Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности выбора средств коммуникационного процесса



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Особенности выбора средств коммуникационного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь. В том случае, когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование информации по различным каналам средств коммуникации, что в современных технических средствах обеспечивается применением на входе и выходе канала коммуникации идентичной аппаратуры, обеспечивающей процесс кодирования и декодирования (шифрования и дешифрования).

Такие коммуникативные факторы как выбор языкового кода, правила и нормы их использования, способы актуализации частных коммуникационных функций формируют коммуникационную установку.

Языковый код выбирается исходя из объема, частотности, существующих коммуникационных средств и каналов коммуникации. На выбор языкового кода также влияют тематика, жанр публикаций, тип радио- или телепередач. Выбор кода определяется реально функционирующими в прессе, радио и телевидении видами языков. Свой языковый код подбирается для людей соответствующего образо­вательного и культурного уровня. В национальных регионах законам предписывается необходимость использования языка коренного населения в СМИ, в образовательных, научных и других государственных учреждениях.

Если передача информации в прямой (непосредственной) устной межличностной коммуникации происходит часто неосознанно и слабо поддается фиксации, то коммуникации с помощью технических средств, наоборот, легче всего регистрируется, и осуществляется посредством какого-либо носителя информации.

Кодирование и декодирование в коммуникационных системах осуществляется с целью исключения перехвата информации доставки ее требуемому адресату. В технических системах эта процедура становится стыковочной для приведения информации в форму, приемлемую для обработки в определенной форме, а при ее приеме - для преобразования в понятную для получателя форму[6].

Получатель информации должен уметь:

· быстро выделить тематику информации по клю­чевым словам;

· правильно   интерпретировать   начало  сообщения   и,   следовательно,

предвосхищать его развертывание;

· восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы;

· правильно определить замысел высказывания.

Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию[7].

Любое сообщение в коммуникационном процессе имеет: структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение, отражает их соотношение и соотношение части и целого, а также динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка).

В свою очередь, к субъективным факторам сообщения, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:

· осмысленность   восприятия, предполагающая    оценку  идентичности

информации, то есть соотношение между реаль­ными и описываемыми событиями, понимание оценочного отношения к информации ее отправителя - коммуникатора и его коммуникационную установку;

· дискретность  восприятия,  которая  связана  с  особенностью  человека

вычленять в сообще­нии «смысловые опоры» в результате расчленения, анализа и объединения потока информации;

· обусловленность воспри­ятия прошлым опытом человека, так называемая

апперцепция, которая дает ему возможность предвосхищать, прогнозировать дальнейшую информацию;

· опережающий характер воспри­ятия (связан с предыдущим фактором) -

способность человека предвосхищать будущее, антиципация, основывается на зако­не опережающего отражения воздействия окружающей действительности: восприни­мая сообщение, человек получает нужную информацию уже  в  его  начале  и  на  основе  контекста  может предвосхитить завер­шающую часть высказывания (дискурса)[8].

При подготовке ин­формации необходимо учитывать требования к конкретным средствам коммуникации. Так, например, к радио- и телепрограммам предъявляются следующие требования.

1. Сообщение должно быть строго поделено на три части:

· вступление  длится,  как  правило, не  более  35  секунд  и  имеет не более

четырех различных сообщений;

· основная часть обычно имеет продолжительность 7-8 минут и содержит

не более 10 новостей;

· в заключении обобщается не более четырех основных новостей и оно по

длительности соответствует вступлению или же может на 10-20 процентов превышать его.

2. Лучше запоминается начало и конец любой информации, а трехкратное повторение дает максимальное запоминание.

3. Наиболее общие синтаксические требования к коммуникационному процессу, протекающему в речевой форме: использование кратких высказываний с простой грамматичес­кой структурой, прямого порядка слов, ограничение многословные и многоуровневых оборотов, подчеркивание его смысловых значений при помощи пауз и интонации.

4. Особое внимание следует обращать на нормативное произ­ношение, распределение смыслового ударения, интонацию, тональнос­ть, темп и ритм сообщения. Все эти нюансы передают оценочное отношение коммуника­тора к информации, способствует выразительности пе­редаваемого сообщения. Эффективность восприятия информации существенно возрастает при совпадении темпа и ритма коммуникатора и личного темпа и ритма слушателя.

5. Среди   эстетических   требований  к  речевому   коммуникативному

процессу ограничение или полное исключение использования неблагозвучных и редко употребляемых форм типа: исключения в одном высказывании слов с общим корнем и тождественным содержанием, неоправданных повторов, пауз[9].

Выбор средств для коммуникационного процесса тесно связан с тем, какую функцию отправитель информации хочет реализовать.

Так, эффективность коммуникативного процесса увеличивает обращение к известным именам, авторитетам. Люди чувствуют себя уверенней, если их мнение совпадает с точкой зрения известных личностей. Нередко в коммуникационном процессе можно заметить использование экзотических терминов, с целью введения слушателя (читателя, зрителя) к таинственности и роман­тике неизведанного. В то же время перенасыщенность сообщения непонятными, хотя и будоражащими воображение, словами может создать барьер непонимания.

При использовании приема нарушения ожидания получателя информации вводится определенная тема, а когда получатель сделает прогнозы относительно ее дальнейшего развития, сообщается, что это была только присказка, име­ющая лишь далекую связь с предполагаемой темой обсуждения. Это не только не нарушает контакта, но напротив - заинтересовывает получателя.

В ряде случаев возможно использование приема ввода ложного персонажа как бы реально участвующего в описываемых событиях. Он применяется для оживления сообщений. В коммуникационном процессе, пользуясь приемом прямого обращения, в котором содержится побуждение к слушанию, нужно учитывать и то обстоятельство, что в зависимости от отноше­ний коммуникантов побуждение может восприниматься как обязательное, желательное или возможное, что в свою очередь, может мешать установлению контакта и восприятию передаваемой информации.

Чаще всего в коммуникационном процессе можно заметить использование обращения к текущим общественным событиям, к фак­там социальной значимости. Здесь используется не только актуальная информация, но и ценностная ориентация коммуниканта.

Активизации коммуникационных процессов способствует реализация и других функций коммуникации: апеллятивной, побудительной, регулирую­щей, волеизъявительной, ритуальной, перформативной, самопрезентации. На формирование коммуникационных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала коммуникации. Дополнение вербальных коммуникативных средств изобразительными (фотографии, карикатуры, графики, схемы и т.п.) значительно усиливает воздействие информации на аудиторию.

Таким образом, использование различных средств коммуникационного процесса и факторов, способ­ствующих воздействию средств коммуникации на аудиторию, позволяет коммуниканту направлять процесс обмена информации в нужное русло и добиваться поставленных им целей.

 

В ходе исследования теоретических основ коммуникационного процесса

были получены следующие выводы.

Коммуникация в общем виде представляет собой процесс передачи отправителем информации к получателю в явной (вербальной) или неявной (невербальной) форме.

Коммуникация всегда означает взаимодействие двух или нескольких объектов.  Поэтому пересечение областей участников коммуникации в их взаимодействии расценивается как коммуникационный процесс.

Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей коммуникационного процесса. Среди них выделяют линейные (модели Г. Лассуэлла, Шеннона-Уивера, У. Шрамма, Д. Гербнера, Ю. Воронцова, К. Левина); циркулярные (модели Г. Малецке, Э. Андерса, Л.Стаатса и Р. Бострома), двухступенчатые (модели П. Лазарсфельда и Р. Мертона), объемные (модели Л. Бейкера, Ф. Дэниса, Э. Роджерса, К. Барнлунда).

Теоретическая разработка той или иной модели строится с учетом особенностей конкретной науки, а также с учетом использования для достижения конкретных функций коммуникации возможных средств коммуникационного процесса.

Коммуникации с помощью технических средств регистрируются и осуществляются посредством какого-либо носителя информации. Выбор средств для коммуникационного процесса тесно связан с тем, какую функцию отправитель информации хочет реализовать (информационную, экспресивную, апеллятивную, побудительную, регулятивную, перформативную и др.).

На формирование коммуникационных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала коммуникации. Дополнение вербальных коммуникативных средств невербальными, например, изобразительными (фотографии, графики, схемы), значительно усиливает воздействие информации на аудиторию.

Таким образом, коммуникационный процесс может быть реализован только посредством средств коммуникации. Эффективность же его определяется правильным их выбором и сочетанием в процессе передачи информации.



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Особенности выбора средств коммуникационного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности выбора средств коммуникационного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)