Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения



2020-02-03 272 Обсуждений (0)
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Коммуникация (лат. сommunication, от communico - «делаю общим, связываю, общаюсь») - это процесс передачи отправителем информации к получателю в явной форме (при посредстве языка или графических иллюстраций), либо неявно (например, при невербальных коммуникациях)[1].

Коммуникация всегда означает взаимодействие двух или нескольких объектов, предполагая наличие отправителя и получателя. Рассчитывая вызвать определенную реакцию получателя, отправитель должен передать сообщение получателю на понятном для него языке (под «языком» понимаются символы и ситуации, задающие информационный контекст, и являющиеся его частью). Кроме этого, сообщение должно представлять определенный интерес для того, кому оно адресовано. То есть, для того, чтобы коммуникации были эффективными, необходимо пересечение областей интересов двух участников коммуникационного процесса. Таким образом, коммуникационный процесс (рис. 1) является процессом взаимодействия между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.

 



Рис. 1. Процесс коммуникаций [2]

Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

1. Процесс обмена информацией начинается с зарождения идеи, ее формулирования или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.

Очень важно правильно и тщательно сформулировать идею, сделать ее конкретнее, с тем, чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решает только, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

Например, чтобы подготовить рекламное сообщение о каком либо товаре, адресованное определенной аудитории, необходимо сконструировать его образ, выгодно отличающийся от аналогов. Далее рекламную идею нужно воплотить до включения обладателя в процесс потребления. Исходя из этого информация, которая формируется с целью ее включения в коммуникационный процесс между продавцом и покупателем должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать вещи определенную ценность.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам   относятся   передача   речи   и  письменных   материалов,   а  также

электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен.

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средств коммуникации в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации.

3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Передача информации определяется целью коммуникации, сформированностью ее каналов и осуществляется с использованием знаковых систем (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами речи, которые должны быть формализованы для каждого канала комму­никации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь - систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Хотя речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только в совокупности с использование невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% - через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности необходимости изучения невербальных сигналов.

4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.

5. Обратная связь и ответная реакция. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную связь, произведя действия, которых ждал от него отправитель. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.

6. Коммуникационный процесс также часто содержит помехи - внешние  факторы, препятствующие эффективной коммуникации, искажая посланное сообщение или информацию, поступающую по каналам обратной связи.1.2. Модели коммуникационного процесса

Стремительное развитие информационно-коммуникативных систем требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.

В теоретических исследованиях коммуникативный процесс представлен как взаимодействие, при котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей коммуникационного процесса. Другим основанием классификации являются четыре основных компонента коммуникации: источник, сообщение, канал, получатель.

Как уже было отмечено, в ставшей классической модели коммуникации Г. Лассуэлла элементы коммуникационного процесса включены в модель в порядке ответа на вопрос: «кто - сообщает что - по какому каналу - кому - с каким эффектом?».

Большую известность получила линейная модель Шеннона-Уивера. Модель включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. Авторы выделили три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем, и рассмотрели влияние процесса кодирования, устранения помех и др. на улучшение процесса коммуникации. Семантические проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем (приемником). Успешность воздействия полученного сообщения на поведение характеризует эффективность коммуникационного процесса.

В коммуникационной модели профессора У. Шрамма в акте установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. В модель У. Шрамм также вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение, превращаясь на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. Такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.

Отечественный специалист по семиотике Ю. Воронцов в линейную модель коммуникационного процесса, ввел дополнительно различные фильтры и поля (всего - 15): источник коммуникации, коммуникатор, сообщение, коммуникационный канал, коммуникант, экстра-лингвистический параметр сообщения, источник механических помех и источник семантических помех, классовые и социальные фильтры, личностно-индивидуальные фильтры, семантические поля и поля коммуникационной обстановки, потери информации, обратная связь «коммуникант-коммуникатор» и «коммуникант - источник информации».

Руководитель Анненбергской школы коммуникативистики Д. Гербнер рассматривает четыре компонента модели: события, получателя, сообщения, сигнала. В качестве прямых и обратных связей действуют такие формы как доступ к каналам коммуникации, отбор содержания сообщения, медиаконтроль. Эта модель удачно отражает начальный этап генерации сообщения.

Средний этап процесса коммуникации описывает так называемая модель «информационных привратников» К. Левина. «Информационные привратники» - люди, которые служат воспринимателями и интерпретаторами новостей для своей малой группы. Информационные привратники оценивают входящий поток сообщений на основе собственных критеоиев степени важности новостей.

Линейные модели упрощают понимание последовательности событий коммуникационного процесса. Однако в реалии он (процесс) представляет собой сложные многоуровневые и не всегда последовательные действия субъектов, обменивающихся информацией[3]. Не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте получателем, как, например это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств. Линейные модели в большинстве случаев не отражают реальное состояние системы. На практике же часто происходит не просто последовательный обмен информацией, а протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, а их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое.

Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникационного процесса разработана Т. Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором определено их ориентацией друг на друга. Если коммуниканты сориентированы положительно, то они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении - отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.

Модель, в которой человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации трансформируется в непрерывный процесс коммуникации и называется циркуляроной. Первым циркулярную модель коммуникации представил Г. Малецке. В традиционных компонентах коммуникации - коммуникатор, сообщение, получатель, медиум (под медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникации, и информационный носитель) - Г. Малецке вводит понятие «имиджа коммуникатора» и «имиджа получателя». В области обратных связей он рассматривает давление на коммуникатора содержания сообщения и медиума, а медиума - на получателя.

С  точки   зрения   получателя   он  выделяет  четыре   уровня  анализа:

структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа. Для коммуникатора дополнительно рассматривает характер влияния медиа-контекста и анализ деятельности команды коммуникатора.

Другая циркуляционная модель коммуникационного процесса, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, была предложена Э. Андерсом, Л.Стаатсом и Р. Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы.

На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Прежде всего, в силу обладания рядом качеств лидеры принимают, осмысливают информацию раньше, чем масса людей. На следующей ступени уже сами лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди своей общественности. Поскольку с их мнением считается большинство из окружения, то посредничество лидеров при передаче информации от источника к ее получателю становится главным инструментом формирования общественного мнения[4]. Такая модель коммуникационного процесса получила название двухступенчатой (многоступенчатой) модели П. Лазарсфельда и Р. Мертона.

Сообщения в системе коммуникаций склонны идти «на поводу» аудитории, т. е. аудитории дается та информация, которая нужна ей и понятна, иначе она не будет включена в систему коммуникаций. Так аудитория проявляет свою гомогенность (однородность), а исходная информация вступает во взаимодействие со всей массой людей и с каждым в отдельности. В то же время люди входят в состав различных слоев, групп, институтов общества, т. е. составляют неоднородное по структуре сообщество. Аудитория коммуникации оказывается, таким образом, весьма специфическим образованием, не совпадающим с социальными группами, с человеческими общностями, устойчиво воспроизводящимися в пределах той или иной социальной структуры[5]. Учитывающие это обстоятельство модели коммуникационного

процесса получили название объемных.

Среди объемных моделей определенное распространение получила мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, четыре грани которых соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Все кубики объемной системы соприкасаются четырьмя гранями.

Другую объемную модель - представляет спиральная модель Ф. Дэниса. В ней коммуникационный цикл не замыкается, коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

Одной из разновидностей объемной модели является диффузная модель Э. Роджерса. По мнению автора модели в системе коммуникации нет необходимости влиять сразу на всех. Важно, прежде всего, убедить критические пять процентов, а дальше идея «растекается» сама и ее уже невозможно остановить.

Однородность аудитории создает основу для формирования гомогенной модели коммуникационного процесса. Средства коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок, которые принимаются или отвергаются.  

К. Барнлундом рассмотрена трансактная модель коммуникации на уровне личности. По его мнению, коммуникационный процесс ставит одновременно и эволюцию смысла сообщения и уменьшение степени неопределенности. В качестве составных частей модели выделяются личность, сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигнала: общественного уровня, личностного уровня, вербальные и невербальные.

Перечень рассмотренных моделей коммуникационного процесса (Прил. 1) не является исчерпывающим. Их теоретическая разработка строится с учетом особенностей той или иной науки (социологии, психологии, менеджмента, маркетинга, языкознания и т.п.), с учетом реализации функций коммуникации (информационной, экспрессивной, прагматической) и др. Важной основой для

построения моделей является и средства коммуникационного процесса.



2020-02-03 272 Обсуждений (0)
Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)