Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты проблемы определения и содержания



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты проблемы определения и содержания 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся

В воспитательной среде образовательных учреждений

 

 

Методические рекомендации

 

 

Составитель:

начальник социально-

психологического отдела

Центра психолого-педагогической

реабилитации и коррекции

Кречетникова А.В.,

педагог-психолог социально-

психологического отдела

Нарыгин А.А.,

педагог-психолог социально-

психологического отдела

Панюшкина Е.В.

 

Г. Ханты-Мансийск

Г.

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты проблемы определения и содержания толерантности……..6

1.1. Понятие толерантности в исторической ретроспективе………………………………….6

1.2. Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе…………………………………………………………………………………….11

2. Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей……………………………………………………………………………………..13

3. Система организации толерантного, этнокультурного воспитания детей в условиях летнего детского лагеря………………………………………………………………..22

Словарь терминов………………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………………………..28

Приложение……………………………………………………………………………………..29

Приложение 1…………………………………………………………………………………...29

Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в образовательной среде

Приложение 2…………………………………………………………………………………...40

Программа развития толерантности обучающихся в полиэтнической школе

Приложение 3………………..………………………………………………………………….52

Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде.

Приложение 4…………………………………………………………………………………...80

Сценарий открытия/закрытия фестиваля толерантности «Радужный мост» и «Радужный мост – 2»

Приложение 5…………………………………………………………………………………...99

Принципы образовательной политики школ с полиэтническим составом учащихся

Приложение 6………………………………………………………………………………….100

Договор об оказании образовательных услуг ребенку, не владеющему (слабовладеющему) русским языком

Приложение 7………………………………………………………………………………….100

Жизненное кредо достойного человека (автор д.п.н. Н.Е. Щуркова)

Приложение 8………………………………………………………………………………….104

Притчи, байки, истории и мифы в развитии толерантности детей

 

 

Пояснительная записка

 

       Современная политическая ситуация в России показывает, что проблема межэтнических отношений неизменно остается одной из самых сложных и трудно регулируемых. Межэтнические отношения обуславливаются массой различных факторов: политических, исторических, экономических; важную роль наряду с перечисленными факторами играют этнокультурные и социально-психологические факторы. [10]

       Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Именно образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышение его культурного уровня, сознания и самосознания. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям. [9]

       В 2001г. Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы» [10].Все принципы и направления данной программы нашли практическое отражение в федеральной программе развития образования, где в качестве главной задачи было определено формирование человека готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

       Провозглашенные принципы и установки в деятельности отечественного образования, имеющие большое значение в любой ситуации развития полиэтнического общества, в современных условиях приобретают особую остроту и чрезвычайную важность [9].

       Понятие толерантности определяется на основе «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) как:

· Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными;

· Обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами;

· Уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;

· Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

· Навыки эффективного межкультурного взаимодействия [2].

Учитывая статьи Декларации выявлены следующие понятия толерантность: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, от навязывания взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправия, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции. В результате обобщения выше перечисленных понятий выделены определения содержательных единиц:

1. Категории: уважение, принятие, понимание, свобода мысли, совести, убеждений; моральный долг; потребность; активное отношение; признание; ценность; обязанность; нормы; взгляды.

2. Области: многообразие культур, гармония, разнообразие, политика и право, замена культуры войны культурой мира; отдельные люди, группы и государства; плюрализм; различия между людьми по внешнему виду, положению, речи, поведению, поведению и ценностям.

3. Психологические качества: формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности; знания, открытость, общение; отказ от догматизма, от абсолютизации истины; свобода придерживаться своих убеждений и признание такого же права за другими; жизнь в мире и сохранение своей индивидуальности; невозможность навязывания своих взглядов другим [2].

Нельзя не заметить того, что усложнение полиэтнической и экономической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых стран и групп населения стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, возникновение этноконфликтов, которые значительно усложняют общую обстановку в поликультурном мире. Этнопроблемы в обществе сегодня предстают в совершенно новых аспектах, на новом уровне, в новых позициях и более жестко.

В Ханты-Мансийском автономном округе принят ряд законодательных актов в целях защиты прав и свобод граждан, принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» руководствуясь постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.05.2007 №79 «О Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности».

Учитывая выше приведенные данные, мы провели исследование об изучении межнациональной конфликтности и состояния межнациональных отношений в молодежной среде в автономном округе. Анализ анкет на вопрос отношения респондентов к представителям других культур, национальностей, религий, показал, что  большая часть участников опроса выражают позицию терпимости к представителям других культур, национальностей и религий 68,7%. Испытывают безразличие 19,6% участников, 3,1% относятся положительно, нормальное отношение у 3,6% участников. Агрессия проявляется у 1.9% участников и нетерпимость 2.3%. Изучение мнения респондентов о защите прав своего народа выявил, что 80,7% участников против любых методов защиты своего народа, 19,3% согласны с этим утверждением. Хотя этот процент незначительный, он выявляет скрытую агрессивную установку нетерпимости к другим культурам, национальностям и религиям. Мнение респондентов о сохранении чистоты нации также разделилось. За чистоту нации выразилось положительно 25% участников, и существенно против выразило мнение 75% опрашиваемых. Данные результаты выявляют скрытую бессознательную установку агрессии, нетерпимость к другим культурам и национальностям. Часть вопросов анкет были направлены на изучение ограничения права людей других национальностей в проживании на его национальной территории. Анализ анкет показал, что за ограничения проживания на территории людей другой национальности выразилось 24,3% участников анкетирования, большая же часть участников не согласно с этим утверждением 75,7%. Здесь отслеживается проявление скрытой, бессознательной установки нетерпимости к другим культурам и национальностям.

В целом анализируя анкетные данные, мы получили следующие результаты: 77,1% участников терпимо относятся к представителям других национальностей и культур не испытывая особых проблем, 22,9% участников не отличаются особой толерантностью к другим народам и в некоторых ситуациях проявляют агрессию и не терпимость к другим национальностям, народам. Таким образом, следует сделать вывод о том, что мнение почти четверти респондентов является показателем о тенденции нетерпимости и агрессии по отношению к другим культурам, религиям и национальностям.

Установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. Учитывая выше приведенные данные анкет эта проблема особенно актуальна в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время великой отечественной войны и других тяжелых периодов в истории России. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них [9].

Таким образом, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений актуальной и значимой в воспитательной работе образовательных учреждений.

Данные методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов общего и дополнительного образования, педагогов-организаторов образовательных учреждений.

 

Теоретические аспекты проблемы определения и содержания

Толерантности



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты проблемы определения и содержания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты проблемы определения и содержания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)