Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания педагогов



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. На первых порах легко сдерживает ее, но постепенно скрывать раздражение все труднее, и, наконец, озлобленность буквально выплескивается. Жертвой становится ни в чём не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. И в заключении — полное «выгорание» специалиста. Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и ледяное сердце, весь мир ему безразличен. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Синдром эмоционального выгорания очень часто сопряжён с психосоматикой.

Эмоциональное выгорание может рассматриваться с точки зрения наличия трёх уровней и трёх стадий. Согласно Спаниол и Капуто, y индивидуума, подверженного эмоциональному выгоранию первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы появляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе. На второй стадии эмоционального выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны. Медсестра может чувствовать себя истощённой после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ей требуются дополнительные усилия. Признаки и симптомы третьей стадии эмоционального выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения [35].

Б. Махер в своём обзоре обобщает перечень симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам, негативное отношение к самой работе, скупость репертуара рабочих действий, злоупотребление химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотиками), отсутствие аппетита или переедание, негативная Я-концепция, агрессивные чувства (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждённости, гнев), упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, переживание чувства вины) [42,60].

Антон Павлович Чехов, известный своим высказыванием о том, что имеет «законную жену» в виде медицины и «любовницу» - литературу, еще в конце XIX века сделал блестящее описание синдрома эмоционального выгорания y врачей в рассказах «Ионыч» и «Палата № 6» [16].

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер.

Изменения в поведении «выгорающего» специалиста: он часто смотрит на часы; откладывает встречи с клиентами; часто опаздывает (поздно приходит и рано уходит); yтpачивает творческий подход к решению проблем; работает yсеpднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность yчpеждения; увеличивает yпотpебление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него усиливается сопротивление выходу на pаботy. 

Изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.

Изменения в мышлении «выгорающего» специалиста: все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности сконцентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к клиентам; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.

Изменения в здоровье «выгорающего» специалиста: нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья [16].

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что симптоматика эмоционального выгорания крайне индивидуальна, равно как и его последствия, описанные как в литературе (депрессия с психотическими симптомами y героя «Палаты № 6», деперсонализация y героини «Осенних визитов», химическая зависимость и самоубийство y героя «Морфия»), так и в повседневной жизни [16].

     В литературе выделяют в развитии эмоционального выгорания, последовательно сменяющие друг друга стадии, различающиеся по степени вовлечённости человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости:1.Невротическая реакция. Меняется в первую очередь телесное и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза – так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта. Здесь же и раздражительность, и повышенная конфликтность, когда человек срывает собственное дурное настроение на окружающих. 2.Невротическое развитие. Изменяется поведение человека: меняется его отношение к работе, вплоть до появления отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Этот подход хорошо знаком по временам застоя, когда труд нередко строился по принципу: «Нам делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем». Это сочетается с социальной отгороженностью. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом. 3.Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности (варьирующей от раздражительности до неприкрытого хамства). Всё это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения, появлению кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами) [35].

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». Авторы динамической фазовой модели Р. Т. Голембиевский, Р. Ф. Голембиевский выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трём факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений [16].

     Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз: 1.Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).2.Снижение уровня собственного участия – по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой, возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что люди используют тебя, зависть).3.Эмоциональные реакции – депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).4.Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).

5.Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.

6.Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [34,86].

Анализируя фазы развития синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который рассматривает пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создаёт угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.

На проблему эмоционального выгорания и профессиональной де-

формации специалистов «манипулятивных» профессий  вышли ученые, разрабатывая тематику значения мотивации власти в личности профессионала. Как показывают современные исследования и практика, список «манипулятивных» профессий гораздо шире, чем политический деятель и руководитель, и на наш взгляд, включает и группу помогающих профессий. Специалисты помогающих профессий, имеющие возможность и/или долг оказывать влияние на людей, изменять их, представляют собой даже более благодатную почву для реализации мотивации власти, осознаваемой или неосознанной субъектом влияния. В данном контексте реализация мотивации власти в медицинской, психологической и педагогической практике может выступать не только как стремление к карьере, совершенству в своей сфере деятельности, приобретению авторитета, но и выражаться в каждой конкретной ситуации взаимодействия с пациентом, клиентом, учеником и аудиторией. Подобный подход приводит к актуализации новых вопросов. Можно ли рассматривать мотивацию власти в качестве специфического акмеологического инварианта профессионализма специалистов «манипулятивных» профессий, т.е. присуща ли мотивация власти всем профессионалам, успешно осуществляющим свою деятельность в рамках различных «манипулятивных» профессий? Является ли реализация мотивации власти определенного рода профессиональной деформацией, или это – способность, личностное качество, даже повышающее эффективность профессионального самовыражения, особенно если учитывать современную позитивную ориентацию в рассмотрении влияния мотивации власти на успешность профессиональной деятельности в целом?

С целью определения коммуникативных установок специалиста, которые могут в значительной степени привести к развитию симптомов эмоционального выгорания представителей помогающих профессий, мы ре-

шили использовать такой вариант статистической обработки данных, как множественный регрессионный анализ (а именно обратный пошаговый метод, который поочередно исключает переменные из анализа до тех пор, пока все оставшиеся переменные не будут иметь статистически значимые коэффициенты). В качестве «зависимой» переменной выступил сначала общий уровень эмоционального выгорания (I), а затем каждый из компо- нентов – напряжение (II), резистенция (III), истощение (IV). В качестве «независимых» переменных выступил комплекс: негативные коммуника- тивные установки (1–5), отсутствие коммуникативной толерантности (6–14), уровень эмпатических способностей (15–20), «помехи» в установлении эмоциональных контактов (21–25). Отметим, что понятия «зависимая» и «независимая» переменные во множественном регрессионном анализе являются условными, а определение направления причинно-следственной связи выходит за рамки применения самого метода. Вместе с тем, мы полагаем, что эмоциональное выгорание является скорее результирующим фактором по отношению к коммуникативным установкам личности, уровням ее эмпатии и толерантности, и дальнейший анализ будем проводить

исходя из этого предположения. Это не исключает вероятности обратного влияния, в таком случае все описанные независимые переменные будут выступать как наиболее яркое проявление, выражение описанного синдрома.

Общий уровень эмоционального выгорания. На последнем шаге линейной регрессии значимые статистические критерии остались для независимых переменных: (3) обоснованный негативизм в суждениях о людях (при уровне значимости р=0,009), (13) нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер (р=0,025), (14) плохое приспособление к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других (р=0,007), (22) неадекватное проявление эмоций (р=0,041) и (24) доминирование негативных эмоций (р<0,001). Таким образом, выраженный уровень эмоционального выгорания формируется, когда у специалиста помогающих профессий: во-первых, ярко выражено доминирование негативных эмоций, т.е. эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми; во-вторых, плохое приспособление к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других, в этом случае адаптация к самому себе

оказывается важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам; в третьих, выражены объективно обусловленные отрицательные выводы о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия; в-четвертых, часто в общении бывает неадекватное проявление эмоций; и в- пятых, когда или игнорируются, или вызывают раздражение и осуждение жалобы, капризы, нервные состояния партнера по общению. Фаза напряжения: (3) обоснованный негативизм в суждениях о людях (р=0,008), (13) нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер (в минусе) (р=0,024), (14) плохое приспособление к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других (р=0,014) и (24) доминирование негативных эмоций (р<0,001). Можно отметить, что сохраняются все отмеченные выше корреляции примерно на аналогичных уровнях значимости, исключение составляет отсутствие проявления неадекватных эмоций.

Фаза истощения: (3) обоснованный негативизм в суждениях о людях (р=0,021), (16) эмоциональный канал эмпатии (р=0,042) и (24) доминирование негативных эмоций (р<0,001). Отметим, что появляется зависимость от эмоционального канала эмпатии; эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера; понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Вполне очевидно, что это противоречит истощению, которое описывается как эмоциональный дефицит, эмоциональная и личная отстраненность, деперсонализация. Фаза резистенции: (5) негативный личный опыт общения с окружающими (р=0,026). Этот компонент эмоционального выгорания резко отличается от предыдущих как отсутствием уже привычных зависимостей, так и появлением абсолютно новой. В данном случае вопрос о причинно-следственной связи не возникает, т.к. негативный личный опыт общения с окружающими рассматривается именно в контексте прошлого опыта. Таким образом, резистенция – как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и расширение сферы экономии эмоций – во многом зависит от негативного опыта личных коммуникаций специалистов помогающих профессий. Полученные линейные уравнения регрессии, которые могут выступать как модели предсказания уровня и симптомов эмоционального выгорания, мы не считаем корректным представить для публикации в настоящий момент. Это связано, во-первых, с объемом выборки (52 человека) и ее гендерной спецификой (только женщины) (поэтому считаем проведенный анализ пилотажным исследованием). Во-вторых, полученный коэффициент множественной детерминации (КМД), на наш взгляд, не достаточно большой, т.к. регрессионная модель объясняет 54 % дисперсии зависимой переменной, и хотя результаты предсказания могут быть приняты во внимание, но это означает, что 54 % дисперсии «зависимой» переменной определяется исходными переменными, а 46 % ее дисперсии относится к ошибке оценки.

 



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)