Общая характеристика системы внутреннего контроля организации
Целями системы внутреннего контроля на предприятии являются упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия; выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства; сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации [21, с. 75]. При определении эффективности систем внутреннего контроля в Барановичское райпо автором исследованы многие факторы, а именно: - стиль и основные принципы управления; - организационная структура; - распределение ответственности и полномочий; - кадровая политика; - порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; - порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей; - соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства; - наличие технических средств контроля. Руководство предприятия должно разработать такую систему внутреннего контроля, которая могла бы обеспечить пусть не полную, но хотя бы достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность представлена объективно. Систему внутреннего контроля руководство разрабатывает с учетом потенциальных затрат и выгод от использования контроля. Руководство предприятия зачастую не хочет прибегать к идеальной модели системы внутреннего контроля, так как ее стоимость может оказаться слишком высокой. Анализ структуры управления Барановичского райпо показывает, что она соответствует современным требованиям, т.е. четко распределяет обязанности и ответственность специалистов управления, обозначена схема группирования подразделений и принципы руководства ими. Важным элементом является то, что исключено дублирование в процессе управления. Несмотря на сравнительно небольшую численность работников Барановичского райпо (среднесписочная численность на 1.07.09 – 379 человек), в организации создан ревизионный отдел, осуществляющий основные контрольные функции. Возглавляет отдел начальник КРО, в подчинении которого находятся два ревизора второй категории. Контрольно-ревизионным отделом осуществляется внутрихозяйственный контроль (председателем ревизионной комиссии и ее членами с участием работников и членов общественно-массового кооперативного контроля). Данный отдел проводит документальные ревизии, изучает причины и обстоятельства возникновения недостач, краж, пожаров и порчи товарно-материальных ценностей. Оформляет материалы в правохранительные органы. Принимает меры к розыску должников, уклоняющихся от возмещения ущерба. Вопросами планирования и анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности занимаются сотрудники планово-экономического отдела во главе с главным экономистом. Наличие данного структурного подразделения повышает эффективность системы внутреннего контроля в организации. Зачастую на предприятиях функции планирования, прогнозирования и анализа возлагаются на работников бухгалтерии, что не может не сказаться негативно на выполнении ими непосредственно учетных функций. Ценообразование находится в ведении отдела цен, в состав которого входят три сотрудника.Отдел управленческого учета в Барановичском райпо отсутствует, отчетность для внутренних целей представляют работники бухгалтерии и планово-экономического отдела по мере необходимости. Материальная ответственность за сохранность товаров на складах возложена на кладовщиков, в местах реализации - на продавцов, в кулинарном цехе – на заведующего производством. С этими лицами подписаны договоры о полной материальной ответственности. Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются письменные договора о полной материальной ответственности, производится по согласованию с главным бухгалтером. В процессе осуществления контроля за правильностью проведения бухгалтерских записей в учете используются средства автоматизации. Арифметическая проверка осуществляется при помощи программы Excel, кроме того надежность вычислений и расчетов повышается за счет использования бухгалтерией АРМ «Суммовой учет». Однако недостатком с точки зрения системы внутреннего контроля является отсутствие комплексной автоматизации бухгалтерского учета. Ежегодно при составлении бухгалтерского баланса бухгалтерией проводится полная сверка взаиморасчетов со всеми дебиторами и кредиторами путем подписания актов сверки. С дебиторами и кредиторами, с которыми заключены долгосрочные договоры на поставку товаров и производятся постоянные взаиморасчеты, акты сверки составляются один раз в 3 месяца. При составлении бухгалтерского баланса предприятием осуществляется сверка взаиморасчетов по налогам в бюджет. Для ее проведения главный бухгалтер получает в инспекции по налогам и сборам акты сверки по всем налогам, в случае обнаружения расхождений их причины выясняются и устраняются. Контроль за документооборотом и осуществляют ответственные работники в пределах своих должностных обязанностей. Итоговые контрольные проверки оформления первичных документов, представляемых в бухгалтерию, осуществляет заместитель главного бухгалтера. Документы в бухгалтерию поступают от сотрудников предприятия в соответствии с утвержденным графиком документооборота. Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное оформление первичных документов, своевременную передачу их в бухгалтерию и достоверность содержания несут подписавшие их лица. Договора со сторонними организациями подписываются руководителем, главным бухгалтером, юристом. Проведение инвентаризации имущества (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товаров, бланков строгой отчетности, прочих материалов) позволяет урегулировать взаимоотношения бухгалтерии с материально-ответственными лицами, с которыми заключены договора о полной материальной ответственности. Регулярно, не реже одного раза в квартал в Барановичском райпо проводится инвентаризация наличных денег и иных ценностей, находящихся в кассе. Инвентаризация проводится комиссией, состав которой с течением времени изменяется (с целью избежания формального подхода к проведению инвентаризации). Состав инвентаризационной комиссии и периодичность ее проведения установлены в приказе руководителя предприятия. Инвентаризацию всех статей баланса организация проводит в течение отчетного года в сроки согласно утвержденному Плану проведения инвентаризаций. Кроме того, ревизионным отделом периодически проводится внезапные инвентаризации товарно-материальных ценностей. В целях ограничения доступа лиц к имуществу Барановичского райпо, а также системе ведения документации на предприятии разработано положение о коммерческой тайне.Таким образом, система внутреннего контроля в Барановичском райпо организована на достаточно высоком уровне, что снижает риск невыявления ошибок в ходе ревизии и аудита, а также позволяет проверяющим снизить объем проверяемой информации и в некоторых случаях ограничиваться выборочной проверкой.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |