анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)