Понятие толерантности в исторической ретроспективе
Термин «толерантность» появился в отечественной научной литературе одновременно в нескольких научных дисциплинах: в культурологи, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Однако, сам термин «толерантность» трактуется в широком диапазоне: установка толерантности, о толерантности как свойстве личности, о навыках толерантного поведения, о толерантности как ценностной ориентации, как групповой норме, как форме социального взаимодействия, как механизме общения, как отношении, как характеристике выхода из конфликтной ситуации, как культуре ведения диалога, как профессионально значимом качестве специалистов, работающих с людьми – врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов. В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки: · В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; · Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; · В китайском – быть толерантным значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других; · В арабском толерантность – это прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим; · В персидском – терпение, терпимость, выносливость [5]. Упоминание о толерантности в философских аспектах разного времени выделяет ряд социальных категорий. В число этих категорий входят: социальное сплочение (Платон), равноценное существование (Аристотель), социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья), суеверия, предрассудки, фанатизм, квинтэссенция идеи, право высказывать собственное мнение (Вольтер), принципы, направленность, терпимость относительно всех мнений, мудрость любого строя мысли (О.Конт), самобытность, собственная сущность, сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин), добро, терпеливость и терпимость, страдательная сторона, душевное качество, великодушие, духовное мужество, невозмутимость, субъективные оттенки толкования (В.Соловьев) [2].Определение толерантности содержится в краткой философской энциклопедии: «Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». Также, определение, раскрывающее всю суть толерантности, дано в словаре по этике: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие и существующие философские концепции. Первая модель толерантности — «толерантность как безразличие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию разных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. В данной модели имеет место непризнание различия в форме невосприятия, нечувствительности к нему. Вторая модель — «толерантность как невозможность взаимопонимания». Согласно данному осмыслению толерантности, религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает, как уважение к другому и как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать. Третья модель — «толерантность как снисхождение» (мы добавили бы «и как сожаление»). В этом понимании толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла. Различия в данной модели допускаются, но тем самым не признаются, а лишь воспринимаются, фиксируются. Здесь «толерантность не включает в себя принятие ценностей другого; как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный и изощренный метод еще больше усилить подчинение другого». И, наконец, четвертая модель — «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. В приведенных определениях можно выделить четыре основных компонента толерантности — это признание, принятие, уважение и понимание. Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия. В толковом словаре Владимира Даля «признавать» значит «признать, что брать за истину, утверждать, принимать мнением, убеждением, сознавать». В свою очередь «принимать» — «брать в уважение, во внимание или уважить, согласиться; слушать, верить, признавать причиной». С гуманистических позиций принятие другого таким, каков он есть, обозначает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на личные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от остальных. «Принять» — означает вверить, впустить по возможности в свой внутренний мир и соотносить свое поведение и интересы с интересами и поведением другого. Принятие другого, по мнению С.Л. Рубинштейна, значит утверждение самобытного существования именно этого человека, со всеми присущими ему качествами. Это отказ от оценок его личности, безусловное к нему отношение. Уважение — это чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств; уважать — это значит «быть внимательным, проявлять внимание». Уважать других в их значимости, в их свободе выбора и свободе решений означает, по З. Бауману, «чтить в другом значимость, в чужом чуждость при этом сходство между мной и другим состоит в нашем различии, в универсальности нашей уникальности. Лишь уважая мое собственное отличие, я могу уважать и отличие других людей: «Мое отношение к чужому раскрывается как ответственность, а не просто как безразличный нейтралитет или даже как когнитивное признание схожести обстоятельств (и уж тем более как презрительная версия толерантности). Оно раскрывается как общность участи, а не как простое сходство судеб. Для общности судьбы было бы достаточно взаимной толерантности; общая участь требует солидарности». В контексте толерантности понимание рассматривается с позиции герменевтики (искусство понимания чужой индивидуальности), согласно которой отрицается сведение понимания к узкокогнитивным целям. Здесь понимание относится к пространству культурных смыслов. В этом плане раскрывается суть такого явления, как понимание одним человеком другого, которое часто определяется и внутренними состояниями (сопереживанием, интуицией), и внешними условиями (влиянием среды и субкультуры, групповыми ожиданиями) [13]. Социологические аспекты изучения толерантности рассматривают данное понятие как социальную реальность, когда социальная значимость различий, существующих между людьми (или группами, к которым они принадлежат) становится актуальной, осознается, субъективно истолковывается, переживается, оценивается, нормируется. В результате трансформируется вся дальнейшая деятельность человека, определяются новые векторы его переживаний, оценок, суждений, намерений, поведения, целей деятельности. Основываясь на положениях концепции Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этнической толерантности и ее роли в регуляции жизнедеятельности социальной группы, а также на результатах собственных исследований, Н.М. Лебедева и ее коллеги пришли к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности. Также в результате эмпирических исследований межэтнического взаимодействия были выявлены социально-психологические факторы, влияющие на проявления этнической толерантности - интолерантности: · Позитивность-негативность и четкость-амбивалентность этнической и конфессиональной идентичности. · Величина культурной дистанции. · Степень религиозности. · Длительность совместного проживания. Под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствия в этом плане преимущества одной культуры перед другой. Психолог Е.И. Шлягина трактует этническую толерантность как сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности являются культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым. Как и предыдущие исследователи, Е.И. Шлягина полагает, что этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления — этнической вариативности личности. В ходе своих исследований авторы выявили внешние и внутренние детерминанты этнической толерантности [13]. К внутренним детерминантам этнической толерантности относятся: 1. Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент); 2. Индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации). В качестве внешних детерминант этнической толерантности выделяют: 1. Политическую обстановку в стране. 2. Особенности социально-исторического образа жизни. 3. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины. 4. Профессиональную ориентацию субъекта. 5. Рост миграционных процессов в стране. 6. Травматический шок. 7. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диаспоре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пределах своей Родины). Взаимосвязь национального самосознания (или более привычный термин для психологов - «этнической идентичности», лежащей в основе проявления национального самосознания) и межэтнической толерантности раскрыта в педагогическом исследовании Ф. Мубиновой. По ее мнению, национальное самосознание и межэтническая толерантность представляют собой две стороны одной медали — культуры межнационального общения. Автор считает, что «здоровое, позитивно ориентированное национальное самосознание постоянно сопровождается высоким уровнем межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей других народов в такой же мере, как и своего». При этом она определяет межнациональную толерантность «как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон и традиции), а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, которые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе — на личностном уровне) к другим, инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д. и т.п.)». Согласно этому в структуру межнациональной толерантности входят, во-первых, эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этническим общностям, во-вторых, знания и представления о других культурах и, наконец, поведенческие установки и мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному [13]. Итак, этническая толерантность выступает как социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни. Этническая толерантность основывается на гуманистическом подходе как точке отсчета, с которой представляются этнические взаимоотношения. В структуре позитивной этнической идентичности положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам, т.е. этническая идентичность и толерантность взаимосвязаны. С учетом этого хотелось бы отметить и тесную связь данных феноменов с этнокультурной компетентностью. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща противоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность, агрессию по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой». Безотчетно другой, иной воспринимается как представляющий угрозу [13]. В греческом языке есть слово «ксенос». Оно означает «странный, необычный, неслыханный, чуждый, посторонний», но в первую очередь «чужеземный», а значит - «чужой». И есть еще одно слово «фобос»: «страх, ужас, боязнь; опасение, повод сомневаться, не доверять». Так образовалось слово «ксенофобия». Нарушение терпимости изначально коренится в бездумной ксенофобии: раз не по-нашему, значит, плохо, раз плохо, значит, достойно неприязни. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились противопоставления: «мы — они», «свои — чужие», «я — другой». Ксенофобия — это отзвуки древних поверий. Вспомним хотя бы народные сказки: в них люди чужого рода обычно представлялись человеку как враги, людоеды, «не люди». Часто мачеха в сказках бывает колдуньей, а ее потомство странное, не похожее на «наших», а все потому, что мачеха - это жена, взятая из чужого рода. Иноземцы часто представляются невежественными и опасными. «Свой» — это существо одной с нами крови, «чужой» так же чужд, как существо другого биологического вида [13]. Таким образом, в процессе рассмотрения понятия «толерантность» с теоретической точки зрения, можно сделать следующие выводы: 1. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не существовало бы. 2. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другому этносу, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств, например, сознаем принадлежность этнических групп к человечеству в целом. 3. Этническая толерантность признает наличие другого образа жизни и этнокультурных ценностей. 4. Этническая толерантность основана на паритете сторон, то есть смысл этнической толерантности состоит в отношении к «другому» как к равнодостойному индивиду. Таким образом, этническая толерантность исключает патернализм, когда одна из этнических общностей желает быть покровителем другой. 5. Этническая толерантность активна, то есть ей не присуще инертное, индифферентное отношение к происходящему или примиренчество и снисходительность к насилию, несправедливости, напротив, для нее характерны постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу, политологу. Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий выступает направленность на морально-нравственные принципы и нормы человеческого существования, которые в состоянии обеспечить мирные взаимоотношения этнических общностей и этнофоров. 6. Этническая толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения ненасильственными способами, без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. 7. Этническая толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована. 8. Понимание - необходимая составляющая этнокультурной компетентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности — это спонтанный процесс постижения этнической специфики, в то время как в контексте этнокультурной компетентности понимание — это результат познания. 9. Воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта и знаний [13].
1.2. Особенности формирования толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает плат разных проблем, связанных с отношениями людей [1].И несмотря на то, что понятие «толерантность» трактуется широко, в обществе существует общее понимание его смысла. Толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность, соответствующее понимание и т.д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия. Толерантность и толерантные отношения проявлялись на протяжении всей истории человечества. Понимание смысла этого феномена и выполнение элементов толерантного поведения, его норм всегда являлось реальным условием выживания человечества. Определенные принципы толерантности лежали в основе формирования гражданского общества и организации многоэтнического мира. Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Толерантность не только норма гуманных человеческих отношений, важный момент их установления, но и постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества. В системе образования, в образовательном процессе проблема формирования толерантного сознания должна решаться при акцентировании внимания не только на гуманистической стороне и безопасности, что является условием выживания, но и на научном объяснении функциональной роли толерантности в организации и развитии общества как постоянно действующего механизма построения всех отношений. Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. Современное общество ставит свои задачи, устанавливает нормы, делает свои новые акценты в содержании понятия толерантности на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе отношений. В настоящее время каждый человек включен в систему этносодержащих отношений как носитель культурных традиций, системы связей своего этноса. Толерантность, таким образом, - объективная необходимость в процессе многочисленных контактов человека с другими этносами в многоэтническом мире, где, человек, относящийся к определенному этносу, изначально принадлежит всей совокупности многоэтнически представленного сообщества и выступает участником его воспроизводство. Объявление «свободы» своего этноса и характер происходящих процессов суверенизации часто реализуют лишь один уровень и форму самоопределения – отделение и стремление приобрести соответствующий статус без учета мнения других этносов. Поэтому формируется новый уровень функциональной нагрузки, новые принципы-требования межсубъектного поведения, в данном случае – новые подходы к межсубъектным отношениям этносов и их представителей в современном обществе. Особенности развития общества и функционирования этносов в современной ситуации задают новые подходы к пониманию толерантности как феномена в контексте развития межэтнических отношений. Рост задач и ответственности людей за устойчивость и позитивную направленность развития общества, и в частности межэтнических отношений, повышает значение воспитания молодого поколения. Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого. Современные дети живут в новых условиях: в условиях существования этноса, к которому они принадлежат, в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые не всегда регулируются родителями, школой, обществом, в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д. Необходимо учитывать новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Важной является оценка детей в контексте изменения этноса, когда воспитание толерантного сознания предполагает усиление субъектной представленности этноса и поэтому большую этническую идентификацию индивидов как субъектов этноса, в условиях приобщения его к большому обществу, которое рассматривается как условие этнического утверждения. Поэтому обостряется потребность в понимании толерантности как особой сферы жизнедеятельности общества, когда в воспитательном процессе задаются нормы отношений и осмысливается структура толерантности как особого социального феномена. Новые подходы основываются не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, характеристиках общения, нормах общения и т.д., но и на реальном практическом действии и взаимодействии детей. Позитивное понимание толерантности достигается через ее противоположность – интолерантность или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, т.к. они отвергают привычные модели. Это находит проявление от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Причины возникновения интолерантности состоят в том, что психика человека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомства, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». В процессе взросления человек усваивает нормы и ценности своей ближайшей культурной среды – так происходит его становление как представителя определенной человеческой общности. Данный процесс протекает сложно и противоречиво: с одной стороны, человек осознает свое положение среди подобных ему и вырабатывает толерантное отношение к близкому окружению, а с другой – он осознает и свою индивидуальность и неповторимость. В этой ситуации необходимо в каждом конкретном случае определить степень толерантности и не утратить при этом индивидуальности. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного человека к более слабому, что включает умение педагога управлять своим поведением и учить этому воспитанника на примере собственного поведения [8].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |