Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования



2020-02-03 312 Обсуждений (0)
Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 7

1        Теоретические основы налогового администрирования 11

1.1 Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования. 11

1.2 Понятие системы налогового администрирования Российской Федерации 17

1.3 Содержание, формы и методы системы налогового администрирования. 21

2        Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций.. 29

2.1 Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики 29

2.2 Экономические результаты деятельности Межрайонной инспекции №15 по Ростовской области в разрезе основных администрируемых в бюджет налогов 34

2.3 Итоги исполнения местных бюджетов по администрируемым доходам и перспективы их увеличения. 40

3        Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления.. 51

3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации в условиях финансового кризиса. 51

3.2 Правообеспечительная модель налогового администрирования в условиях антикризисного управления. 58

3.3 Пути совершенствования системы налогового администрирования в условиях посткризисной экономики. 68

4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ ПРОЕКТА.. 80

4.1 Охрана труда. 80

4.2 Охрана окружающей среды.. 90

Заключение. 101

Список использованных источников.. 104

Приложения.. 110

 


Введение

Актуальность темы дипломной работы. Налоговое администрирование - это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами, обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В целом эффективность и полезность проводимой в каждой стране налоговой политики зависит от эффективности налогового администрирования. Поскольку оно в строгом смысле слова представляет инструмент, который, в конечном счете, определяет успех или неуспех общей налоговой политики. Это обусловлено тем, что основная цель налоговых органов в сфере налогового администрирования включает в себя обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин в соответствии с законодательством. Налоговое администрирование можно рассматривать как управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений. Такого рода отношения складываются в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функцию по сбору налогов и контролю за их уплатой. В целях наиболее полного поступления налоговых платежей государство в системе своих органов должно иметь соответствующий механизм, обеспечивающий постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды.

Налоговое администрирование и выступает этим соответствующим механизмом, позволяющим реализовать основные направления налоговой и бюджетной политики государства.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития, модернизации и реформирования системы налогового администрирования, налоговой политики представлены в трудах большое значение имели труды следующих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Риккардо, Дж. М. Кейнса, М. Фридмана, Б. Дитмана, Б.Г. Панскова, А.В. Перова, А.В. Толкушина, И.А. Майбурова, В.А. Кашина, Б.Х. Алиевой, М.Н Денишенко, В.М. Пушкаревой, М.В. Романовского.

Вопросы перспектив развития системы налогового администрирования в условиях финансового кризиса затронуты в работах И. Перечневой, Ю.В. Яковец, А.Э. Сердюкова, М.В. Васильевой, К.А. Соловьева.

Цель и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является выявление особенностей и перспектив развития налогового администрирования в Российской Федерации.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

- Рассмотреть экономические предпосылки становления системы налогового администрирования;

- Дать понятие системы налогового администрирования Российской Федерации;

- Дать характеристику налоговому администрированию как эффективному инструменту налоговой политики государства;

- Провести анализ экономических результатов деятельности Межрайонной инспекции №15 по Ростовской области в разрезе основных администрируемых в бюджет налогов;

- Дать оценку итогам исполнения местных бюджетов по администрируемым доходам и рассмотреть перспективы их увеличения;

- Изучить проблемы развития налоговой системы Российской Федерации в условиях финансового кризиса;

- Рассмотреть значение правообеспечительной модели налогового администрирования в условиях антикризисного управления;

-  Предложить пути совершенствования системы налогового администрирования в условиях посткризисной экономики;

- Исследовать исполнение нормативов по охране труда в Межрайонной инспекции №15 по Ростовской области;

- Оценить экологическую политику Межрайонной инспекции №15 по Ростовской области.

Объект и предмет дипломной работы. Объектом работы выступает деятельность налоговых органов и государственная политика в области налогового администрирования. Предметом работы является система налогового администрирования, его особенности и пути совершенствования в современных условиях.

Теоретико-методологическая основа дипломной работы представлена рядом положений теории обмена, классической теории налогов, кейсианской теории, теории монетаризма, теории экономического предложения, теории соотношения прямого и косвенного обложения, теории единого налога, теории пропорционального налогообложения и прогрессивного налогообложения. В качестве методологической основы исследования выступают: логический анализ, системный подход, метод экспертных оценок, ретроспективный анализ, табличный метод, графический метод и другие.

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой дипломной работы выступают фактологические сведения Межрайонной инспекции №15 по Ростовской области; информационно-аналитические материалы, содержащиеся в трудах зарубежных и российских исследователей по проблемам налогового администрирования; законы РФ и постановления Правительства РФ; аналитические результаты научных разработок по проблемам реформирования налоговой системы; официальные статистические данные Федеральной налоговой инспекции РФ.

Инструментарно-методический аппарат работы. Аргументация выводов осуществлялась на основе применения системного анализа; использованы формально-логический метод, метод описания, сравнения, исторический, логический, статический, диалектический; а также графический и табличные приемы визуализации статистических данных и данных финансовой отчетности.

Апробация результатов дипломной работы. Основные выводы и рекомендации, проведенные в ходе выполнения дипломного проекта по отдельным проблемам, нашли свое отражение в практической деятельности Межрайонной инспекции №15 по Ростовской области.

Структура и объем дипломной работы. Структура дипломной работы последовательно раскрывает цель и задачи исследования и состоит из введения, четырех глав (включающих 11 параграфов), заключения, списка использованных источников, приложений. Объем дипломного проекта ___ страниц.


1 Теоретические основы налогового администрирования

Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования

Современная налоговая система является результатом длительного развития цивилизации и представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с наукой, экономикой и государством.

Основой формирования налоговой системы служит относительно самостоятельное направление государственной деятельности – налоговая политика, базирующаяся на теории налогообложения.

Наука о налогообложении исторически развивалась на основе налоговых теорий, которые являются важнейшими предпосылками становления современного налогового администрирования.

Теория обмена (XVII в.) исходила из возмездного характера налогообложения. Согласно атомистической теории, теории «общественного договора» и теории «публичного договора» (эпоха Просвещения) налог считался результатом договора между гражданами и государством. В теории налога как страховой премии (первая половина XIX в.) налог определялся как страховой платеж граждан государству на случай наступления риска.

Существенный вклад в развитие налоговых теорий внесли французские просветители С. Ле Претр де Вобан и Ш. Л. Монтескье, английский философ Т. Гоббс, французские мыслители Вольтер, О. Мирабо, Л. А. Тьер и английский экономист Дж. Р. Маккуллох.

В классической теории налогов, предшественниками которой были английский экономист А. Смит и Д. Риккардо, налоги рассматривались как один из видов государственных доходов. В основе теории лежала идея о том, что финансировать затраты по содержанию правительства следует именно за счет этого источника. Какой-либо иной роли (например, инструмента, используемого в регулировании экономики) налогам не отводилось. Эта позиция основывалась на теории рыночной экономики А. Смита, сочетавшей в себе представления об «экономическом человеке» и о свободной (совершенной) конкуренции. А. Смит выступал против централизованного управления экономикой, считая, что только децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей[1].

Несколько иной подход применен в кейсианской теории, основанной на разработках английского экономиста Дж. М. Кейнса. Налогам в этой теории отводится роль главного механизма регулирования экономики и одного из слагаемых, способствующих ее эффективному развитию.[2] По мнению Дж. М. Кейнса, экономический рост зависит от денежных сбережений только при полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы избежать негативных последствий такого рода, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.

Теория монетаризма, выдвинутая в 1950-х гг. профессором экономики Чикагского университета М. Фридманом, основана на количественной теории денег. Согласно этой теории регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое в свою очередь зависит от количества денег и банковских процентных ставок[3]. Налогом здесь отводится не такая важная роль, как в кейсианской экономической теории. Схожесть этих теорий проявляется в утверждениях, что посредством налогов достигает уменьшение влияния неблагоприятных для развития экономики факторов. У Дж. М. Кейнса этим фактором являются излишние сбережения[4], а у М. Фридмана – излишние деньги.

Теория экономического предложения, сформированная в начале 1980-х гг. американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, в большей степи, чем кейнсианская теория, признает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и государственного регулирования. Теория утверждает, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, ведет к сокращению базы налогообложения, и как следствие, к уменьшению налоговых поступлений.[5]

Кроме изложенных общих теорий налогов в истории налогообложения существовали отдельные частные налоговые теории. К наиболее ранним из них принадлежит теория соотношения прямого и косвенного обложения. Сторонниками косвенного налогообложения был А. Смит и Д. Риккардо. Они обосновывали идею добровольного налогообложения, которая исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, поэтому их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.

Однако в конце XIX в. экономисты, не пришедшие до той поры к согласию по этому вопросу, признали необходимость поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами. Они пришли к выводу, что прямое налогообложение преследует уравнительные цели, а косвенное – цели эффективного обеспечения полученных государственных доходов.

Социально-политическими реформами неоднократно бралась на вооружение теория единого налога, в которой рассматривался единственный, исключительный налог. В качестве единого объекта налогообложения предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Большое влияние на теоретическое развитие теорией налогообложения оказала и социально- политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношении теории пропорционального налогообложения и теории прогрессивного налогообложения.[6] Поскольку налог всегда ущемляет права собственника и изымает часть собственности любая налоговая система так или иначе отражает соотношение классовых, групповых интересов и расстановку социальных сил.

Таким образом, на протяжении всей своей истории наука о налогах рассматривала и продолжает рассматривать сущность и природу налогов, их место, роль и значение для экономического и социально-политического развития общества, а также экономические и политические условия налогообложения.

Было бы неверным абсолютизировать какую-либо теорию без соотнесения с практикой налогообложения, поскольку в каждой из них можно найти позитивные и негативные стороны.

Каждому этапу развития общества и экономики соответствуют определенные теоретические положения. Нельзя, например, сегодня не учитывать постулаты кейнсианской теории о роли государства в регулировании экономики.

Изменение структуры налогов, инфляционные процессы, которые были типичными для России, выдвинули на первое место среди всех налоговых теорий теорию переложения налогов. Переложение налогов связано со специфическим свойством налогообложения - налоговой диффузией. Т. Ф. Юткина, исследуя теорию переложения налогов, отмечает, что понятие «налоговая диффузия» применяется в отношении косвенных налогов, способных распределяться среди конечных потребителей товарного продукта, поскольку они рассчитываются как надбавка в структуре цены товара, а также в отношении вертикально-пространственной фискальной иерархии, когда налоговые и финансовые администрации планируют мероприятия по сбалансированию бюджетов за счет установления квот ставок распределения налогов или закрепления процентных отчислений от регулируемых налогов в бюджеты соответствующих уровней.[7]

Несмотря на то, что теория переложения налогов известна уже давно, В России в настоящее время еще только разрабатывается методология этого явления. Отметим фундаментальный труд «Переложение налогов», опубликованный в России в 1930 г. Б. Дитманом. Без изучения причин уклонения от уплаты налогов нельзя формировать цены, планировать бюджеты, осуществлять денежную эмиссию и налоговые реформы.

В XX в., до и после работы Б. Дитмана, можно отметить появление различных концепций теории переложения налогов: пессимистической (все налоги в конечном итоге ложатся на потребителя, ведут к несправедливости в обществе), оптимистической (все налоги равномерно распределяются между налогоплательщиками пропорционально их потреблению, они выгодны и необходимы обществу), математической (позволившей сформировать принципы установления рыночных цен, определить их налоговую составляющую, выработать метод познания «переложения» на основе комбинации дедукции и индукции, установить базовые термины и категории в налогообложении), статистической (предполагающей, что принципы переложения налогов можно установить изучением и обработкой статистических данных, использованием метода тренда).

Историческое наследие теории переложения налогов имеет важнейшее значение: во-первых, с ее помощью определяются цены; во-вторых, переложение налогов регулируется объемами продаж. Следует помнить, что на практике переложение налогов не бывает идеальным.

Каждый налогоплательщик стремится большую часть налогового бремени перенести на контрагентов; крупный капитал ущемляет интересы среднего и малого бизнеса; наиболее уязвимым становится население с небольшими и средними доходами и т.д. Поэтому принципы налоговой диффузии следует определять в сочетании с принципами реализации налоговой политики государства.

Время показало, что самые универсальные подходы к построению налоговой системы были заложены в классической теории и принципах налогообложения, предложенных А. Смитом.[8] Назовем эти принципы:

─ равномерность – возможность уплаты налогов соответственно своим способностям и силам, т.е. сообразно доходу. Это своего рода условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В настоящее время это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Налоговая система, игнорирующая принцип равномерности, не создает стимулов к росту эффективности деятельности организаций;

─ определенность – отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов;

─ дешевизна – рациональность величины самого налога сообразно потребностям государства. Едва ли возможно опровергнуть такую позицию. Вместе с тем в современных условиях видна и другая сторона «дешевизны налогов» – его окупаемость, эффективность затрат на администрирование.

Многие ключевые положения классических налоговых теорий в настоящее время реализуются в налоговой политике государства.[9]

К принципам современного налогообложения относятся два важнейших социально-правовых принципа:

1. Оптимальной целесообразности, которой соотносят с экономической детерминированностью величины экономического и финансового потенциала страны. Это справедливо, поскольку налоговый механизм с его видами налогов и методами управления ими должен формировать такую налоговую систему, которая будет свободной от неэффективных налоговых методов. Неэффективный налоговый механизм всегда влечет за собой большие расходы государства, и как следствие, требует увеличения налоговых поступлений в бюджет;

2. Равномерности распределения налогового бремени, непосредственно связанной с принципом А. Смита и характеризующийся экономически обоснованной диффузией налогов по плательщикам, отраслям и территориям. Большое значение для реализации данного принципа имеют соотношение налоговых доходов между бюджетом РФ и бюджетами регионов; соотношение между прямыми и косвенными налогами; сохранение равновесия налоговых доходов между центром и территориями.[10]

В современной экономической литературе можно встретить большое количество характеристик налогов и принципов налогообложения: стабильность, устойчивость, стремление к универсальному налогообложению, однократность взимания и др. Но все они имеют, пожалуй, меньшее значение, чем два важнейших принципа, когда речь идет о предпосылках становления налогового администрирования, о государственном регулировании экономики через налоги.

 



2020-02-03 312 Обсуждений (0)
Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические предпосылки становления системы налогового администрирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)