Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа Московского таможенного управления по осуществлению валютного контроля.



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Работа Московского таможенного управления по осуществлению валютного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    Работа Управления по осуществлению функций валютного контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из важнейших задач отделов валютного контроля является обеспечение своевременного выявления фактов непоступления валютной выручки от экспорта товаров и принятие предусмотренных законодательством мер по их пресечению. В этих целях отделом валютного контроля выполняются определенные технологические операции. К ним относятся:

1) При приеме, обработке и анализе информации.

- получение по утвержденной схеме информационного обмена из УВК ГТК России массива УК по участникам ВЭД, находящимся в регионе деятельности МТУ и предположительно являющимися нарушителями законодательства в части нерепатриации валютной выручки от экспорта товаров;

- корректировка рабочего массива УК с целью актуализации как получаемой, так и имеющейся информации посредством ее сравнения со справочной информационной базой, в которой находятся УК, скорректированные уполномоченными банками по истечении контрольных сроков их возврата;

- сортировка УК по окончании корректировки базы данных и направление их в соответствующие таможенные органы. При этом проверка по фактам непоступления валютной выручки осуществляется как самостоятельно ОВК, так и таможенными органами подведомственного региона (по товарам, оформленным в данных таможенных органах);

- "закрытие" УК при выявлении в ходе целевой проверки в процессе факта отнесения суммы непоступления валютных средств к комиссии иностранного банка либо при невозможности идентификации суммы непоступления валютной выручки (если такая сумма составляет не более 5% от декларированной фактурной стоимости товаров, но не более эквивалента 1 000 долларов США в абсолютном выражении) (п.5 указания ГТК России от 29.07.96 №01-14/843);

- подготовка и рассылка, при необходимости, запросов в уполномоченные банки, оформившие паспорта сделки, в целях подтверждения фактов непоступления валютной выручки, уточнения объемов непоступления, установления почтовых адресов, контактных телефонов участников ВЭД, осуществивших экспорт товаров, и получения любой другой информации, требующейся для проверки по данному факту;

- оформление, без привлечения участников ВЭД, акта документальной проверки и "закрытие" УК при подтверждении уполномоченным банком зачисления валютной выручки в полном объеме либо зачисления суммы непоступивших валютных средств как комиссии банка;

- ведение журнала регистрации актов проверок по установленной форме.

2) При проверке финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД по фактам непоступления валютной выручки от экспорта товаров.

- оформление предписаний на проверку финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД и вызов представителей экспортера с целью установления причини обстоятельств незачисления валютной выручки от экспорта товаров;

- изучение представленного участником ВЭД пакета документов и проведение мероприятий по сбору дополнительной информации;

- оформление акта по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД и организация его двустороннего подписания;

- составление должностньм лицом, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил, протокола о нарушении таможенных правил по статье 273 ТК РФ в случае подтверждения в ходе проверки факта необоснованного незачисления валютной выручки;

- формирование досье участника ВЭД, одновременно относящегося к материалам дела о НТП;

- занесение номера акта и результатов проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в регистрационный журнал.

Работа подразделений валютного контроля Управления в течение 1998 г. была обусловлена определенной спецификой. Как и раньше, это связано с достаточно большим количеством направленных на проверку карточек учета результатов валютного контроля (60057 шт.), спецификой региона, которая заключается в нахождении крупнейших внешнеэкономических объединений, а также финансовым кризисом, затронувшим многие уполномоченные банки, и ужесточением контроля за соблюдением установленного порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров со стороны ГТК России и ЦБ РФ во исполнение следующих документов: совместное письмо Банка России и ГТК России от 01.10.98г. №266-Т и 01-23/20506 (соответственно) и письма ГТК России от 27.11.98г. №14-15/24845).

Что касается количественных показателей, то в 1998 году таможенными органами Москвы и Московской области было оформлено 647691 ГТД (89,3% от соответствующего показателя 1997 года). При этом во II-м полугодии 1998г. количество оформленных деклараций значительно сократилось (до 255724 ГТД) и составило только 55% от уровня II-го полугодия 1997 года. Значительное сокращение внешнеторговых операций, и прежде всего импортных произошло прежде всего из-за финансового кризиса 17 августа 1998 г., последствия которого не преодолены до настоящего времени.

Что касается товарной структуры экспорта, то здесь преобладает продукция машиностроения (38,9%), черные и цветные металлы и изделия из них (16,3%), жемчуг, драгоценные металлы и камни (14,3%), продукция нефтехимического комплекса (7,5%).

Наибольшая служебная нагрузка приходилась в указанный период в первую очередь на Московские таможни: Южную (25,6%), Северную (19,9%), Западную (13,6%), а из Подмосковных - Щелковскую (10,86%), Подольскую (5,2%) и Зеленоградскую (5,1%).

В целом, как показывает анализ, деятельность подразделений валютного контроля Управления в отчетном периоде значительно возросла: более чем в два раза увеличилось количество проведенных внешних проверок и количество заведенных дел о НТП по ст.273 ТК РФ, на 25% повысилось объемы отработанных карточек учета результатов валютного контроля.

В течение 1998 года сотрудниками отделов (отделений) валютного контроля подведомственных Управлению таможенных органов выявлено 3905 нарушений, заведено 589 дел, в качестве штрафных санкций по которым было взыскано 5686470,0 рублей, из них за II-ое полугодие 1998 г. - 2321140,0 рублей.

    Отмечается увеличение показателей характеризующих количество проверок и заведенных дел о НТП, приходящихся на одного сотрудника подразделений валютного контроля (П1, П2-соответственно). В частности, показатель П1 увеличился в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 31.96% (во втором полугодии 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года данный показатель вырос на 20.41%). Показатель, характеризующий количество дел в среднем заведенных одним сотрудником ОВК по ст. 273 ТК РФ (П2) в 1998 году увеличился с 4,42 (в 1997г.) до 11,44.

Отделом валютного контроля Управления в течение 1998 года совместно с иными правоохранительными органами было проведено 45 внешних проверок и выявлено нарушений валютного законодательства на сумму около 14 млн. долларов США. Совместно с УВК ГТК России отделом валютного контроля МТУ проводилась проверка ОАО "Экспортлес", по результатам которой было заведено 11 дел о НТП по фактам нарушений валютного законодательства.

Эффективность работы отделов и отделений валютного контроля отражается в виде абсолютных и относительных показателей в соответствии с методическими рекомендациями, доведенными распоряжениями ГТК России от 21.08.95 № 01-12/1047 и от 04.06.97 № 01-14/715.

    Однако, что касается основных показателей результатов валютного контроля, отражающих объемы проведенных таможенными органами в 1998г. проверок (К1), объемов наложенных и взысканных по результатам внешних проверок штрафам (К2, К3), то их значение, на наш взгляд, не в полной мере отражают проделанную Управлением работу ввиду несопоставимости направляемой из УВК ГТК России на проверку информации имеющейся штатной численности, а также недостаточной актуальности базы данных карточек учета результатов валютного контроля. Поэтому определение данных показателей, исходя из общей фактурной стоимости направляемых на проверку КУ (в 1998 г. эта цифра составила более 317,168 млрд. рублей), серьезно снижает данные показатели. Прежде всего, это относится к показателям, отражающим соотношение фактурной стоимости направленных на проверку КУ и сумм наложенных и взысканных штрафов (К2, К3). При этом, например, из направленных ГТК России в октябре-ноябре 1998г. на проверку 846 КУ по 263 КУ валютная выручка поступила в установленном порядке.

Потребность в серьезном совершенствовании действующей технологии таможенно-банковского валютного контроля, и прежде всего в системе информационного обмена на уровне ГТК- РТУ, подтверждает также сверка баз данных, которая была проведена ОВК МТУ и Управления валютного контроля АКБ "ИНКОМБАНК". В результате сверки было установлено, что из 8894 КУ, паспорта сделок по которым были открыты в АКБ "ИНКОМБАНК", по 22% КУ валютная выручка поступила своевременно. Как следствие, отпала необходимость в огромном непроизводительном труде, которым должны были бы заниматься подразделения валютного контроля.

 Поэтому, для повышения эффективности выполнения задач, поставленных перед таможенными органами московского региона, при постоянном расширении сферы действия ТБВК, сегодня незамедлительного решения требуют вопросы, связанные с порядком обработки и передачи действительно актуальной информации. Таким образом, работа подразделений валютного контроля Управления в настоящее время должна носить не поисковый, а исключительно целевой, предметный характер. Это позволит и при имеющейся штатной численности обеспечить реальные платежи в бюджет.

Работа в этом направлении отделом валютного контроля МТУ продолжается и проведение аналогичных сверок ведется с другими крупными банками

Более того, учитывая, что производство по делам о НТП и взыскание штрафов по вынесенным постановлениям возложено на оперативную таможню и отделы таможенных расследований таможен показатели К2 и К3 в большей степени характеризуют деятельность именно этих подразделений и, возможно, в связи с этим они требуют пересмотра. То же относится и к показателям Крп и Кш, характеризующим соотношения суммы наложенных штрафов к сумме выявленных нарушений и суммы взысканных штрафов к сумме наложенных штрафов соответственно.

Анализ деятельности подведомственных Управлению таможен показывает, что более эффективной в отчетном периоде была деятельность Щелковской, Жуковской, Ногинской, Зеленоградской и Одинцовской таможен. В частности, в Щелковской таможне в 1998г. фактов нарушений установленного порядка репатриации валютной выручки было выявлено на 700 случаев больше, чем в 1997г., в Одинцовской - на 304 случая больше, Зеленоградской- на 297 случаев. Как следствие, возросли суммы выявленных нарушений. В Щелковской таможне сумма таких нарушений увеличилась в 4,5 раза, в Ногинской – в 4 раза, в Одинцовской – на порядок.

Сохранилась и тенденция роста количества проверок на одного сотрудника отделов (отделений) валютного контроля. В течение отчетного периода времени количество проверок, проведенных в среднем одним сотрудником, возросло с 15,9 проверок в 1997г. до 47,8 в 1998г.

По итогам работы в 1998г. наибольшее число целевых проверок из московских таможен было проведено Московской южной таможней, из подмосковных - Ногинской, Щелковской, Жуковской и Люберецкой таможнями. Увеличилось количество дел о НТП, связанных с непоступлением экспортной валютной выручки либо неввозом товаров по внешнеторговым бартерным сделкам, приходящихся на одного сотрудника ОВК (4,4 дела в 1997г. и 11,4- в 1998 г). 

    Однако необходимо отметить, что несмотря на значительное увеличение количества проверок и дел о НТП, заведенных сотрудниками подразделений валютного контроля Управления в отчетном году по ст.273 ТК РФ, связанных с нарушением установленного порядка репатриации валютной выручки от экспорта товаров (П1, П2), процент реального взыскания штрафов по постановлениям, выносимым таможенными органами, несколько сократился. При этом обращает на себя внимание то, что данный показатель остается низким практически в течение всего периода времени действия технология таможенно - банковского валютного контроля. В отчетном году взыскание штрафов в размере 100% имело место только на Московской северной и Московской восточной таможнях (КШ).

Анализ информации о фирмах-нарушителях таможенного и валютного законодательства показал, что основными причинами, по которой суммы штрафов не могут быть взысканы в бесспорном порядке являются:

- отсутствие подлинных реквизитов фирм-нарушителей (такая фирма, как правило, существует только на момент оформления;

- у многих фирм должников отсутствуют денежные средства на расчетных счетах, что является еще одной основной причиной неисполнения в полном объеме наложенных штрафных санкций;

     - ситуация осложняется тем, что по передаваемым в ОВК данным по фактам нарушения валютного и таможенного законодательств в большинстве случаев являются товары, ГТД по которым оформлены таможнями не московского региона, что не дает возможности при расследовании иметь необходимый пакет документов, на основании которого производился выпуск товаров.

В настоящий момент, в целях выявления, пресечения и предупреждения нарушений валютного законодательства и неуплаты таможенных платежей на базе отдела дознания Московской оперативной таможни создана группа, с которой налажено взаимодействие ОВК МТУ в целях своевременного обнаружения организаций - крупных задолжников, которые к моменту проверки прекратили свое существование или неизвестно их местонахождение. Основной причиной данных вынужденных действий послужило то, что в московском регионе, в связи с большим количеством участников ВЭД_и объемов направляемой информации, таможенно-банковский валютный контроль осуществляется с большой задержкой по времени. Как показала практика, за это время ответчик либо прекращает свою деятельность, либо становится неплатежеспособным.

Одной из серьезных причин низкого уровня указанного взыскиваемости являются результаты судебных разбирательств данной категории дел, по результатам которых постановления таможенных органов, выносимые по ст.273 ТК РФ часто отменяются.

Анализ судебной практики показывает, что за более чем 5 летнее действие технологии таможенно - банковского валютного контроля в судах так и не сложилось единого толкования нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений. Поэтому в подразделениях, осуществляющих непосредственное производство по делам о НТП по ст.273 ТК РФ, начинает формироваться мнение о низкой перспективности дел данной категории.

Таким образом, практика деятельности подразделений валютного контроля в последнее время убедительно свидетельствует о том, что несмотря на активизацию их оперативно-прооверочной деятельности и ужесточение валютного контроля, действующая технология ТБВК, утвержденная совместной Инструкцией Банка России от 12.10.93 №19 и ГТК России      № 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. В связи с чем, назрела реальная потребность в ее совершенствовании.

В целом, как показывает анализ деятельности подведомственных Управлению таможенных органов, необходимость такого совершенствования обусловлена в настоящее время целым рядом причин, устранение которых позволит значительно повысить эффективность выполнения таможенными органами возложенных на них функций по контролю за репатриацией валютной выручки.

Первая группа причин - это причины, связанные с несовершенством действующей нормативно-правовой базы, регулирующей данный характер правоотношений.

К этим проблемам относятся:

1. Противоречие аб.2 п. 8 Указа Президента России от 14.06.92 № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и Разъяснения Государственно-правового управления администрации Президента Российской Федерации от 04.11.93 № 1 части 6 ст. 231 ТК РФ, что приводит к проигрышу таможенными органами дел о НТП, заведенным по ст.273 ТК РФ, в судах.. В связи с этим, в настоящее время, сложилась ситуация, при которой четкого правового регулирования ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований таможенного режима экспорта товаров в части незачисления валютной выручки нет. Действующий Таможенный кодекс конкретной квалификации данного вида таможенного правонарушения не содержит (ст.273 ТК РФ в этой части носит достаточно общий характер), а Указ Президента России от 14.06.92 № 629, как уже отмечалось выше, ограничивает ответственность исключительно умыслом незачисления валютной выручки. На практике же это приводит к тому, что валютная выручка может не зачисляться годами, а вину в форме умысла доказать практически невозможно, т.к. лицо, ответственное за зачисление валютной выручки (резидент), ссылается на то, что выручка не зачислена по причине нарушения условий контракта иностранным партнером. Возможность же резидента на этапе заключения договора предусмотреть гарантии своевременного зачисления валютной выручки (в т.ч. более надежными формами расчетов) во внимание при судебном разбирательстве не принимается, хотя правовые основания для этого имеются (см. раздел «Правовое регулирование международной сделки купли –продажи»). При этом следует отметить, что таможенные органы заводят дела по ст.273 ТК РФ по фактам обнаружения нарушений таможенных правил, связанных с неисполнением требования таможенного режима экспорта, установленного приказом ГТК России от 24.07.95 № 467 и п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", а не за неисполнение требования, установленного Указом Президента РФ от 14.06.92 № 629. Учитывая вышеизложенное, необходимо принять меры к уточнению аб.2 п.8 названного Указа Президента. Необходимо также предусмотреть в числе нарушения таможенных правил отдельную статью, определяющую административную ответственность за незачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей или части валютной выручки от экспорта товаров.

2. Приказ ГТК России от 03.11.93 № 449 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", которым была утверждена Инструкция от 12.10.93 №01-20/10283 (ЦБ РФ № 19) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" не прошел государственную регистрацию в Минюсте России.

Вторая группа причин - это причины, обусловленные несовершенством самой технологии таможенно - банковского валютного контроля, установленной совместной Инструкцией Банка России от 12.10.93 № 19 и ГТК России №01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и необходимостью принятия мер, направленных на устранение негативных последствий финансового кризиса.

Сюда относятся:

1. Недостаточная актуальность базы данных карточек учета результатов валютного контроля формируемых согласно указанной технологии и направляемых на проверку в региональные таможенные управления. Прежде всего, это относится к РТУ с большими массивами карточек учета и обусловлено тем, что указанной Инструкцией не установлен порядок дополнительного обмена информацией между уполномоченными банками и ГТК России после контрольных сроков направления реестра карточек учета в ГТК России (ГНИВЦ ГТК России) в течение сроков текущих валютных операций и, соответственно, доведение и отзыв в случае необходимости карточек учета ранее направленных в РТУ на проверку, валютная выручка по которым поступила в установленном порядке. Отсутствие четкой корректировки рабочего массива карточек учета результатов валютного контроля с целью поддержания его постоянной объективности и достоверности ведет к тому, что коэффициент, характеризующий полноту обработки направляемой информации (Ка), учитывая огромные объемы направляемых на проверку сведений, составляет в течение последних 2 лет не более 40% от направляемого на проверку массива.

При этом, как отмечалось выше, практика показывает, что количество направленных на проверку в региональное управление КУ, валютная выручка по которым поступила в установленном порядке остается значительным. Во многом это обусловлено тем, что заложенные в указанной инструкции механизмы контроля и ответственность экспортеров за нарушение обязанностей по идентификации поступившей валютной выручки малоэффективны (п.п. 6.2, 6.7, 6.12 разд. I указанной инструкции) и не является для уполномоченного банка основанием для задержки возврата в ГТК России реестра карточек учета результатов валютного контроля (п.7.2 указанной инструкции). Кроме того, в случаях обоснованного непоступления выручки (котировки на биржах, возврат товара и т.д.) в целях выявления в первую очередь случаев необоснованного непоступления, что очень актуально при больших объемах информации, банкам также следует активизировать работу с экспортерами в части изложения объяснений экспортера в графе УК "Особые отметки". В настоящее время данная работа уполномоченными банками ведется очень слабо.

2. Необходимость дальнейшего совершенствования программного продукта "СРТК-АРМ", в частности, предусмотреть возможность групповых операций при модификации карточек учета результатов валютного контроля, по которым поступила информация о полном зачислении валютной выручки. В настоящее время необходимо проводить операции с каждой учетной карточкой вручную.

3. Необходимость установления порядка контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров в условиях продолжающегося финансово-банковского кризиса, возможного дальнейшего банкротства значительного числа финансовых институтов и все более распространяющейся практикой непредставления в ликвидационные комиссии банков запрашиваемой таможенными органами информации. В связи с этим необходимо экстренное принятие мер по защите и сохранению информационных потоков, требующихся для целей валютного контроля (например, передача данных информационных баз данных в территориальные учреждения Банка России).

Особых мер требует сохранение информационных потоков по карточкам учета 1994г., так как сроки хранения данной информации превысили предельные (5 лет), то не исключена вероятность их потери.

Третья группа причин - функционирующая в настоящее время технология таможенно-банковского валютного контроля требует значительной штатной численности подразделений валютного контроля. Как показывает анализ деятельности Управления в течение 5 лет штатной численности явно недостаточно для качественного решения возложенных на Управление задач, связанных с функциями валютного контроля. Одним из подтверждением этому является, как отмечалось выше, низкий процент отработки направляемых в целях проверки карточек учета результатов валютного контроля.

Выходом из сложившейся ситуации может стать увеличение штатной численности подразделений валютного контроля, улучшение в качественном и количественном отношении их технической оснащенности. Это обусловлено как спецификой московского региона, традиционно являющегося местонахождением крупнейших экспортеров (к тому же, в настоящее время стоимостные объемы экспорта товаров из Московского региона превысили стоимостные объемы импорта в Московский регион) и финансовым центром страны, так и дальнейшим возрастанием нагрузки на отделы валютного контроля в 1999г. в связи с принятием 29.12.98 г. Закона Российской Федерации № 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и отнесением расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации к валютным операциям, а также сокращением сроков текущих валютных операций со 180 до 90 дней. Это должно повлечь за собой ускорение информационного обмена и увеличение объема работы более чем в два раза.

С целью дальнейшей актуализации направляемой в РТУ информации в рамках технологии ТБВК УВК и ГНИВЦ ГТК России, совместно с Банком России и уполномоченными банками, продолжить сверку накопленного массива информации, чтобы исключить случаи направления КУ, выручка по которым уже поступила в установленные сроки.

Необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о возможности широкого применения процедуры неполного периодического декларирования товаров (НПД). В первую очередь НПД можно применить к товарам, цены на которые твердо не фиксируются и зависят от колебаний на мировых биржах (нефть, лес, металл, минеральные удобрения). Использование данной процедуры будет способствовать оптимизации работы таможенных органов, в том числе и по валютному контролю, а также значительно снизит информационные потоки .

Согласно письму ГТК России от 19.12.94 № 01-13/14312 декларирование товаров путем использования процедуры НПД может производить только предприятие-производитель, являющееся владельцем декларируемых товаров. Следовательно, введение процедуры позволит стимулировать выход на внешний рынок непосредственно производителя, минуя организации-посредников. В дальнейшем, при упрощении оформления и организации, подобным порядком можно будет охватывать участников ВЭД, добросовестно осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и безупречно в правовом отношении оформляющих внешнеторговые сделки. В приложении к дипломной работе приложен проект технологической схемы НПД применительно к существующей в настоящее время системе пятиступенчатого таможенного контроля.

Необходимо разработать и утвердить Порядок осуществления валютного контроля в случаях, когда экспортером с разрешения Банка России открыт счет в банке за пределами Российской Федерации. Отсутствие данного Порядка привело в настоящее время к тому, что Главные территориальные управления Центрального Банка России, на которые возложены обязанности по открытию паспортов сделки и осуществлению валютного контроля, эффективный контроль осуществлять не могут. Сведения по запросам таможенных органов в этом случае территориальными органами Банка России не представляются.

 

Заключение.

Либерализация валютного законодательства многих стран способствовала ускорению их развития и включению в мировой валютный рынок. Широкое распространение наряду с операциями по покупке и продаже валюты получили операции с производными финансовыми инструментами – валютные и финансовые фьючерсы и опционы, валютные и процентные свопы.

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики. Ее характеристика обусловлена действующей экономической и внешней политикой государства.

Рассматривая с учетом зарубежного опыта динамику и периоды создания и развития различных систем валютного контроля, существовавших ранее либо продолжающих функционировать в настоящее время, следует отметить, что валютный контроль как система мер административного характера, направленных на контроль за соблюдением валютного законодательства и, в первую очередь, за соблюдением требований, установленных валютными ограничениями, дискретен во времени. Он имеет свои четко выраженные этапы становления, развития и постепенного "отмирания", связанные с нормализацией экономического состояния страны, либерализацией внешнеэкономической деятельности и валютных правоотношений, требующих отказа от всех видов валютных ограничений.

     Такой ход развития данного вида государственного контроля понятен и естественнен. Спорными могут быть лишь временные рамки, специфические для каждого государства, в течение которых будут проходить названные этапы.

     В Российской Федерации, где валютный контроль явно находится на этапе развития и еще далеко не достиг своей высшей точки, с достаточной степенью уверенности можно прогнозировать, по крайней мере на ближайшее пятилетие, усиление его позиций в системе мер государственного контроля.

    Следует отметить, что реализация таможенными органами функций в части валютного контроля является задачей, необходимой для экономики государства в переходный период становления рыночных отношений. При этом сам характер данной проблемы обуславливает сложные и зачастую неоднозначные процессы, происходящие в результате реализации и развития валютного контроля в любой стране, использующей данный инструмент в целях стабилизации своей экономической системы.

Согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле текущие валютные операции производятся резидентами без ограничений, валютные операции, связанные с движением капитала - в порядке, установленным ЦБ России. Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен контракт предприятия - резидента с иностранной фирмой. В дипломной работе приведены аспекты правового регулирования международной сделки купли – продажи.

Разделение валютных операции на текущие и связанные с движением капитала имеет большое значение для организации процесса валютного регулирования и его либерализации. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, снятие различного рода ограничений и либерализация валютного режима осуществляется обычно первоначально по текущим операциям и затем по операциям, связанным с движением капитала.

В Российской Федерации одновременно происходит и развитие внутреннего валютного рынка, функционирующего внутри государства. Это значительно расширяет задачи валютного регулирования и валютного контроля в государственном масштабе.

В дипломной работе дается определение валютной политики и валютного регулирования, описывается валютная система и валютный рынок России. Достаточно широко освещаются валютные операции резидентов Российской Федерации и нерезидентов, организация валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и обоснованности платежей в иностранной валюте при импорте. Приведены итоги осуществления валютного контроля Московским таможенным управлением за 1998 г, обозначен ряд проблемных вопросов, в основном в сфере контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, и намечены пути их решения. 

В регионе деятельности таможен Московского таможенного управления в связи с функционированием крупнейших экспортеров и импортеров, работа которых имеет большое значение для экономики России, высокой концентрацией коммерческих и банковских учреждений, большой деловой активностью населения и наличием крупнейших международных аэропортов проблемы валютного контроля имеют первостепенное значение. В структуру МТУ входят 12 таможен, в составе которых 43 таможенных поста. Работа этих таможенных учреждений как агентов валютного контроля имеет определенную специфику.

По итогам работы в I – III  кварталах 1998 г был сделан вывод, что имеющийся штат отделов и отделений валютного контроля в таможенных органах Московского таможенного управления позволяет оперативно обрабатывать не более 20% поступающей информации, а в Жуковской таможне при наименьшей удельной нагрузке на одного сотрудника, задействованного на валютном контроле по региону деятельности – 31%. Следовательно, для повышения эффективности работы по осуществлению валютного контроля необходимо как увеличение численности отделов и отделений валютного контроля в Управлении и таможнях, так и серьезное совершенствование технологии таможенно-банковского валютного контроля, и прежде всего в системе информационного обмена в звене ГТК России – РТУ.

Таким образом в современных условиях работа подразделений валютного контроля должна носить в основном не поисковый, а исключительно целевой, предметный характер. Это позволит при имеющейся на сегодня штатной численности, материальном обеспечении, технологическом уровне таможенно-банковского валютного контроля с большим успехом решать поставленные задачи, обеспечивать соблюдение валютного законодательства Российской Федерации и реальное поступление платежей в доходную часть федерального бюджета и внебюджетный фонд развития таможенной системы.

С этой целью в дипломной работе большое внимание уделено организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в части соблюдения ими валютного законодательства Российской Федерации. Как видно по результатам работы Московского таможенного управления, наращивание внешних проверок в сегодняшних условиях способно обеспечить целевой характер валютного контроля и повысить его результативность. К тому же, в ходе указанных проверок параллельно могут решаться и иные задачи таможенного контроля. В дальнейшем, при условии развития таможенного аудита и соответствующих служб в таможенных органах, проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в части соблюдение ими валютного законодательства целесообразно осуществлять в рамках соответствующих специализированных подразделений.

В дипломной работе основной упор в освещении вопросов валютного контроля сделан на контроль за поступлением валютной выручки при экспорте товаров, так как именно возврат экспортной валютной выручки контролируется в настоящее время в полном объеме.

Это вызвано тем, что в силу целого ряда объективных причин, не зависящих от таможенной службы России, пока не в должной мере отлажена и действует система контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте при ввозе товаров. Таким образом, для Московского региона актуальнейшим вопросом продолжает оставаться усиление таможенно-банковского контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте при импорте товаров, т.к. ввоз товаров в Москву и Московскую в настоящее время область составляет значительную часть товарооборота в стоимостном выражении и формирует основную часть денежных средств, перечисляемых таможенными органами в доходную часть федерального бюджета.

 

 

10. Список использованной литературы.

 

1. «Экономика таможенного дела». Учебно-методическое пособие под ред.      И.А.Малмыгина, Н.П.Перетятько, М. РИО РТА, 1997.

2. «Валютный рынок и валютное регулирование». Учебное пособие под ред.

И.Н. Платоновой, изд. «БЕК», М., 1996.

3. «Основы таможенного дела» . Учебное пособие по ред. В.Г. Драганова

изд. «Экономика», М., 1998.

4. «Регулирование внешнеэкономических связей». Изд. ИНФРА-М.,1997.

5. «Валютные операции: нормативные акты с комментариями» М.,1998.

6. «Валютные операции», В.П.Астахов, изд. «Ось-89», М.,1996.

7. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения», И.Н. Полежаев, М.,1996.

8. Венская Конвенция ООН. Международная купля-продажа товаров. М., 1996.

9. Таможенный Кодекс Российской Федерации. М., 1993.

10. Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2, М, изд. «Новая Волна»,1997.

11. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части 2, под ред   О.Н.Садикова, М.,1996.

12.    Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92.

13. Закон РФ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой           политики» от 29.12.98.

14. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок».

15. Приказ ГТК России от 02.08.94 № 391 дсп «О порядке применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации при нарушениях участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в части зачисления валютной выручки от экспорта товаров».

16. Приказ ГТК России от 03.11.93 г. № 449 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выруч<



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Работа Московского таможенного управления по осуществлению валютного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа Московского таможенного управления по осуществлению валютного контроля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)