Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Морина Елена Викторовна

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК БАРЬЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

Специальность: 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика

 

 

                                                         

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

 

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата психологических наук

 

 

Карачаевск – 2011

 

 

Научный руководитель:                доктор психологических наук,

                                                         профессор

                                                         Макарова Елена Юрьевна

 

Официальные оппоненты:          доктор психологических наук,

                                                профессор  

                                                         Арзамашев Дамир Ринатович

                                                         кандидат психологических наук

                                                         Весливская Софья Борисовна

 

Ведущая организация:                 Карачаево-Черкесский государственный          

                                                        Университете им.У.Д.Алиева

 

Защита диссертации состоится « 4 » февраля 2011 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.002.01 при Карачаево-Черкесском государственном  университете им.У.Д. Алиева

по адресу: 369202, Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск,

 ул. Ленина, д. 29

Телефон: (87879) 2-20-15,2-21-16

 

 

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Карачаево-Черкесского государственного университета им.У.Д. Алиева

 

Автореферат разослан  «19» января 2011 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук                                 Абубакирова А.Р.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии 1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания» 1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания 1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания 1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике Глава 2. Личностные особенности педагогов как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей педагогов на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности 3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования 3.2. Изложение и анализ результатов исследования 3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко 3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера 3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла 3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова Заключение Список литературы Указатель таблиц и иллюстраций Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе педагогов со сформировавшимся эмоциональным выгоранием Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе педагогов с отсутствием эмоционального выгорания Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла   6   9 9   14   26   32   46   57   57 59   59   62   64   73 77 80 85   87   88   89 90   91 92

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Профессиональная деструкция личности - это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Следует отметить, что в психологических исследованиях чаще рассматривают нежелательные изменения в личности специалиста, отрицательно влияющие на его работу и жизнь.

Профессиональная деятельность человека - одно из ведущих проявлений активной личности. Она влечет за собой профессиональное развитие работника, что обусловливает формирование профессионального типа личности.

Заметное влияние оказывает профессия и на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Она ухудшает социально-психологический климат в коллективе, развитие самой личности, служит основой возникновения психологических барьеров.

Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей и подростков, учебной группы и класса групп  в целом.

Педагогам образовательного учебного заведения, по роду своей деятельности, вовлечен в длительное напряженное общение с людьми, обучающимися и коллегами, свойственен, как и другим специалистам системы «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания». Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Педагогические работники, постоянно сталкивающиеся с интенсивностью и эмоциональностью человеческих отношений, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от родителей, учащихся, коллег становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом. По существу эмоциогенность заложена в самой природе педагогического труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен [42,57].

При этом несущий бремя «груза общения» педагог вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью  для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, особенно детских, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и ёмко описан словами классика: «Ещё один сгорел на работе» [35].

В построенной А. С. Шафрановой классификации профессий педагогические работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов [42,58].

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.

 Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Педагоги школы обеспечивают результативность образовательной деятельности учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Наличие проблемной ситуации и актуальность темы исследования позволяют определить цель, объект, и задачи исследования.

Цель исследования. Изучение развития профессиональной деструкции и степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности в зависимости от влияния различных психологических факторов.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения.

Предмет исследования: психологические факторы, влияющие на развитие профессиональной деструкции и формирование «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности.

Основная гипотеза: развитию профессиональной деструкции личности и синдрома «эмоционального выгорания» влияют особенности личности педагога (тревожность, агрессивность, самооценка, уровень интеллекта, интернальность), а также организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения к коллективе, интенсивность физических, интеллектуальных, психоэмоциональных нагрузок и т.д.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации личности в трудах зарубежных и отечественных авторов.

2. Исследовать влияние психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование деструкции в профессиональной деятельности педагога образовательного учебного заведения.

3. Определить сущность феномена «выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности.

4. Экспериментальным путем изучить факторы профессиональной деформации личности на примере синдрома «эмоционального выгорания».

5. Описать методы предотвращения и профилактики «синдрома эмоционального выгорания» педагогов образовательного учебного заведения.

 Исследования проводились в три этапа.

Первый этап(2004-2006 гг.)- диагностический заключался в изучении проблемы стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности и практики школьного обучения.

Второй этап (2006-2008 гг.)- поисково-теоретический и опытно-экспериментальный, был связан с теоретической разработкой основной идеи исследования. Продолжалось теоретическое исследование проблемы; уточнялся понятийный аппарат по теме исследования, осуществлялся выбор и основание набора критериев. На данном этапе было проведено собеседование и анкетирование учителей школы второй и третьей ступеней обучения МОУ СОШ № 4 г. Муравленко Тюмеской области.

Третий этап (2008-2010)- заключительно-обощающий. Был завершен эксперимент исследований, в ходе которого подтвердились положения исходной гипотезы, оценена достоверность экспериментальных результатов, подведены основные итоги, сформулированы выводы. На этом этапе осуществлялось внедрение результатов исследования в практику психолого-коррекционной работы.

В работе использован личный опыт диссертанта в качестве учителя физики и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующей психологическую службу школы. Исследования проводились на базе социально-психологической службы образовательного заведения.

Научная новизна работы заключается в уточнении и расширении представлений о факторах, влияющих на развитие профессиональной деструкции личности и синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагогов.

Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья педагогов образовательного учебного заведения.

Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: контент–анализ научных работ и документов, включенное наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование и психологическое диагностирование и мониторинг.

Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, изложенных на 98 страницах. Список литературы включает 62 источника.

Методы сбора и обработки информации исследования: 1)анкетирование; 2)методика цветовых выборов М. Люшера; 3)методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16PF – опросник Р. Б. Кеттелла, «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; 4)методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряжённости Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Методологическая основа исследования: работы К. Маслач и С. Е. Джексона, В. В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий у К. Маслач, С. Е. Джексона эмоциональное истощение, деперсонализацию, редуцирование личных достижений; у В. В. Бойко напряжение, резистенцию, истощение.Проблема «эмоционального выгорания» представляет  не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогических работников.

Данная научная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей педагогов образовательного учреждения на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности педагогов как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальным и групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

В исследовании использовались следующие методы: анкетирование; методика цветовых выборов М. Люшера; методики –  «Оценка темперамента» А. Белова, 16PF – опросник Р. Б. Кеттелла, «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики.

В первой главе представлены основные теоретические подходы к определению сущности феномена «эмоционального выгорания»; рассмотрены факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания; профессиональная деформация как следствие эмоционального выгорания и меры по её профилактике.

Во второй главе определены требования, предъявляемые профессией к личности педагога описаны личностные особенности учителей школы, предрасполагающие к формированию у них синдрома эмоционального выгорания.

 В третьей главе представлено исследование, посвящённое изучению влияния личностных особенностей педагогов на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности. Работа состоит их двух теоретических глав и одной эмпирической главы.

ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)