Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях



2020-02-03 393 Обсуждений (0)
Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




При рассмотрении сущности прибыли и методов ее формирования выявлены следующие факторы, влияющие на ее величину:

─ управленческий потенциал;

─ производственный или экономический потенциал.

С целью активизации положительного влияния этих факторов целесообразно использовать следующие направления действий менеджеров и финансистов предпринимательских структур:

─ повышение эффективности финансового менеджмента на предприятии, так как самым важным для менеджера является правильное определение целей, на достижение которых необходимо сосредоточить деятельность фирмы;

— разработка товарной стратегии фирмы;

— разработка ценовой стратегии фирмы;

— разработка стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной деятельности фирмы.

Правильный выбор целей определяет эффективность деятельности. Результативный менеджер делает правильно, а менеджер, действующий эффективно, делает правильное дело. Без эффективности результативность мало что значит. Можно работать весьма производительно какое-то время, но неправильный выбор целей приводит к нулевому эффекту.

Противоречивость множества параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не противоречит главной. Множество целей должно быть субординировано по отношению к главной в схеме "дерева" целей.

Если главная внутренняя цель определяется просто как "получение прибыли", то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-нибудь устроит.

Неверна и формулировка "максимизация прибыли", так как существует много способов кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Такое определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе и увлечься сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий целедостижения в виде установленного процента.

Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например, главной целью станет выживание, а не получение прибыли.

На первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще нет уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется осторожно и скромно: создание самоокупаемого бизнеса. Если делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности для роста и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы может быть сформулирована так: повышение прибыльности (дальнейшее процветание).

Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия. При этом одним из основных показателей, формулирующих рейтинг того или иного вида продукции выступает прибыль от реализации данного вида продукции.

При реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных методов ценообразования (способ "средние издержки + прибыль", на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства предельного дохода предельным издержкам и т.д.).

Решения в этой области базируется на расчетах, так называемой "экономической прибыли", которая определяется как разница между доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом.

С нашей точки зрения, процесс разработки стратегии фирмы должен основываться на концептуальной ориентации руководства фирмы по отношению к механизмам формирования прибыли.

Выделяют три основных типа ориентации фирмы на прибыль:

1) её максимализацию. Смысл этой ориентации состоит в получении максимально высокой прибыли в каждой деловой сделке как за счет внутренних резервов, так и за счет (выбора) покупателей. Эта цель не может считаться оправданной с точки зрения её социальных последствий. Поэтому как долгосрочная стратегия фирмы она в таком виде применяется относительно редко. Но для краткосрочной, тактической задачи эта ориентация используется в основном в сферах быстрого экономического роста. Политика максимизации прибыли по всем видам деятельности может являться законной с юридической точки зрения, если положение компании не является монопольным;

2) получение удовлетворительной прибыли. Эта стратегическая цель, суть которой состоит в том, что при планировании прибыли она считается удовлетворительной, если будет учитываться степень риска. Ориентиром для фирмы в этом случае становится прибыль, которую можно было бы получить при применении имеющегося капитала в какой-нибудь другой отрасли. Удовлетворительная прибыль имеет тенденцию к снижению до такого уровня, который не привлечет слишком много конкурентов в эту отрасль, но и не потребуется вмешательство органов, следящих за тем, чтобы позиция фирмы в отрасли не стала монопольной;

3) минимаксимизация прибыли. Одна из важных задач менеджмента – создавать условия, необходимые для дальнейшего успешного функционирования организации. Именно поэтому основным принципом и ориентиром менеджмента является не максимизация прибыли, а успешное элиминирование (устранение) влияния рисковых ситуаций. Та или иная операция организации должна приносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно средств, создающих реальную возможность преодолевать возможные риски будущего. При следовании этому варианту ориентации стремятся достичь максимум прибыли, но не по всем позициям, как в первом случае. При принятии решений берется в расчет не только степень риска, как во втором случае, но и необходимость страхования от возможных потерь. Поэтому этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

4) неприбыльная мотивация. Это вовсе не означает, что фирму не интересует её финансовые дела. Как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях её прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

· удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

· позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;

· условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;

· публичная ответственность и имидж организации;

· техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

· минимизация издержек производства и т. д.

Показатели и недостатки в постановке некоторых целей организации приведены в табл. 3.

 

Таблица 3 — Цели организации

Цель Показатели Недостатки
1. Максимизация прибыли Большое количество прибыли в денежном выражении 1. Пренебрежение риском 2. Ориентация на короткий период 3. Можно не считаться с менеджментом 4. Потребность в срочных ресурсах
2. Максимизация акционерного капитала Наивысший курс обыкновенных акций 1. Можно вызвать расстройство управления. 2. Не предполагает какой-либо устойчивой связи между курсом акций и эффективностью управления
3. Удовлетворение существующим положением дел Удовлетворение каждого и поддержание существующего положения 1. Предполагает только частичные решения 2. Уязвимо к конкуренции 3. Ведет к неопределенным целям
4. Максимизация управленческого вознаграждения Наибольшее жалованье 1. Уменьшение прибыли
5. Социальная ответственность Достижение социальной справедливости 1. Снижение эффективности и рост цен. 2. Уязвимость к конкуренции

 

Достижение прибыли как стратегической цели осуществляется, как уже говорилось, с учетом адаптации к внешней и внутренней среде бизнеса. Поэтому в каждый конкретный период времени фирма может ставить перед собой цели, производные от стратегической. Кроме того, цели и задачи различаются по срокам и функциям, т. е. свои задачи ставятся перед каждой функциональной областью менеджмента и, следовательно, соответствующими подразделениями.

С нашей точки зрения максимизация прибыли фирмы в краткосрочном периоде предполагает реализацию нескольких этапов:

— оценка текущего и перспективного финансового состояния фирмы;

— выявление по результатам анализа проблем фирмы;

— определение концепции формирования прибыли фирмы с учетом результатов первых двух этапов;

— выработка стратегии фирмы;

— формирование цен на продукцию фирмы с использованием термина "точка безубыточности" работы фирмы;

— сформировать систему внутри производственного управленческого учета на основе калькулирования прямых производственных результатов;

— регулярно оценивать состояние финансового леверджа;

— с заранее заданной периодичностью осуществлять мониторинг фактической и плановой прибылей предпринимательских структур;

— по полученным результатам проведение соответствующей корректировки величин плановой и фактической прибыли и проводить соответствующие корректировки деятельности фирмы.

Только последовательная и системная деятельность руководства фирмы может сориентировать весь персонал фирмы (предприятия) на достижение максимально возможной прибыли по результатам финансового периода фирмы.


Заключение

Предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие или организация как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющие свою деятельность, распоряжаются выпускаемой продукцией и остающейся в их распоряжении чистой прибылью.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его бесспорной универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Очень часто в современной практике оказывается, что максимизация прибыли становится вспомогательной целью по отношению к другим стратегическим целям фирмы (производственным, технологическим, социальным).

Основной источник прибыли – это операции по реализации продукции, товаров, услуг и работ.

Наблюдения за современной экономикой показывают, что существует три вида прибыли:

- прибыль мелкого предпринимателя, зачастую и владельца своего дела;

- прибыль крупной фирмы, которая является скорее прибылью некоего учреждения, а не отдельных личностей и принимает частично форму жалованья или прибавок к жалованию, когда речь идет о руководящем персонале;

- прибыль рантье или акционера, которая сближается с процентом.

Рассмотрение этих исходных проблем приводит к выводу, что прибыль является формой дохода, которая не может быть сведена к какой-либо другой форме (зарплате, проценту, ренте) и структура которой в современной экономике чрезвычайно сложна.

Различают следующие виды прибыли: балансовую; общую прибыль; чистую; экономическую; бухгалтерскую; нормальную и чистую.

В мировой и российской практике накоплен значительный опыт максимизации прибыли. Но особенностями современного менеджмента является необходимость не только громогласно провозглашать целью деятельности фирмы максимально возможное получение доходов, но согласовывать эту цель с реальным состоянием дел фирмы, ее положением на сегменте рынка и перспективами дальнейшего роста.

Можно сформулировать общее правило увеличения прибыли: фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи.

В условиях российской экономики максимизация прибыли проводится в процессе планирования прибыли. При этом используются следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод; метода "директ-костинг" в основе которого используется принципы финансового левереджа..

Иногда цель фирмы определяется неприбыльной мотивацией. Это вовсе не означает, что фирму не интересует её финансовые дела. Как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях её прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях: удовлетворение потребителя или пользователя услуг; позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства; условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала; публичная ответственность и имидж организации; техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам; минимизация издержек производства и т. д.

Однако достижение основной цели связано с необходимостью производить для рынка товары и услуги. Причем не производство вообще, а производство только той продукции и услуг, которые необходимы потребителю. При этом менеджмент решает три задачи: получение прибыли, сокращение себестоимости, расширение рыночного сегмента.

Выделяют три основных типа ориентации фирмы на прибыль:

1) её максимализацию. Смысл этой ориентации состоит в получении максимально высокой прибыли в каждой деловой сделке как за счет внутренних резервов, так и за счет (выбора) покупателей;

2) получение удовлетворительной прибыли. Эта стратегическая цель, суть которой состоит в том, что при планировании прибыли она считается удовлетворительной, если будет учитываться степень риска;

3) минимаксимизация прибыли. Одна из важных задач менеджмента – создавать условия, необходимые для дальнейшего успешного функционирования организации. Поэтому этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Поэтому в современных условиях основной задачей предпринимателя состоит в том, чтобы достигать все эти перечисленные цели настолько результативно и эффективно, насколько это возможно. Результативность показывает степень достижения требуемых целей при минимальных затратах или усилиях.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание
1

2

3
1

Активы

Недвижимость, сырье и материалы, незавершенное производство, денежные средства и все, что является собственностью предприятия и отражено в ее балансовом отчете. Обычно подразделяются на основные фонды и текущие оборотные средства
2

Анализ безубыточности

С помощью анализа безубыточности устанавливается точка, в которой выручка, полученная компанией, производящей единственный продукт, равна общим издержкам, т. е. определяется эффективный объем производства фирмы, а также уровень прибыли или убытков при различных объемах продаж. Один из самых известных, наиболее простых, удобных в применении и полезных методов оценки возможностей компании при выходе на новый рынок, выпуске нового продукта или при составлении бюджета.
3

Балансовая стоимость

Стоимость актива, зафиксированная в бухгалтерских отчетах компании. Балансовая стоимость часто отличается от текущей рыночной стоимости активов.
4

Выручка

1. Сумма денежных средств, полученная (или сумма, которую предстоит получить) компанией за поставленные товары или услуги, отраженная на ее счетах. 2. Общее количество денежных средств, полученных компанией в течение года, за отпущенные потребителям товары или услуги, синоним оборота. Не путайте выручку и прибыль.
5

Деятельность предпринимательская

инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода
6

Затраты

Производственные затраты, в отличие от капитальных вложений и предоплаты, относящиеся к определенному отчетному периоду.
1

2

3
7

Инвестиции

1. Новые основные фонды. 2. Приобретение финансовых активов. 3. Любая деятельность (включая обучение, рекламу и другие "мягкие" вложения средств в собственное образование и репутацию), направленная на получение отдачи в будущем. 4. В бухгалтерском учете: любые активы, которые невозможно прямо использовать в основной деятельности компании.
8

Капитал

Часто используется как синоним понятий акционерный капитал, собственный капитал компании. Нередко говоря о "капитале", имеют в виду ссудный капитал, кредиты, предоставляемые банками и другими заимодавцами. В сравнении с акционерным капиталом, использование ссудного несет с собой меньшие риски, ибо в случае банкротства предприятия сразу выплачивают задолженность по кредитам.
9

Коммерческая прибыль

Прибыль, полученная от коммерческой деятельности до вычета или получения процентов и уплаты налогов.
10

Нематериальные активы

принадлежащие предприятиям и организациям ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Это ценные бумаги, патенты, технологические и технические новшества, проекты, другие объекты интеллектуальной собственности, арендные и другие права, называемые неосязаемыми ценностями
11

Оборот

1. Общий объем продаж компании за год. 2. Величина, на которую "обернулись" акции, работники или что-то еще. 3. Общая стоимость всех проведенных на бирже операций.
12

Операционный "рычаг" (левередж)

Отношение постоянных издержек к валовым издержкам. Если его значение велико, это означает, что компания получает значительную прибыль, увеличивая степень загрузки мощностей, производительность труда. В условиях депрессии, уменьшения рыночного спроса или если компании удалось увеличить свою рыночную долю без сильного снижения цен, большой операционный "рычаг" должен привести к быстрому восстановлению объема прибыли. Другое звание — "операционный привод".
1

2

3
13

Персонал

личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы, например управленческий персонал
14

Планирование оптимальное

планирование на основе экономико-математических методов и моделей, позволяющее выбрать из совокупности возможных, допустимых наилучший план, характеризуемый максимальным значением целевой функции (критерия оптимальности)
15

Прибыль

Денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
16

Налог

Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Основными признаками налога являются обязательность, регулярность взимания, определенность размера (ставки), регулируемость законом
17

Предприятие

Самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги
18

Производственная мощность предприятия

максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении
19

Расход

1. затраты на потребление; 2. затраты в процессе предпринимательской деятельности, связанные с обеспечением ее необходимыми ресурсами
20

Риск экономический

возможность понесения потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий. В инвестиционной сфере риск экономический - вероятность понести убытки в результате вложения капитала в облигации.
21 Себестоимость продукции

Синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы

22 Убыток

1. выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами; 2. выраженный в денежной форме ущерб, причиненный одному лицу противоправными действиями другого

       



2020-02-03 393 Обсуждений (0)
Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления максимизации прибыли предприятий в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)