Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация свойств коммуникативного процесса в СМК



2020-02-03 309 Обсуждений (0)
Реализация свойств коммуникативного процесса в СМК 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, как раз и обеспечиваемых средствами массовой коммуникации.

Во-первых, это диахронность - возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени.

Во-вторых, диатопность - возможность преодоления передаваемыми сообщениями значительных пространств и расстояний.

В-третьих, мультиплицирование - возможность многократного, почти неограниченного воспроизведения одного и того же, аутентичного содержания.

В-четвертых, симультанность - это возможность предоставлять совершенно аутентичные сообщения множеству людей практически одновременно.

В-пятых, репликация - возможность регуляции своих воздействий самими средствами массовой коммуникации[21].

Однако эти свойства относятся только ко всей системе массовой коммуникации. Отдельно от нее не все конкретные средства массовой коммуникации соответствуют всем этим возможностям. Поэтому и заслуживают раздельного рассмотрения в коммуникационном процессе.

Начнем с простого. Технические средства массовой коммуникации - СМИ - нельзя рассматривать как равноценные. На практике, три наиболее распространенных таких средства - радио, телевидение и пресса - имеют свои особые, причем достаточно различные функции. Более того, смешение этих функций и названных средств коммуникации между собой снижает эффект их воздействия, лишая такое воздействие избирательности и «адресности».

Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и, в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события:

· радио отвечает на вопрос «что?» - что случилось?;

· телевидение отвечает на вопрос «как?» - как случилось?;

· пресса отвечает на вопрос «почему?» - почему именно случилось?

Таково сложившееся между ними объективное «разделение труда». Соответственно, только полный, комплексный, системный ответ, состоящий из

трех названных взаимодополняющих «подответов», в состоянии реально дать

 

объемную полноценную картину того, что же действительно произошло[22].

1. Радио. Преимущества радио состоят, прежде всего, в наибольшей оперативности, технической простоте формирования и распространения сообщения. В связи с этим радио неизбежно опережает все иные средства массовой информации. В современном мире радио является одним из наиболее доступных средств именно широкой, массовой информации, прежде всего, для менее образованной и, следовательно, менее обеспеченной аудитории.

Разумеется, специфика радио связана и с определенными объективными недостатками. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Слишком большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие - возникает эффект взаимной интерференции слишком детализированной информации. Кроме того, из результатов специальных экспериментов известно, что на слух вообще воспринимается и запоминается не более 20 % информации: как правило, улавливается лишь самое главное, прежде всего тема сообщения. Именно поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая разные слова для выражения одного и того же содержания.

Объективный недостаток заключается и в том, что к радиопередаче практически невозможно «возвратиться» - нельзя «переспросить» радиоприемник. В силу быстрого темпа передачи новостных сообщений их практически нельзя записать, чтобы обдумать на досуге или поделиться ими со знакомыми.

Еще один недостаток состоит в том, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию - она меняется даже в течение дня. Поэтому на радио редки серийные программы, рассчитанные на длительную коммуникативную связь с одной и той же общностью.

Неоспоримыми же преимуществами радио, делающие его уникальным средством массовой информации, - это оперативность и эмоциональность, а также то, что в техническом отношении радиосообщения практически не знают ни границ, ни расстояний. Радио, как известно, можно одновременно слушать и в Арктике, и в Антарктиде.

Таким образом, согласно основным свойствам коммуникационного процесса, радио как средство массовой коммуникации обеспечивает передаваемому сообщению:

· пространственность информации - диатопность;

· одновременность передачи информации любому множеству людей -

симультанность;

· репликацию - регуляцию радио-средствами, например, снижение

нагрузки на радио-сегмент (репликация AD, аутентификация), не внося излишнюю сложность в структуру радио-сети.

2. Телевидение. Главное преимущество телевидения заключено в самой его природе - это наличие «картинки», видеоряда. Именно это и придает телевизионному воздействию огромную, ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, в движении, в развитии, телевидение оказывается наиболее эффективным средством во всей системе массовой коммуникации. Если радио и, тем более, пресса апеллируют к разного рода доказательствам, то телевидение оказывает влияние с помощью совершенно особого инструмента, который можно назвать «показанием». Если радио и, тем более, печатная пресса воздействуют на когнитивные структуры психики, то телевидение обращено, прежде всего, к эмоциональным и непосредственно действенным структурам.

В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, получатель информации часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел - значит, это правда!»[23].

Безусловно, телевидение имеет свои объективные недостатки. Пока оно все еще далеко не столь оперативно, как радио, - телевизионная съемка, транспортировка кассет, монтаж - требуют времени и определенных затрат. В техническом плане телевидение менее доступно как в территориальном (большие расстояния, природные помехи и т. д.), так и финансовом отношении (цены на телевизоры).

Свою оборотную сторону имеет и суперэмоциональность телевидения. Понятно, что она неизбежно идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ. Тем не менее, в целом уникальные достоинства телевидения не просто перевешивают его недостатки - они делают его основным средством массовой коммуникации в современном мире.

Таким образом, относительно свойств коммуникационного процесса, можно сделать следующий вывод. Процесс коммуникации с помощью телевидения как средства массовой коммуникации обладает:

· относительную диатопность (распространение при условии возможности

со стороны получателя информации);

· мультиплицирование - возможность неограниченного воспроизведения

одной и той же информации при условии возможности это сделать - записать информацию на тот или иной информационный носитель);

· симультанность - возможность предоставлять телесообщения множеству

людей практически одновременно, с учетом часовых поясов.

Печать. Понятно, что пресса еще больше уступает в оперативности радиосообщению, чем телевидение. Поэтому обычно радио первым, хотя и в самой краткой форме, сообщает о том, что случилось. Несколько отставая по времени, телевидение демонстрирует, как это произошло. И только на следующий день, а то и позже, читатель, наконец, сможет прочитать аналитический комментарий, разъясняющий, почему произошло именно то, а

не совершенно иное, в газете или журнале.

Аналитичность - важнейшее преимущество прессы. Если телевидение работает - «для всех», радио - для «энергичных, спешащих», то газета - исключительно «для умных» или желающих быть таковыми. Хотя, разумеется, аналитичность прессы также имеет свою оборотную сторону: газета значительно уступает и радио, и телевидению в эмоциональности воздействия на аудиторию.

Пресса имеет целый ряд своих преимуществ. К печатному слову можно всегда вернуться, подумать над ним. Можно передать газету друзьям и знакомым, а потом обсудить с ними прочитанное. Можно просто вести досье.

Важным преимуществом является и то, что газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию - в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию.

В целом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия.

Таким образом, коммуникативный процесс в прессе, как средстве массовой коммуникации, проявляет такие свои свойства, как:

· несомненную диахронность  -  возможность  сохранить информацию во

времени;

· относительную диатопность  -  способность преодоления значительных

пространств и расстояний при условии возможности это сделать (например, воздушные и наземные транспортные системы распространения);

· мультиплицирование - возможность многократного воспроизведения

одного и того же сообщения (тираж печатного издания).

Подведем вывод: все рассмотренные выше СМИ в качестве СМК обладают теми или иными свойствами коммуникационного процесса в силу технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого

канала передачи информации.

В свою очередь, по проявлению свойств коммуникационного процесса обладает характерными особенностями и телекоммуникация.

Телефония (простейшие ее виды) характеризуется:

· диатопностью - возможностью преодолевать значительное пространство;

· репликацией - возможностью регулировать передаваемую информацию.

В отличие от простой телефонии, интегрированная (Skype, VOIP, IP,

SIP (и др. виды) - телефония) и непосредственно сам Интернет - являются по истине уникальными СМК, так как обладают практически всеми свойствами коммуникационного процесса: мультиплицированием, диахронностью, диатопностью, репликацией, симультанностью. Единственное условие проявления всех этих свойств составляет условие возможности получателя информации иметь как само вещественно-техническое  средство (компьютер, телефон), так и информационную связь - интернет-подключение. Без этих двух составляющих проявление всех перечисленных свойств процесса коммуникации становится невозможным.

Однако, учитывая, что мы живем в век развивающихся стремительными темпами информационных технологий, данное обстоятельство является малоактуальным и зависит от конкретных причин относительно той или иной массовой аудитории (например, местопроживание аудитории).

В заключение следует подчеркнуть следующее. Все средства массовой коммуникации имеют и достоинства, и недостатки, проявляя или не имея возможности проявить то или другое свойство коммуникационного процесса. Поэтому нельзя выбирать одно-единственное СМК и ограничиться им. Только совокупное использование всех возможных средств массовой коммуникации позволяет ей быть максимально эффективной как для коммуникатора, так и для той аудитории, для которой предназначена массовая информация.

 

В ходе исследования свойств коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации и обосновании выбора СМК для эффективности

массовой коммуникации были получены следующие выводы.

Массовая коммуникация - это система институтов, посредством которых специализированные группы, используя технологические устройства (прессу, радио, кино и т.д.), систематизированно производят и распространяют символические материалы (знания, духовные ценности, правовые нормы и т.п.) на численно большие, гетерогенные и рассредоточенные, следовательно, анонимные аудитории.

В целом, массовые коммуникации имеют такую же схему передачи сообщения, как и обычные, а соответственно и такие же модели. Но специфичность массовой коммуникации отличает ее от межличностной коммуникации практически по всем составляющим коммуникационного процесса. Главным же условием, определяющим массовую коммуникацию, и отличающую ее от обычной, является специфика аудитории, коммуникатора и СМК.

Средства массовой коммуникации обеспечивают социальную связь, модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию социальной компенсации, обеспечивая как восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Они дифференцируются по функциям и по характеру информации. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция «текста», рассчитанного на определенный канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит эффективность массовой коммуникации.

В самом широком понимании к средствам массовой коммуникации относят все специально созданные материально-вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации.

Современная система средств массовой коммуникации подразделяется на три вида: средства массовой информации (СМИ), телекоммуникацию,  информатику. Каждый из видов имеет свою специфику, струкутру, возможности и назначение для реализации той или иной функции передачи

массовой информации в коммуникационном процессе.

Уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, обеспечиваемых СМК: диахронность - сохранение сообщения во времени, диатопность - преодоление сообщением значительных пространств и расстояний, мультиплицирование - возможность многократного воспроизведения одного и того же содержания, симультанность - возможность предоставлять одни и те же сообщения множеству людей одновременно, репликация - возможность регуляции своих воздействий самими СМК. В каждом виде СМК, используемых в коммуникационном процессе, проявляются те или иные его свойства.

Так, радио, как СМК, обеспечивает передаваемому сообщению: диатопность, симультанность, репликацию. Процесс коммуникации с помощью телевидения как СМК обладает: относительной диатопностью, мультиплицированием, симультанностью. Коммуникативный процесс в прессе, как СМК, проявляет: диахронность, относительную диатопность,  мультиплицирование. То есть все СМИ в качестве СМК обладают теми или иными свойствами коммуникационного процесса в силу технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого канала передачи информации.

Характерными особенностями по проявлению свойств коммуникационного процесса обладает и телекоммуникация. Простейшие ее виды характеризуются диатопностью, репликацией. По сравнению с ними интегрированная телефония и Интернет, при условии возможности получателя информации иметь и вещественно-техническое средство (компьютер, телефон), и информационную связь - интернет-подключение, обладают всеми свойствами коммуникационного процесса.

Главное, что следует учитывать при выборе СМК в процессе коммуникации - совокупность использования СМК для достижения целей массовой коммуникации и получения определенного эффекта.

Заключение

 

Всестороннее исследование коммуникационного процесса для выявления специфики его свойств в средствах массовой коммуникации привели к следующим выводам.

Коммуникативный процесс представляет собой пересечение областей участников коммуникации и состоит из динамической смены этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Многообразие подходов к рассмотрению коммуникации ложится в основу отличающихся друг от друга моделей коммуникационного процесса, теоретическая разработка которых зависит от особенностей конкретной науки, а также от запланирования достижения той или иной функции коммуникации с помощью различных средств. Именно поэтому коммуникационный процесс может быть реализован только посредством средств коммуникации, а его эффективность определена правильным их выбором и сочетанием в процессе передачи информации.

Выбор схемы распространения массовой информации осуществляет или инициатор, или специально созданные для этой цели службы, вынужденные считаться с наличием каналов коммуникаций и возможностями реципиента принять и осознать адресованную ему информацию.

Коммуникатор (тот, кто передает информацию) определяет кому, какую часть информации и по какому каналу следует передать. При передаче информации конечному звену часть информации может отсеиваться. Информация также может теряться и искажаться в каналах коммуникации, организованных посредством средств массовой коммуникации.

Массовая коммуникация представлена системой институтов, посредством которых специализированные группы, используя технологические устройства, систематизированно производят и распространяют символические материалы  (знания, духовные ценности, правовые нормы и т.п.)   на  численно большие,

рассредоточенные анонимные аудитории.

Своеобразие массовой коммуникации, отличающей ее от межличностной, в основном проявляется в специфике аудитории, коммуникатора и особеннно - средствах массовой коммуникации. От того, какие коммуникативные средства используются при передаче информации, зависит эффективность массовой коммуникации.

Современная система средств массовой коммуникации подразделяется на: средства массовой информации (СМИ), телекоммуникацию,  информатику. Каждый из СМК имеет свою специфику, струкутру, возможности и назначение для реализации той или иной функции передачи массовой информации в коммуникационном процессе.

Коммуникационный процесс обладает следующими основными свойствами: диахронностью - сохранением сообщения во времени, диатопностью - преодолением сообщением значительных пространств и расстояний, мультиплицированием - возможностью многократного воспроизведения одного и того же содержания, симультанностью - возможностью предоставлять одни и те же сообщения множеству людей одновременно, репликацией - возможностью регуляции своих воздействий самими СМК.

Каждый вид СМК, используемый в коммуникационном процессе, проявляет те или иные его свойства, в зависимости от технических, информационных и др. возможностей конкретно для каждого канала передачи информации массовой аудитории.

Процесс коммуникации становится более эффективным, если он включает совокупность использования средств массовой коммуникации, используя достоинства каждого СМК для достижения коммуникационных целей.

 

 

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты

1. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Издание 2. Ред.-сост. А. Г. Рихтер. - М.: Юристъ, 1999.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и защите информации.

 

2. Справочные материалы, монографии, брошюры, статьи

и периодические издания

 

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность каналы распространения. - М.: Инфра-М, 2003. - 268 с.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Рефл-бук, 2004. - 420 с.

3. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. М.: Инфра, 2003. - 245 с.

4. Василькова В.В., Демидова И.Д. Социология коммуникаций - дисциплинарный статус и методологические очертания// Социология и общество. - СПб.: Питер, 2000. - 575 с.

5. Горбачевский И. Слово или образ // Креатив. 2006. №1, С. 8.

6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - М.: Инфра-М, 2001. - 247 с.

7. Гуревич П.С. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2005. - 287 с.

8. Джоэл Джей Д. Исследования в рекламной деятельности. Теория и практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 864 с.

9. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. -

Екатеринбург: УрО РАН, 2001. - 130 с.

10. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособ. для высш. шк. - М: Академический проект, 2003. - 183 с.

11. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Инфра-М., 2004. - 567 с.

12. Коренной А.А. Информация и коммуникация. - Спб.: Питер, 2003. - 84 с.

13. Музыкант В.Л. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. - М.: Инфра-М, 2001. - 759 с.

14. Основы маркетинга. Учебник: курс лекций и практиум. В трех частях. Часть первая/ Коллектив авторов под общей и научной редакцией д.э.н., профессора Г. В. Астратовой. - Екатеринбург, 2008. - 765 с.

15. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А. - М.: «Гардарики», 2003. - 426 с.

16. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. Рекламная деятельность. - М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2001. - 547 с.

17. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук, 2000. - 254 с.

18. Почепцов Г.Г.  Теория  и  практика  коммуникации. - М.: Центр, 2001. -

296 с.

19. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2002. - 308 с.

20. Терин В.М. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 287 с.

21. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 448 с.

22. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. - М.: «РиП-холдинг», 2004. - 368 с.

 

3. Интернет-ресурсы

 

1. Голикова Л.Б. PR-технологии в бизнесе: их роль и значение // http://www.monax.ru

2. Каландаров  К.Х. Феномен массовых коммуникаций//

     http://www.easttime.ru

3. Коммуникационный процесс в массовой коммуникации//

http:// www.InfoManagement.ru

4. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие// http://www.window.edu.ru

5. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг//

http://www.dit/perm.ru

6. Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение// http://www.mubiu.ru

7. Хаббард Л. Рон. Действия организации по продвижению. Курс руководителя организации//

http://www.wise.ru

8. Ширков Ю., Жукова Я. Модели массовой коммуникации//

www.advance-mr.ru

 

Приложение 1

получатель
Приемник (декоди рование)
Канал
Передатчик (коди рование)
Источник инф-ции
           сообщение                                 сигнал                полученный                           принятое

                                                                                                         сигнал                            сообщение

                 
       

 

 


                                                                                                шум

                                                                                             (помехи)  

Источник шума

 


Рис.1. Модель коммуникационного процесса Шеннона-Уивера

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

 

  КОДИРОВЩИК                                                              ДЕКОДИРОВЩИК
ИНТЕРПРЕТАТОР                                                        ИНТЕРПРЕТАТОР
ДЕКОДИРОВЩИК                                                          КОДИРОВЩИК

     
 


СООБЩЕНИЕ

 

Рис.2. Модель коммуникационного процесса У. Шрамма

 

 

 

 

                             

  

 

Рис.2. Модель коммуникационного процесса Б. Вестли

 

 


[1] Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. СПб., 2002. С. 14.

[2] Основы маркетинга. Учебник: курс лекций и практиум. В трех частях. Часть первая/ Коллектив авторов под

общей и научной редакцией д.э.н., профессора Г. В. Астратовой. Екатеринбург, 2008. С. 426.

 

[3] Ширков Ю., Жукова Я. Модели массовой коммуникации// www.advance-mr.ru

[4] Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. - М., 2004. С. 238.

[5] Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. - М., 2004. С. 249.

[6] Коренной А.А. Информация и коммуникация. - Спб., 2003. С. 27.

[7] Основы теории коммуникации. Учебник/ Под ред. проф. Василика М.А. - М., 2003. С. 214.

[8] Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение// http://www.mubiu.ru

[9] Горбачевский И. Слово или образ// Креатив. 2006. №1. С.8

[10] Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность каналы распространения. - М., 2003. С. 23.

[11] Каландаров К.Х. Феномен массовых коммуникаций//http://www.easttime.ru

[12] Терин В.М. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М., 2001. С.64.

[13]  Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 2004. С. 116.

[14] Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие// http://www.window.edu.ru

[15] Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. - М., 2004. С. 284.

[16] Коренной А.А. Информация и коммуникация. - Спб., 2003. С. 18.

 

[17] Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособ. для высш. шк. М., 2003. С. 48.

[18] Музыкант В.Л. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М., 2001. С. 237.

[19] Коммуникационный процесс в массовой коммуникации// http:// www.InfoManagement.ru

[20] Дьякова Е.Г., Трахтенберг  А.Д.  Массовая  коммуникация  и  проблема  конструирования  реальности: анализ

основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 2001. С. 104. 

[21] Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. - М., 2004. С. 339.

[22] Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 2004. С. 252.

[23] Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение// http://www.mubiu.ru



2020-02-03 309 Обсуждений (0)
Реализация свойств коммуникативного процесса в СМК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация свойств коммуникативного процесса в СМК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)