Электронная форма декларирования – одна из эффективных видов декларирования
Электронная форма декларирования - это предоставление сведений о товаре в электронном виде. Следует отметить, что такая форма декларирования в самостоятельном виде не применяется, поскольку Россия еще не вышла на тот уровень развития, чтобы использовать эту форму в полной мере. Как разновидность используется предоставление копи ГТД в электронном виде на магнитном носителе. В настоящее время электронная форма декларирования применяется только в отдельных региональных таможенных управлениях. 29 июля 2002г. Государственный Таможенный Комитет РФ издал приказ № 801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном управлениях». В целях совершенствования таможенного контроля и ускорения таможенного оформления товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, путем их декларирования в электронной форме, данным приказом были утверждены Временные Правила таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах. В соответствии с этими Правилами таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, состоящей из подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа. Подсистема декларанта – программное средство подготовки, редактирования, передачи таможенной декларации и сведений о товарах и транспортных средствах в таможенных орган. Подсистема декларанта выполняет следующие основные функции: формирование сведений о товарах и транспортных средствах, форматный контроль сведений, формирование таможенной декларации на основе сведений о товарах и транспортных средствах; форматно-логический контроль соответствия таможенной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных; передача сведений о товарах и транспортных средствах, иных необходимых сведений а также таможенной декларации в узел обработки информации таможенного органа; прием необходимых сведений из узла обработки информации таможенного органа. Подсистема таможенного органа включает в себя узел обработки информации, в базе данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, необходимые для таможенных целей, автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами. Узел обработки информации таможенного органа выполняет следующие функции: прием из программных средств автоматизированной информационной системы (АИС) и передача программным средствам АИС сведений о товарах и транспортных средствах, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации; контроль наличия всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, проверку их внутренней непротиворечивости, а также соответствия сведений из различных документов друг другу; форматно-логический контроль соответствия таможенной декларации определенным ГТК РФ структуре и формату данных; хранение принятых сведений, а также оформленных таможенной деклараций; отображение таможенной декларации и экранных форм сведений о товарах и транспортных средствах, относящихся к ней, исключив возможность изменения; отображение таможенной декларации и экранных форм сведений о товарах и транспортных средствах с учетом необходимости соответствия состава и положения реквизитов экранных форм сведений положению реквизитов исходных документов; распечатывание экранных форм сведений, других необходимых сведений, а также таможенной декларации; проверка подлинности электронной цифровой подписи (ЭЦП). Информационное взаимодействие в рамках АИС между подсистемами осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП (далее –авторизованные сообщения). Декларирование товаров и транспортных средств с использованием электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД) происходит следующим образом. Декларант после представления таможенному органу товаров и транспортных средств в сроки, установленные таможенным законодательством РФ, формирует с использованием подсистемы декларанта ЭГТД сведения о товарах и транспортных средствах, подписывает их ЭЦП и передает в узел обработки информации таможенного органа. ЭГТД заполняется в соответствии с инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК РФ от 21.08.2003 №915. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия ЭГТД определенным ГТК России структуре и формату данных, в результате которого ЭГТД принимается для дальнейшей обработки. В случае успешного прохождения форматно-логического контроля узел обработки информации таможенного органа регистрирует ЭГТД и сведения о товарах и транспортных средствах с присвоением уникального номера, после чего ЭГТД передается в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенного контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения форматно-логического контроля. Данный регистрационный номер присваивается информационной системой для целей идентификации представляемых декларантом сведений и не совпадает с регистрационным (справочным) номером предварительной ГТД, присваиваемым таможенным органом в соответствии с требованиями при приеме и регистрации ГТД, установленными нормативными правовыми актами ГТК России. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля (АРМ ТО и ТК) осуществляет прием, регистрацию и проверку ЭГТД. Таможенный контроль электронной периодической декларации осуществляется в общеустановленном порядке, при этом таможенный орган вправе определить специально подготовленное должностное лицо (группу должностных лиц) для проверки заявляемых сведений. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ЭГТД. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки ЭГТД и сведений о товарах и транспортных средствах принимает решение о необходимости и форме таможенного досмотра товаров, а также необходимости представления дополнительных сведений. Принятое решение о необходимости представления дополнительных сведений либо бумажных экземпляров документов доводятся до декларанта посредством авторизованного сообщения. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом осуществляет следующее: проставляет соответствующие отметки в ЭГТД посредством АРМ ТО и ТК; передает ЭГТД из АРМ ТО и ТК в узел обработки информации таможенного органа; посредством программных средств обработки информации таможенного органа; посредством программных средств узла обработки информации подтверждает выпуск товаров ЭЦП, распечатывает ЭГТД на бланке грузовой таможенной декларации формы ТД 1, проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов оттиски штампа «Выпуск разрешен», в графе «С» основного листа запись «Электронное декларирование» и заверяет их подписью и личной номерной печатью. Декларант для учета и хранения оформленной ЭГТД не позднее 10 дней со дня завершения таможенного оформления обеспечивает подписание сведений на листах бумажного экземпляра ЭГТД лицом, ее заполнившим, и заверение печатью юридического лица, если декларант является юридическим лицом.7 Листы бумажного экземпляра ЭГТД распределяются согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. Хранение ЭГТД и сведений о товарах и транспортных средствах, относящихся к ней, осуществляется в узле обработки информации таможенного органа, исключая возможность внесения изменений в ЭГТД и сведения о товарах. Хранение бумажного экземпляра ЭГТД, а также бумажных экземпляров документов, представленных при уведомлении таможенного органа о прибытии транспортного средства доставки товаров, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами ГТК России, определяющими порядок хранения ГТД и иных документов необходимых для таможенных целей. Для организации декларирования в электронной форме таможенный орган доводит до декларанта требования к аппаратным, системным, сетевым и телекоммуникационным средствам, программному обеспечению, средствам защиты информации, необходимые для организации подсистемы декларанта и обеспечения интерфейса с подсистемой таможенного органа, а также при необходимости безвозмездно передает декларанту для установки программное обеспечение, эксплутационную документацию для организации взаимодействия подсистемы декларанта с подсистемой таможенного органа. Декларант для организации декларирования в электронной форме назначает лиц, ответственных за осуществление электронного обмена данными с таможенным органом (в том числе администратора подсистемы декларанта и пользователей ЭЦП) с представлением в таможенный орган документов, подтверждающих назначения и полномочия указанных лиц, а также самостоятельно комплектует подсистему декларанта необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, программным обеспечением, средствами защиты информации в соответствии с рекомендациями таможенного органа.
2.3.Устная и конклюдентная формы декларирования и их характеристика
Устная форма декларирования применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами. Возможность применения этой формы декларирования закреплена положениями ст.3 Протокола 22 января 1998г. «Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств – участников таможенного союза». В соответствии с этим Протоколом декларирование валюты и товаров при их перемещении через внутренние таможенные границы между государствами участниками Таможенного союза в письменной форме не производится, за исключением валюты и товаров, запрещенных и ограниченных к вывозу и ввозу, в том числе в стоимостном и количественном выражении, в соответствии с национальным законодательством каждого из государств, декларирование которых производится в письменной форме. Физические лица, перемещающие валюту и товары через внутренние таможенные границы между государствами – участниками Таможенного союза, могут по собственному желанию декларировать их в письменной форме. В современной таможенной практике применяется декларирование через совершение конклюдентных действий. Конклюдентная форма декларирования – форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. Декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется, например, в международных аэропортах. Там организована двухканальная система декларирования. При этом «красный» канал используется для декларирования в письменной форме товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, а «зеленый» канал – для декларирования таких товаров в конклюдентной форме. Применение двухканальной системы обеспечивает: надлежащее осуществление таможенного контроля и таможенного оформления; создание условий способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; ускорение движения пассажиропотока через таможенную границу РФ; увеличение пропускной способности пунктов пропуска; соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через границу РФ; нормальную деятельность таможенных органов. Для применения двухканальной системы должно быть выделено не менее одного прохода, в котором осуществляется декларирование в конклюдентной форме («зеленый» канал), и не менее одного прохода для декларирования в письменной форме («красный» канал). Общее количество проходов таможенный орган определяет самостоятельно с учетом объемов пассажиропотока и имеющихся возможностей.8 В исключительных случаях «зеленый» канал может быть временно закрыт для следования физических лиц, ввозящих товары на таможенную территорию РФ, по мотивированному решению начальника таможенного органа либо лица, его замещающего. Такое решение может быть принято с учетом оперативной обстановки, сложившейся в пункте пропуска. При этом независимо от того, на какой срок закрыт «зеленый» канал для следования физических лиц, должностное лицо, принявшее решение, обязано немедленно доложить о нем в вышестоящий таможенный орган, а в течении трех дней направить подробную информацию о причинах и результатах такого закрытия в вышестоящий таможенный орган и ГТК России. «Зеленый» канал может быть закрыт для следования физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ по решению ГТК России. Каналы располагаются за пределами мест выдачи багажа с тем, чтобы при выборе канала физические лица имели при себе сопровождаемый багаж. Расстояние между местом выдачи багажа и входами в каналы (зона накопления) должно быть достаточным для того, чтобы физические лица могли выбрать соответствующий канал и войти в него, не испытывая затруднений. Вход в «зеленый» канал обозначается специальным графическим символом в виде восьмиугольника зеленого цвета на белом фоне, а также надписями «Зеленый канал» («Green channel») и «Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет» («Nothing to declare») на русском и английском языках, выполненными зеленым цветом. Место входа в «зеленый» канал обозначается зеленой (белой) линией шириной до 50 см. Перемещение товаров через указанную линию рассматривается как заявление этого лица о том, что перемещаемые им через таможенную границу РФ товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному декларированию в письменной форме. Место выхода из «зеленого» канала обозначается линией зеленого (белого) цвета шириной до 50 см. Перемещение физическим лицом товаров за указанную линию означает завершение таможенного оформления ввозимых им товаров, не требующих обязательного письменного декларирования при перемещении через таможенную границу РФ. Такие товары рассматриваются как выпущенные. «Зеленый» канал предназначен для декларирования физическими лицами товаров, перемещаемых ими в сопровождаемом багаже, и при отсутствии намерения ввести товары в несопровождаемом багаже. При выборе физическим лицом зеленого канала таможенная декларация в письменной форме не заполняется и не подается. В «зеленом» канале таможенный контроль проводится выборочно. Неприменение отдельных форм таможенного контроля в «зеленом» канале не означает, что лица освобождаются от обязанностей соблюдать таможенное законодательство РФ. При необходимости должностные лица таможенного органа могут использовать в «зеленом» канале любые формы таможенного контроля, предусмотренные ТК РФ. Конклюдентная форма декларирования была закреплена в Приказе ГТК РФ от 25 января 1999г. №38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности». Говоря о данной форме декларирования, необходимо учитывать разъяснения, доведенные письмом ГТК РФ от 3 сентября 2001г. № 01-06/35455 «О конклюдентной форме декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами в поездах международного сообщения». Согласно данному письму положения, регламентирующие конклюдентную форму декларирования полностью распространяются на случаи перемещения физическими лицами товаров в сопровождаемом багаже в пассажирских поездах международного сообщения. До начала осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в пассажирских поездах международного сообщения, сотрудники таможенных органов обязаны разъяснить лицам возможность выбора одной из форм декларирования товаров, а при необходимости и положения действующих таможенных правил, а также раздать бланки таможенных деклараций формы ТД – 6. Для определения правильности выбранной формы декларирования достаточным является проведение сотрудниками таможенных органов опроса физических лиц по поводу наличия либо отсутствия у них товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. Если во время проведения таможенного контроля, в том числе при опросе, будет установлено наличие у физического лица, выбравшего конклюдентную форму декларирования, товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, такое лицо должно нести ответственность в соответствии с законодательством РФ. Указанный порядок применяется и при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже транспортными служащими и обслуживающим персоналом, следующими в пассажирских поездах международного сообщения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |