Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие толерантности в исторической ретроспективе



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
Понятие толерантности в исторической ретроспективе 0.00 из 5.00 0 оценок




       Термин «толерантность» появился в отечественной научной литературе одновременно в нескольких научных дисциплинах: в культурологи, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Однако, сам термин «толерантность» трактуется в широком диапазоне: установка толерантности, о толерантности как свойстве личности, о навыках толерантного поведения, о толерантности как ценностной ориентации, как групповой норме, как форме социального взаимодействия, как механизме общения, как отношении, как характеристике выхода из конфликтной ситуации, как культуре ведения диалога, как профессионально значимом качестве специалистов, работающих с людьми – врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов.

       В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:

· В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

· Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

· В китайском – быть толерантным значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;

· В арабском толерантность – это прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим;

· В персидском – терпение, терпимость, выносливость [5].

Упоминание о толерантности в философских аспектах разного времени выделяет ряд социальных категорий. В число этих категорий входят: социальное сплочение (Платон), равноценное существование (Аристотель), социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья), суеверия, предрассудки, фанатизм, квинтэссенция идеи, право высказывать собственное мнение (Вольтер), принципы, направленность, терпимость относительно всех мнений, мудрость любого строя мысли (О.Конт), самобытность, собственная сущность, сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин), добро, терпеливость и терпимость, страдательная сторона, душевное качество, великодушие, духовное мужество, невозмутимость, субъективные оттенки толкования (В.Соловьев) [2].Определение толерантности содержится в краткой философ­ской энциклопедии: «Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отно­шению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идей­ного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». Также, определение, раскрывающее всю суть толерантности, дано в словаре по этике: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовав­шие и существующие философские концепции.

Первая модель толерантности — «толерантность как безразли­чие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к су­ществованию разных взглядов и практик, так как последние рас­сматриваются в качестве неважных перед лицом основных про­блем, с которыми имеет дело общество. В данной модели имеет место непризнание различия в форме невосприятия, нечувстви­тельности к нему.

Вторая модель — «толерантность как невозможность взаимопо­нимания». Согласно данному осмыслению толерантности, религи­озные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятель­ности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает, как уважение к другому и как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать.

Третья модель — «толерантность как снисхождение» (мы доба­вили бы «и как сожаление»). В этом понимании толерантность вы­ступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с не­которой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла.

Различия в данной модели допускаются, но тем самым не при­знаются, а лишь воспринимаются, фиксируются. Здесь «толерант­ность не включает в себя принятие ценностей другого; как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный и изощренный метод еще больше усилить подчинение другого».

И, наконец, четвертая модель — «толерантность как расшире­ние собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате крити­ческого диалога.

В приведенных определениях можно выделить четыре основных компонента толерантности — это признание, принятие, уважение и понимание. Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия. В толковом словаре Владимира Даля «признавать» значит «признать, что брать за истину, утверж­дать, принимать мнением, убеждением, сознавать». В свою очередь «принимать» — «брать в уважение, во внимание или уважить, со­гласиться; слушать, верить, признавать причиной». С гуманисти­ческих позиций принятие другого таким, каков он есть, обознача­ет изначальную ориентацию на человека и его ценность как лич­ности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на личные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от остальных. «Принять» — озна­чает вверить, впустить по возможности в свой внутренний мир и соотносить свое поведение и интересы с интересами и поведением другого. Принятие другого, по мнению С.Л. Рубинштейна, значит утверждение самобытного существования именно этого человека, со всеми присущими ему качествами. Это отказ от оценок его лич­ности, безусловное к нему отношение.

Уважение — это чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств; уважать — это значит «быть внима­тельным, проявлять внимание». Уважать других в их значимости, в их свободе выбора и свободе решений означает, по З. Бауману, «чтить в другом значимость, в чужом чуждость при этом сходство между мной и другим состоит в нашем различии, в универсальности на­шей уникальности. Лишь уважая мое собственное отличие, я могу уважать и отличие других людей: «Мое отношение к чужому рас­крывается как ответственность, а не просто как безразличный ней­тралитет или даже как когнитивное признание схожести обстоя­тельств (и уж тем более как презрительная версия толерантности). Оно раскрывается как общность участи, а не как простое сходство судеб. Для общности судьбы было бы достаточно взаимной толе­рантности; общая участь требует солидарности».

В контексте толерантности понимание рассматривается с пози­ции герменевтики (искусство понимания чужой индивидуально­сти), согласно которой отрицается сведение понимания к узко­когнитивным целям. Здесь понимание относится к пространству культурных смыслов. В этом плане раскрывается суть такого явле­ния, как понимание одним человеком другого, которое часто оп­ределяется и внутренними состояниями (сопереживанием, интуи­цией), и внешними условиями (влиянием среды и субкультуры, групповыми ожиданиями) [13].

Социологические аспекты изучения толерантности рассматривают данное понятие как социальную реальность, когда социальная значимость различий, существующих между людьми (или группами, к которым они принадлежат) становится актуальной, осознается, субъективно истолковывается, переживается, оценивается, нормируется. В результате трансформируется вся дальнейшая деятельность человека, определяются новые векторы его переживаний, оценок, суждений, намерений, поведения, целей деятельности.

Основываясь на положениях кон­цепции Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этни­ческой толерантности и ее роли в регуляции жизнедеятельности социальной группы, а также на результатах собственных исследований, Н.М. Лебедева и ее коллеги пришли к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантно­сти. Также в результате эмпирических исследований межэтническо­го взаимодействия были выявлены социально-психологические фак­торы, влияющие на проявления этнической толерантности - интолерантности:

· Позитивность-негативность и четкость-амбивалентность этни­ческой и конфессиональной идентичности.

· Величина культурной дистанции.

· Степень религиозности.

· Длительность совместного проживания.

Под этнической толерантностью понимается отсутствие нега­тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику ме­жэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсут­ствия в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Психолог Е.И. Шлягина трактует этническую толерантность как сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Исходной методо­логией для исследования этнической толерантности личности яв­ляются культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмо­ловым. Как и предыдущие исследователи, Е.И. Шлягина пола­гает, что этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления — этнической вариативности личности. В ходе своих исследований авторы выявили внешние и внутренние детер­минанты этнической толерантности [13].

К внутренним детерминантам этнической толерантности отно­сятся:

1. Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент);

2. Индивидуально-типологические свойства личности (самооцен­ка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия по­требностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

В качестве внешних детерминант этнической толерантности вы­деляют:

1. Политическую обстановку в стране.

2. Особенности социально-исторического образа жизни.

3. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины.

4. Профессиональную ориентацию субъекта.

5. Рост миграционных процессов в стране.

6. Травматический шок.

7. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диас­поре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пре­делах своей Родины).

Взаимосвязь национального самосознания (или более привыч­ный термин для психологов - «этнической идентичности», лежа­щей в основе проявления национального самосознания) и межэт­нической толерантности раскрыта в педагогическом исследовании Ф. Мубиновой. По ее мнению, национальное самосознание и ме­жэтническая толерантность представляют собой две стороны од­ной медали — культуры межнационального общения. Автор считает, что «здоровое, позитивно ориентированное национальное са­мосознание постоянно сопровождается высоким уровнем межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей других народов в такой же мере, как и своего». При этом она определяет межнациональную толерантность «как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон и тради­ции), а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, ко­торые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимаю­щее» отношение представителей какой-либо одной национально­сти (в том числе — на личностном уровне) к другим, инонацио­нальным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д. и т.п.)». Согласно этому в структуру межнациональ­ной толерантности входят, во-первых, эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этническим общнос­тям, во-вторых, знания и представления о других культурах и, наконец, поведенческие установки и мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному [13].

Итак, этническая толерантность выступает как социально-психо­логическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной тер­пимости на основе признания и принятия различий, существую­щих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни.

Этническая толерантность основывается на гуманистическом подходе как точке отсчета, с которой представляются этнические взаимоотношения. В структуре позитивной этнической идентично­сти положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам, т.е. этническая идентичность и толерантность взаимосвязаны. С уче­том этого хотелось бы отметить и тесную связь данных феноменов с этнокультурной компетентностью.

Толерантность как особенность созна­ния или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща про­тивоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность, агрессию по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. У каждого человека есть бессозна­тельный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой». Безотчетно другой, иной воспринимается как представляю­щий угрозу [13].

В греческом языке есть слово «ксенос». Оно означает «странный, необычный, неслыханный, чуждый, посторонний», но в первую очередь «чужеземный», а значит - «чужой». И есть еще одно слово «фобос»: «страх, ужас, боязнь; опасение, повод сомневаться, не доверять». Так образовалось слово «ксенофобия». Нарушение тер­пимости изначально коренится в бездумной ксенофобии: раз не по-нашему, значит, плохо, раз плохо, значит, достойно неприяз­ни. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились противопоставления: «мы — они», «свои — чужие», «я — другой». Ксенофо­бия — это отзвуки древних поверий. Вспомним хотя бы народные сказки: в них люди чужого рода обычно представлялись человеку как враги, людоеды, «не люди». Часто мачеха в сказках бывает колдуньей, а ее потомство странное, не похожее на «наших», а все потому, что мачеха - это жена, взятая из чужого рода. Иноземцы часто представляются невежественными и опасными. «Свой» — это существо одной с нами крови, «чужой» так же чужд, как существо другого биологического вида [13].

Таким образом, в процессе рассмотрения понятия «толерантность» с теоретической точки зрения, можно сделать следующие выводы:

1. Этническая толерантность личности обнаруживается и в изве­стном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не существо­вало бы.

2. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другому эт­носу, предполагает, что мы сознаем существование скрываю­щихся под различиями сходств и тождеств, например, сознаем принадлежность этнических групп к человечеству в целом.

3. Этническая толерантность признает наличие другого образа жиз­ни и этнокультурных ценностей.

4. Этническая толерантность основана на паритете сторон, то есть смысл этнической толерантности состоит в отношении к «дру­гому» как к равнодостойному индивиду. Таким образом, этни­ческая толерантность исключает патернализм, когда одна из эт­нических общностей желает быть покровителем другой.

5. Этническая толерантность активна, то есть ей не присуще инер­тное, индифферентное отношение к происходящему или при­миренчество и снисходительность к насилию, несправедливо­сти, напротив, для нее характерны постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу, политологу. Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий выступа­ет направленность на морально-нравственные принципы и нормы человеческого существования, которые в состоянии обеспечить мирные взаимоотношения этнических общностей и этнофоров.

6. Этническая толерантность выражается в стремлении достичь вза­имного уважения, понимания и согласования разнородных ин­тересов и точек зрения ненасильственными способами, без при­менения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

7. Этническая толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована.

8. Понимание - необходимая составляющая этнокультурной ком­петентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности — это спонтанный про­цесс постижения этнической специфики, в то время как в контексте этнокультурной компетентности понимание — это ре­зультат познания.

9. Воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая то­лерантность и этнокультурная компетентность представляют со­бой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная ком­петентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на при­знании и принятии этнокультурного разнообразия, дает воз­можность понять другие народы, а также расширить рамки эт­нического опыта и знаний [13].

 

 

1.2. Особенности формирования толерантного сознания детей

в современных условиях в воспитательном процессе

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает плат разных проблем, связанных с отношениями людей [1].И несмотря на то, что понятие «толерантность» трактуется широко, в обществе существует общее понимание его смысла. Толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность, соответствующее понимание и т.д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия.

Толерантность и толерантные отношения проявлялись на протяжении всей истории человечества. Понимание смысла этого феномена и выполнение элементов толерантного поведения, его норм всегда являлось реальным условием выживания человечества. Определенные принципы толерантности лежали в основе формирования гражданского общества и организации многоэтнического мира.

Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Толерантность не только норма гуманных человеческих отношений, важный момент их установления, но и постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.

В системе образования, в образовательном процессе проблема формирования толерантного сознания должна решаться при акцентировании внимания не только на гуманистической стороне и безопасности, что является условием выживания, но и на научном объяснении функциональной роли толерантности в организации и развитии общества как постоянно действующего механизма построения всех отношений.

       Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. Современное общество ставит свои задачи, устанавливает нормы, делает свои новые акценты в содержании понятия толерантности на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе отношений.

       В настоящее время каждый человек включен в систему этносодержащих отношений как носитель культурных традиций, системы связей своего этноса. Толерантность, таким образом, - объективная необходимость в процессе многочисленных контактов человека с другими этносами в многоэтническом мире, где, человек, относящийся к определенному этносу, изначально принадлежит всей совокупности многоэтнически представленного сообщества и выступает участником его воспроизводство. Объявление «свободы» своего этноса и характер происходящих процессов суверенизации часто реализуют лишь один уровень и форму самоопределения – отделение и стремление приобрести соответствующий статус без учета мнения других этносов. Поэтому формируется новый уровень функциональной нагрузки, новые принципы-требования межсубъектного поведения, в данном случае – новые подходы к межсубъектным отношениям этносов и их представителей в современном обществе.

       Особенности развития общества и функционирования этносов в современной ситуации задают новые подходы к пониманию толерантности как феномена в контексте развития межэтнических отношений. Рост задач и ответственности людей за устойчивость и позитивную направленность развития общества, и в частности межэтнических отношений, повышает значение воспитания молодого поколения. Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого. Современные дети живут в новых условиях: в условиях существования этноса, к которому они принадлежат, в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые не всегда регулируются родителями, школой, обществом, в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.

       Необходимо учитывать новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Важной является оценка детей в контексте изменения этноса, когда воспитание толерантного сознания предполагает усиление субъектной представленности этноса и поэтому большую этническую идентификацию индивидов как субъектов этноса, в условиях приобщения его к большому обществу, которое рассматривается как условие этнического утверждения. Поэтому обостряется потребность в понимании толерантности как особой сферы жизнедеятельности общества, когда в воспитательном процессе задаются нормы отношений и осмысливается структура толерантности как особого социального феномена. Новые подходы основываются не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, характеристиках общения, нормах общения и т.д., но и на реальном практическом действии и взаимодействии детей.

       Позитивное понимание толерантности достигается через ее противоположность – интолерантность или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, т.к. они отвергают привычные модели. Это находит проявление от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

       Причины возникновения интолерантности состоят в том, что психика человека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомства, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». В процессе взросления человек усваивает нормы и ценности своей ближайшей культурной среды – так происходит его становление как представителя определенной человеческой общности. Данный процесс протекает сложно и противоречиво: с одной стороны, человек осознает свое положение среди подобных ему и вырабатывает толерантное отношение к близкому окружению, а с другой – он осознает и свою индивидуальность и неповторимость. В этой ситуации необходимо в каждом конкретном случае определить степень толерантности и не утратить при этом индивидуальности.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного человека к более слабому, что включает умение педагога управлять своим поведением и учить этому воспитанника на примере собственного поведения [8].

 



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
Понятие толерантности в исторической ретроспективе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие толерантности в исторической ретроспективе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)