Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе наша страна переживает последствия финансового кризиса как в экономическом, так и юридическом и социальном развитии. Основным рычагом регулирования экономики для государства является налогообложение. Каким будет это регулирование, насколько будет эффективным использование налогов в решении социально-экономических проблем не возможно понять без четко обоснованной государственной налоговой политики, части финансовой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным, политическим условиям и направленной на обеспечение бюджетов местных уровней[21]. При выполнении перечисленного возможно достигнуть значительных темпов экономического роста.

Налоговая политика – это обобщенное представление основополагающих принципов, норм и правил, являющихся основой для финансово-экономической политики и гарантом планомерного налогового законодательства, а также возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть. Несмотря на то, что она является отражением проводимой экономической политики, зачастую ее результаты заставляют государство вносить коррективы в свою экономическую политику.

В России многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах, направлен на создание справедливой налоговой системы государства с проведением последовательной государственной налоговой политики. Построение эффективной налоговой политики на действенных механизмах налогового администрирования – условие создания и развития оптимальной национальной налоговой системы страны, порожденное интеграцией национальных экономик и всемирной конкуренцией за инвестиции. Что обусловлено государственным регулированием дальнейшего притока инвестиций и поступлений в бюджет.

Несмотря на то, что всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы: фискальная, экономическая или регулирующая и контролирующая, в настоящее время приоритетом выступает создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов.

Основными недостатками построения налоговой политики на стадии формирования налоговой системы стали:

─  отсутствие ранжирования целей по степени их важности и концентрация усилий на достижение наиболее важных из них;

─  нечеткое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

─  слепое копирование опыта построения налоговой системы США, без аналитической работы и изучения зарубежного опыта налоговых реформ.

В настоящее время назрела необходимость разработки собственной долговременной концепции налоговой политики России, учитывающей национальные и региональные особенности, накопленный опыт реформирования налоговой системы. Требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, налоговой политики, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.

Опыт таких стран, как Великобритания, США, Германия, Франция показывает, что основной целью налоговой политики должна являться стабилизация налоговой системы, а не постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства. Указанная цель может быть достигнута при тщательной проработке налогового законодательства на основе анализа и уточнения правоприменительной практики, изучения результатов налоговой реформы, динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

Цели и задачи налоговой политики могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода и от конкретных обстоятельств и социально-экономических условий каждой страны. Но при этом налоговая политика должна быть ориентирована на создание благоприятного налогового климата в государстве. В целом эффективность проводимой в каждой стране налоговой политики зависит от эффективности налогового администрирования. Поскольку оно представляет инструмент, направленный на успех или провал общей налоговой политики. Это обусловлено тем, что основная цель налоговых органов в сфере налогового администрирования включает в себя обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин, установленных в соответствии с законодательством. Налоговое администрирование можно рассматривать как управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений. Такого рода отношения складываются в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функцию по сбору налогов и контролю за их уплатой. В целях наиболее полного поступления налоговых платежей государство в системе своих органов должно иметь соответствующий механизм, обеспечивающий постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды.

В связи с чем налоговое администрирование экономисты рассматривают как механизм, позволяющий реализовать основные направления налоговой и бюджетной политики государства.

Рассматривая налоговое администрирование как некий управленческий процесс, можно говорить о том, что это в первую очередь совокупность приемов, способов и методов уполномоченных органов государственной власти в налоговой сфере.

 К средствам налогового администрирования относят[22]:

─ налоговое планирование;

─  налоговый аудит;

─  совершенствование информационных систем;

─  повышение уровня добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям платить налоги;

─  повышение квалификации кадров налоговых органов;

─  улучшение обслуживания налогоплательщиков.

Среди приведенных средств налоговое планирование позволит провести количественную и структурную оценку налогового потенциала на уровне регионов, определить возможные последствия планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики.

Проведение налогового аудита позволит добиться высокого уровня собираемости налогов и повышению уровня добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям платить налоги.

Совершенствование налоговой документации, расширение использования налогоплательщиками компьютерной техники и специализированных программ при ведении учета, что подтверждается сдачей отчетности через Интернет. ФНС России создает для этого необходимый организационно-технологический базис. Совершенствуется организация планирования налоговых поступлений в условиях системы электронной обработки данных. Процесс разработки планов (прогнозов) налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации всего, и в том числе по основным налогоплательщикам, переводится на электронную обработку данных. На создаваемых автоматизированных рабочих местах (РМ8-2-1) с помощью «Системы ЭОД» предусмотрено проведение анализа и разработки плана (прогноза) налоговых поступлений в бюджет, включая государственные внебюджетные фонды[23]. Создание и ведение баз данных о налоговых поступлениях и показателях хозяйственно-финансовой деятельности крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков. Создание комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, а также популяризации представления налоговых деклараций в электронном виде.

Добросовестность налогоплательщиков зависит от определенности в области налогообложения, знания прав и обязанностей, организации работы на принципах сотрудничества и доверия.

Повышение квалификации кадров налоговых органов может реализоваться через систему дополнительного образования: переподготовки, повышения квалификации, стажировки, участия в семинарах по налоговой и экономической тематике, что позволит расширить объем предоставляемых услуг и способствует положительной динамике поступлений доходов.

При улучшении обслуживания налогоплательщиков полезен опыт западных моделей, применимый в данной области, часть которых основана на высоком стимулировании налоговых работников, положениях о действии гражданского общества.

Воплощение данных средств на практике позволит: совершенствовать взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками; применение различных инструментов стимулирования специалистов и руководителей структур налоговых органов к повышению профессиональной компетентности, ответственности; использование способов воздействия на поведение налогоплательщиков, побуждающих их к полному и своевременному исполнению налоговых обязательств.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективное налоговое администрирование выступает развивающим фактором налоговой политики. Поскольку как средства повышения эффективности, так и факторы положительной направленности налогового администрирования однозначно отражаются на основной стратегии налоговой политики.

 



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)